За последние 50 лет условия существования человека заметно ухудшились. И эта тенденция лишь нарастает. Чтобы доказать экологическую пропасть, в которую движется человечество, грядущую экологическую катастрофу, сегодня уже не нужно быть специалистом-экологом. Даже не нужно иметь высшее образование. Достаточно посмотреть и оценить, как и с какой скоростью изменились за последние сто или пятьдесят лет отдельные природные ресурсы или отдельные территории на планете Земля.За последние 50 лет условия существования человека заметно ухудшились. И эта тенденция лишь нарастает.
Чтобы доказать экологическую пропасть, в которую движется человечество, грядущую экологическую катастрофу, сегодня уже не нужно быть специалистом-экологом. Даже не нужно иметь высшее образование. Достаточно посмотреть и оценить, как и с какой скоростью изменились за последние сто или пятьдесят лет отдельные природные ресурсы или отдельные территории на планете Земля. Сколько было рыбы в реках и морях, ягод и грибов в лесах, цветов и бабочек на лугах, лягушек и птиц в болотах, зайцев и других пушных зверей и т.д. сто, пятьдесят, двадцать лет назад? Всё меньше, меньше, меньше… Подобная картина характерна для большинства групп животных, растений и отдельных неживых природных ресурсов. Красная книга исчезающих и становящихся редкими видов постоянно пополняется новыми жертвами деятельности человека «разумного»…
А сравните качество и чистоту воздуха, воды и почвы сто, пятьдесят лет назад и сегодня! Ведь там, где живет человек, сегодня кругом бытовые отходы, не разлагаемый в природе пластик, опасные химические выбросы, автомобильные выхлопные газы и прочие загрязнения. Леса вокруг городов, заваленные мусором, висящие над городами смоги, коптящие в небо трубы электростанций, фабрик и заводов, загрязненные или отравленные стоками реки, озера и моря, перенасыщенная удобрениями и ядохимикатами почва и грунтовые воды… А каких-то сто лет назад многие территории были почти девственны с точки зрения сохранности дикой природы и отсутствия там человека.
Широкомасштабная мелиорация и осушение, вырубка лесов, сельскохозяйственное освоение земель, опустынивание, строительство и урбанизация – территорий интенсивного хозяйственного использования становится всё больше, территорий дикой природы – всё меньше. Нарушается баланс, равновесие между дикой природой и человеком. Естественные экосистемы разрушаются, преобразуются, деградируют. Их устойчивость и способность к возобновлению природных ресурсов снижается.
И такое происходит повсеместно. Целые регионы, страны, уже даже континенты деградируют. Возьмите, к примеру, природные богатства Сибири и Дальнего Востока и сравните, что было раньше и что сейчас. Даже Антарктида, казалось бы, удаленная от человеческой цивилизации, испытывает на себе мощное глобальное антропогенное воздействие. Возможно, где-то еще и есть небольшие, изолированные местности, которых не коснулась сия напасть. Но это – исключение из общего правила.
Достаточно привести такие примеры экологических катастроф в странах бывшего СССР, как гибель Аральского моря, Чернобыльская авария, Семипалатинский полигон, деградация Беловежской пущи, загрязнение бассейна реки Волги.
Гибель Аральского моря
Еще недавно Аральское море было четвертым по величине озером в мире, славилось богатейшими природными запасами, а зона Приаралья считалась процветающей и биологически богатой природной средой. С начала 1960-х годов в погоне за хлопковым богатством происходило безоглядное расширение масштабов ирригации. Это привело к резкому сокращению речного стока рек Сырдарьи и Амударьи. Аральское озеро стало быстро высыхать. К середине 90-х Арал потерял две трети объема, и его площадь сократилось почти вдвое, а к 2009 высохшее дно южной части Арала превратилось в новую пустыню Арал-кум. Резко сократилось флора и фауна, климат региона стал более жестким, увеличилась заболеваемость жителей Приаралья. За это время соляная пустыня, образовавшаяся в 1990-х годах, распространилась на тысячи квадратных километров. Люди, уставшие бороться с болезнями и нищетой, стали покидать насиженные места.
Семипалатинский полигон
29 августа 1949 года были проведены испытания первой советской атомной бомбы на Семипалатинском ядерном полигоне. С тех пор, Семипалатинский полигон стал основным местом испытания ядерного оружия в СССР. На полигоне было произведено более 400 ядерных подземных и наземных взрывов. В 1991 году испытания прекратились, но на территории полигона и близлежащих регионов осталось множество сильно загрязненных участков. Во многих местах радиоактивный фон достигает 15000 микрорентген в час, это больше допустимого уровня в тысячи раз. Площадь загрязненных территорий более 300 тыс. км. На ней проживает более чем полтора миллиона человек. Раковые заболевания стали одними из самых распространенных в восточном Казахстане.
Беловежская пуща
Это – единственный крупный остаток реликтового леса, который некогда сплошным ковром покрывал равнины Европы и постепенно был вырублен. В нем до сих пор живет большое количество редких видов животных, растений и грибов, включая зубра. Благодаря этому Беловежская пуща сегодня охраняется (национальный парк и биосферный заповедник), а также внесена в Список Всемирного наследия человечества. Пуща исторически являлась местом отдыха и охоты вначале литовских князей, польских королей, русских царей, затем советской партийной номенклатуры. Сейчас она под управлением администрации белорусского президента.
В Пуще чередовались периоды строгой охраны и жесткой эксплуатации. Вырубка леса, мелиорация, ведение охотничьего хозяйства привели к серьезной деградации уникального природного комплекса. Неправильное управление, хищническое природопользование, игнорирование заповедной науки и законов экологии, достигшие кульминации в последние 10 лет, нанесли Беловежской пуще огромный ущерб. Под видом охраны национальный парк превращен в многофункциональный агро-торгово-туристско-промышленный «мутант-лесхоз», имеющий в своем составе даже колхозы. В итоге сама Пуща как реликтовый лес на глазах исчезает и превращается в нечто иное, обычное и экологически мало ценное.
Пределы роста
Исследование человека в его естественном окружении кажется самым интересным и самым сложным занятием. Необходимость учета сразу большого количества областей и факторов, взаимосвязь разных уровней, комплексное влияние человека – все это требует глобального всеобъемлющего взгляда на природу. Неслучайно известный американский эколог Ю. Одум назвал экологию наукой о строении и функционировании природы.
Эта междисциплинарная область знания исследует взаимосвязь различных уровней природы: неживой, растительной, животной и человеческой. Ни одна из существующих наук не была способна объединить такой глобальный спектр исследований. Поэтому экология на своем макроуровне вынуждена была интегрировать такие, казалось бы, разные дисциплины как биология, география, кибернетика, медицина, социология и экономика. Экологические катастрофы, следующие одна за другой превращают эту область знания в жизненно необходимую. И потому к глобальной проблеме выживания человека обращены сегодня взгляды всего мира.
Поиски стратегии устойчивого развития начались в начале 1970-х годов. Начало им положили «Мировая динамика» Дж. Форрестера и «Пределы роста» Д. Медоуза. На Первой Всемирной конференции по окружающей среде в Стокгольме в 1972 г. М.Стронг предложил новую концепцию эколого-экономического развития. По сути он предложил регламентацию экономики с помощью экологии. В конце 1980-х была предложена концепция устойчивого развития, которая призывала осуществить право людей на благоприятную среду обитания.
Одними из первых глобальных документов по охране окружающей среды стали Конвенция о биологическом разнообразии (принята в Рио-де-Жанейро в 1992 году) и Киотский протокол (подписан в Японии в 1997 году). Конвенция, как известно, обязала страны принять меры по сохранению видов живых организмов, а протокол – ограничить выброс парниковых газов.
Однако, как мы видим, эффект от действия этих соглашений невелик. В настоящее время уже нет сомнений, что экологический кризис не приостановлен, а только углубляется. Глобальное потепление уже не нужно доказывать и «откапывать» в трудах ученых. Оно – у всех на виду, за нашим окном, в изменении и потеплении климата, в участившихся засухах, в сильных ураганах (ведь повышенное испарение воды в атмосферу ведет к тому, что ее все большие количества где-то должны излиться).
Другой вопрос, как скоро экологический кризис перейдет в экологическую катастрофу? То есть, как скоро тенденция, процесс, который еще можно повернуть вспять, перейдет в новое качество, когда возврат будет уже невозможен?
Сейчас экологи ведут дискуссию: пройдена ли так называемая экологическая точка невозврата или нет? То есть, перешли ли мы тот барьер, после которого экологическая катастрофа неизбежна и возврата назад уже не будет, или у нас есть еще время, чтобы успеть остановиться и повернуть назад? Однозначного ответа пока нет. Одно ясно: климатические изменения нарастают, гибель биологического разнообразия (видов и живых сообществ) и разрушение экосистем ускоряется и переходит в неуправляемое состояние. И это, не смотря на наши огромные усилия предотвратить и остановить данный процесс…
Поэтому сегодня угроза гибели планетарной экосистемы не оставляет равнодушным никого.
Что плохого в производстве более совершенного торта?
Как-то один из авторов, будучи в гостях в Америке, ел торт по случаю дня рождения своего друга. Торт этот купили в обычном американском магазине. Красивый такой, кремовый торт. Фрукты на этом торте выращены в России. Сам торт испекли в Италии. Привезли его в огромном морозильнике из Италии в Америку, чтобы мы купили его и получили удовольствие. Если бы мы произвели глобальный расчет, то увидели бы, сколько затрат мы понесли и сколько всего разрушили в природе ради того, чтобы какой-то человек насладился куском торта! Морозильник, заполненный тортами, плывет несколько недель из Италии в Америку, чтобы мы тут смогли их съесть. Даже трудно себе представить, как много природных ресурсов для этого нужно. И как много готов сделать человек ради своего самого крохотного удовольствия!
Если следовать своему эгоизму, стремлению использовать ближнего, то у человека не может быть другого намерения, кроме как заработать и выиграть – использовать в своих интересах то, что находится вокруг него. И тогда мы не думаем о равновесии, об общей природе, о человечестве, о планете Земля.
Кто-то создает какую-то печь и думает о том, как извлечь из нее максимальную выгоду для себя. Другой изобретает пищевую добавку, и его не волнует, насколько она может навредить здоровью людей, его при этом заботит собственный карман. Такой подход называется эгоистичным. Он нарушает равновесие в природе и ведет к разрушениям, потому что не принимает в расчет, какие последствия человек нанесет экосистеме от своих действий. А если бы мы в массе посмотрели на весь мир с точки зрения гармонии и обязанности сохранять равновесие и думать обо всей природе, о всех людях, о неживом, растительном и животном мире, чтобы привести все к общему совершенству, то возможно и не стали бы производить все эти вещи?
Эгоистический подход заставил нас определенным образом развивать культуру, образование, науку и системы связи между нами: деньги, почет, власть, правительства, силовые структуры, судебную и законодательную систему. Мы построили вокруг себя такую оболочку, такие рамки, которые исходят из личной выгоды, из личного расчета каждого в плане, как можно больше преуспеть, выиграть, урвать. Потому сегодня мы и попали в такую совершенно абсурдную и тупиковую ситуацию.
В то мгновение, когда мы перестанем смотреть на природу только как на продукт потребления, когда мы захотим почувствовать своё единство с ней и необходимость заботиться о ней, тогда мы действительно начнем ее ощущать, понимать и узнавать по-настоящему. Случится так, как будто у нас разовьется новый орган ощущения. Необходимость такого шага, который позволит сохранять равновесие с природой, приводит нас к тому, что мы начинаем ее ощущать как отдельный живой организм, как нечто родственное нам и воедино с нами связанное (единое целое). По-другому мы никогда не сможем выйти за рамки своего ограниченного, частичного восприятия.
Как сделать правильный расчет?
Самые пессимистические прогнозы экологов оставляют нам до 30 лет, в течение которых мы должны принять решение и осуществить необходимее меры. Но даже эти расчеты нам кажутся слишком обнадеживающими. Мы уже достаточно разрушили мир и с большой скоростью движемся к точке невозврата. Время одиночек, индивидуалистического сознания закончилось. Пришло время коллективного сознания людей свободных, ответственно относящихся к будущему цивилизации. Только действуя совместно, всем мировым сообществом мы действительно сможем если и не остановить, то снизить последствия от надвигающейся экологической катастрофы. Только в случае, если мы начнем объединять наши усилия сегодня, у нас будет время для того, чтобы остановить разрушение и восстановить экосистемы. В противном случае всех нас ждут тяжелые времена…
Согласно В.И. Вернадскому гармоничной «эпохе ноосферы» должна предшествовать глубокая социально-экономическая реорганизация общества, изменение его ценностной ориентации. Мы не утверждаем, что человечество должно сразу и радикально от чего-то отказаться и отменить всю прошлую жизнь. Будущее вырастает из прошлого. Мы также не настаиваем на однозначной оценке наших прошлых шагов: что мы сделали правильно, а что нет. Непросто сегодня выяснить, что мы сделали правильно, а что не правильно, и так же невозможно перечеркнуть всю прежнюю жизнь, пока мы не раскроем противоположную сторону. Мы не можем судить об одной стороне, пока не видим другую. Преимущество света раскрывается из тьмы. Не по этой ли причине (однополярного подхода) человечество до сих пор терпит неудачи в своих попытках остановить нарастающий глобальный кризис и изменить жизнь к лучшему?
Только сокращением производства или только поворотом рек экологические проблемы не решить! Речь пока идет лишь о том, чтобы раскрыть всю природу в ее цельности и единстве и понять, что означает равновесие с ней, чтобы затем сделать правильное решение и правильный расчет. Но это не значит, что надо сейчас зачеркнуть всю свою историю и вернуться обратно в пещеры, как призывают некоторые «зеленые», к такой жизни, когда мы будем ковыряться в земле в поисках съедобных корешков или охотиться на диких зверей, чтобы как-то прокормиться, как это было десятки тысяч лет назад.
Разговор идет совсем о другом. Пока человек не раскроет для себя всю полноту мироздания, всю Вселенную и не осознает, кто он есть в этой Вселенной и какова его роль, он не сможет сделать правильный расчет. Только после этого мы узнаем, в каком направлении и как нужно изменить нашу жизнь. А до этого, что бы мы ни сделали, всё будет половинчато, мало эффективно либо неправильно. Мы просто уподобимся мечтателям, которые надеются исправить мир, совершают в нем изменения, терпят очередную неудачу, а потом горько раскаиваются в этом. Нам прежде всего надо узнать что есть реальность и каков к ней правильный подход. И тогда человек сможет понять, как действовать эффективно. А если мы просто зациклимся на самих локальных действиях без осознания законов глобального мира, не делая правильного расчета, то придем к очередному провалу. Как это случалось до сих пор.
Синхронизация с экосистемой
Животный и растительный мир [по-видимому] не имеют свободы воли. Эта свобода дана человеку, но он ее использует эгоистически. Поэтому проблемы в глобальной экосистеме вызваны нашими прежними действиями, направленными на эгоцентризм и разрушение. Нужны новые действия, нацеленные на созидание и альтруизм. Если человек начнет реализовать свободу воли альтруистически, тогда вся остальная природа возвратится в состояние гармонии. Гармония реализуется, когда человек потребляет от природы так и ровно столько, сколько ему позволено природой для нормальной жизни. Другими словами, если человечество перейдет на культуру потребления без излишков и паразитирования, то сразу начнет благодатно влиять на природу.
Мы не портим и не исправляем мир и природу ничем, кроме наших мыслей. Только своими мыслями, стремлением к объединению, к любви, сопереживанием и состраданием мы исправляем мир. Если мы действуем в отношении Природы с любовью или ненавистью, с плюсом или минусом, то Природа возвращает нам это на всех уровнях.
Чтобы в обществе начали преобладать альтруистические отношения, нужна радикальная перестройка сознания максимальн
8000
о большого количества людей, прежде всего интеллигенции, включая экологов. Необходимо осознание и принятие простой и в то же время непривычной, даже парадоксальной для кого-то истины: путь только интеллекта и науки – это тупиковый путь. Мы не смогли и не в состоянии через язык интеллекта донести людям идею сохранения природы. Нужен другой путь – путь сердца, нужен язык любви. Только так мы сможем достучаться к душам людей и повернуть их движение вспять от экологической катастрофы.
Источник:
Георгий Козулько
Таль Ашер
Единый мир