Основной вопрос, задаваемый всемирно известным изобретателям, прост: «С чего вы начинали?» Истоки привлекают максимум любопытства: когда к Эдисону пришла идея электрической лампочки? Как создатели Google придумали лучшую поисковую машину? Все хотят обнаружить момент волшебства. А поскольку никому в голову не приходит, что речь идет всего лишь о годах упорной работы, секрет кажется необыкновенным элементом, скрывающимся в начале начал.Основной вопрос, задаваемый всемирно известным изобретателям, прост: «С чего вы начинали?» Истоки привлекают максимум любопытства: когда к Эдисону пришла идея электрической лампочки? Как создатели Google придумали лучшую поисковую машину? Все хотят обнаружить момент волшебства. А поскольку никому в голову не приходит, что речь идет всего лишь о годах упорной работы, секрет кажется необыкновенным элементом, скрывающимся в начале начал.
Именно желание найти первоисточник заставляет яркие умы исследовать завтрак Майкла Джордана, склонность да Винчи и Эйнштейна к дневному сну или нижнее белье Линуса Торвальдса (создателя Linux). Неуместность таких деталей становится очевидной в рамках строго очерченных границ книги. Но ведь каждый из нас задавался подобными вопросами про людей, вызывающих восхищение.
Однажды я пытался узнать, какая печатная машинка была у Хемингуэя и какими чернилами пользовался Шекспир для написания своих пьес. Мечты не поддаются логике: следуя эмоциям, мы обнаруживаем удивительные и нелепые вещи; чтобы отделить их друг от друга, нужно время.
Проблема, к которой приводит чрезмерное любопытство, заключается в том, что вместо самостоятельных изысканий здесь–и–сейчас мы пытаемся использовать чужую магию, заимствовать начало чужого открытия и интегрировать его в нашу жизнь. Мы уже говорили о невозможности использования чужого опыта для пополнения собственного: что сработало у одного, в его время, не обязательно подействует у другого. Например, представьте, что Александр Македонский родился в Исландии, а Стив Джобс — в средневековой Франции. Как бы тогда сработало их «волшебство»? В любой истории успеха есть масса факторов, и лишь некоторые из них принадлежат самим новаторам.
Бо Пибоди, венчурный капиталист и основатель Tripod (в 1998 году — восьмого по величине веб-сайта), писал: «Удача — часть жизни, и каждому рано или поздно везет. Но удача — это большая часть деловой и, пожалуй, главная составляющая предпринимательской жизни». Признав существование неуправляемых факторов, мы перестаем поклоняться деталям героических достижений. Изучение истории дает силу, но только в том случае, если мы избавимся от романтизма и станем воспринимать новаторов как самых обычных людей, с их недостатками и влиянием обстоятельств.
Лучшую рекомендацию о том, как начать творческую работу, я прочел у Джона Кейджа — самого новаторского композитора XX века. Он сказал: «Неважно, с чего ты начинаешь, если ты начинаешь». Имелось в виду, что идеального начала не бывает. Только когда вы тронетесь с места, появится возможность оценить проделанный путь и двигаться дальше, меняя направление или начиная все сначала; и при этом использовать понимание и перспективу, приобретенные в процессе движения.
Инновацию можно сравнить с экспедицией: вы не сможете отыскать нечто новое, если будете ограничивать свои путешествия местами, которые до вас открыли другие.
Отрывок из книги «Откуда берутся гениальные идеи? 10 мифов об инновации»
Автор: Скотт Беркун
Публикуется с разрешения издательства «Питер»