Йога сегодня. Вход и Путь

Йога сегодня. Вход и ПутьВ своё время я много раз запутался и «распутался»; здесь не буду рассказывать все эти истории, а только обобщу опыт в виде пояснений и рекомендаций новичкам, а так же – немножко запутавшимся практикам. Возможно, в процессе чтения кто-то обнаружит, что относится именно к этой категории. Для тех, у кого в планах нет намерения покинуть мир, опыт искателей может быть полезным; необходимо только знать, чего ты от себя хочешь.Йога сегодня. Вход и ПутьВ своё время я много раз запутался и «распутался»; здесь не буду рассказывать все эти истории, а только обобщу опыт в виде пояснений и рекомендаций новичкам, а так же – немножко запутавшимся практикам. Возможно, в процессе чтения кто-то обнаружит, что относится именно к этой категории.

Если Вы не проводили такого эксперимента, – проведите его: наберите в яндексе «йога», и попытайтесь сложить краткое, полное, понятное и привлекательное для себя представление о предмете за 10 — 15 минут. Вы испытаете массу затруднений интеллектуального, нравственного и эмоционального характера. Возможно, Вас посетит состояние скуки или раздражения. Это естественно: вы столкнулись с огромной массой тысячелетнего опыта другой культуры. А жизнь – одна, и она не вечна.

Если Вы не являетесь фанатом идеи покинуть сей бренный мир иллюзий и скорби, не мечтаете обрести полную свободу от всего навсегда, и не влюблены в добрую сотню экзотических терминов («раджас», «тамас», самадхи», «кундалини»), – Вы «наш», обыкновенный человек, мечтающий о счастье. При этом термин «йога» всё-таки вызывает в Вас влечение. Вы этого хотите. Тогда оставайтесь с нами.

Из энциклопедии:
«Существует много форм Й.: Й. действия (карма-Й.), Й. веры и поклонения (бхакти-Й.), Й. знания (джняна-Й.), Й. упорядоченного дыхания и правильных поз (хатха-Й.), Й. пробуждения энергии в позвоночнике (лайя-Й.), правильного использования звуков и слов (мантра-Й.), Й. медитации и созерцания (раджа-Й.). Подразумевается, что Единение и все практики, нацеленные на его достижение, всегда намеренны и сознательны, но никогда не пассивны. Высшие достижения Й. достигаются без понимания происходящего, объяснения возможны лишь в мелких и подготовительных моментах. Единение с Божественным есть конечная цель Й., но по мере продвижения к ней понятие единения используется в частных формах, поэтому возможно единение со знанием (джняна-Й.), единение с мудростью (буддхи-Й.), единение с подлинным Я (атма-Й.). Термин «Й.» означает также различные методики единения, например путем контроля и силы (раджа-Й.; «раджа» — «владыка»), путем веры, преданности и самоотдачи (бхакти-Й.), путем науки (санкхья-Й.), посредством заклинаний и магических формул (мантра-Й.) и т. д.» (Энциклопедия «Религия»).

Столько всего интересного, но на освоение каждой из этих форм запросто может уйти целая жизнь. Кроме того, подавляющая масса всей этой науки часто требует ухода от обыденной жизни, – в обмен на специфическую практику.

Для тех, у кого в планах нет намерения покинуть мир, опыт искателей может быть полезным; необходимо только знать, чего ты от себя хочешь. Причём, именно «от себя», а не от кого-то ещё или от мира в целом. Для таких людей предложу простой план. Он будет звучать так. У меня есть моё тело, моя сила, чувства, разум, мои действия, обстоятельства моей жизни (события), и мои «мозги». И я понимаю, что наведение порядка во всех этих частях меня необходимо мне, я этого хочу, мне от этого будет хорошо. Что такое «порядок»? Когда ничего лишнего, всё исправно, доступно, и нравится мне. Путь к такому порядку и будет моим путём йоги.

Предлагаю принять определение: «йога – это путь совершенства, ведущий к свободе и чистоте (разума, духа, тела и действий).» Путь этот должен обладать всеми признаками пути, ведущего к счастью. Иначе зачем.

Что следует твёрдо знать в первую очередь? Просто знать, помнить. Следующее:

Тело, чувство Силы, эмоции, действия, события и мысли прямо и непосредственно связаны между собой. Любые изменения на каждом из этих уровней вызывают изменения на всех остальных. Очень быстро, или с отсрочкой. Любое интенсивное воздействие на тело вызывает заметные изменения в психике и в картине событий Вашей жизни. И наоборот: каждый раз, когда Вы меняете своё поведение, в психике и в теле также происходят изменения, и они накапливаются. И большую часть этих изменений Вы не в состоянии отслеживать и анализировать. Требуется воспитание, тренировка внимания. Обучение, практика, эксперименты. Промахи, ошибки неизбежны, так же, как и успехи; и всё это составляет часть личного опыта. Так вот, йога – это путь осознания и овладения всей связью, совокупностью изменений.

Должно быть понятно, что это путь длинной приблизительно в жизнь. И неплохо было бы знать, с чего начать, и чего ждать, – чтобы сэкономить время и прочие ресурсы на ошибках. Раз я их уже совершал в своё время, далее предложу шаги, опираясь на свой опыт.

С чего начать

С тела. Соединить понятия «тело» и «дисциплина». Выбрать какой-то, самый простой, лёгкий и надёжный в плане экологичности комплекс упражнений для тела, в которых задействуется дыхание. Он должен занимать совсем не много времени. И в течение двух – трёх недель практиковать эту штуку неукоснительно утром и вечером. Для такого подхода есть два чрезвычайно веских основания.

Первое.
Систематичность. Вы собираетесь заниматься чем-то эдаким (йога), что изменит Вас, Ваш образ жизни и саму жизнь в целом. Изменения Вам нужны заметные. Значит, коротко говоря, нет никаких сомнений в том, что Вам понадобятся систематические (регулярные) занятия. Если Вы окажетесь не способны «продержаться» две – три недели, – спокойно бросайте всё это: у Вас нет мотива для занятий. Проще говоря, тебе не приспичило по-настоящему. По-настоящему настолько, чтобы сознательно начать вносить существенные изменения в структуре своего событийного плана. «Событийный план» – это обозначение пятого тонкого тела, это уровень энергии, «ответственный» за то, как ты реализуешься, проявляешься в мире. Пятый энергетический центр расположен в основании шеи (горла), и к нему непосредственно относится весь плечевой пояс, включая руки: это энергия творца. Если не сможешь заниматься собой регулярно, без пропусков, такой простой вещью – значит, ты не ведаешь, что творишь, и не можешь ничем управлять; степень твоей несвободы более велика, чем стремление к изменениям. Весьма скоро всё вернётся «на круги своя».

Второе.
Осознанность и экологичность. В чём сложность? Дело в том, что любые интенсивные упражнения вызывают заметные изменения: высвобождается заблокированная в теле энергия, освобождаются накопленные переживания, меняется ход мыслей, и притягиваются соответствующие события. Вне зависимости от того, замечаете Вы это во всей полноте, или нет. Чем интенсивнее занятия, тем большее количество энергии высвобождается, а Вы ещё не имеете навыка замечать её и принимать технически правильно. Довольно быстро накопится некое душевное напряжение (со знаком «плюс» или со знаком «минус»), и появятся события, выводящие из равновесия. Если Вы не будете слишком настойчивы, то найдёте основания и повод постепенно бросить занятия. Так Вы получите опыт поражения, имея который, потом будет трудно вернуться к занятиям. Если же вы сможете заставить себя продолжать занятия, несмотря ни на что, в этом есть плюсы и минусы.

Плюсы понятны. А минусы – у Вас есть шанс сделаться гибкими, относительно здоровыми и …несчастными. От того, что Вы проявили насилие над собой, стремясь себя переделать, и не научились о себе заботиться. В частности, не научились принимать результаты действий над телом, цель которых – высвобождение энергии. Как именно принимать результаты – вопрос практики, это требует обучения. Здесь должно задействоваться дыхание, поддерживаться деятельность сердечного центра, и некоторые секреты владения вниманием. Необходимо обучение. Что делать с болью, как расслаблять и открывать тело, и прочее.

Учитывая всё это («первое» и «второе»), я рекомендую, в качестве первого комплекса упражнений, т.н. «Пять тибетских ритуальных действий» («Пять тибетских жемчужин», в народе – «Пять тибетцев»). Я ознакомился с доступными в сети описаниями техники выполнения этой штуки, и в ряде случаев видел неточности или упущения. Вижу необходимость исправить их и разместить у себя на сайте подробную инструкцию.

Что будет:
• Чувство и факт порядка в жизни, большего, чем раньше.
• Оздоровление тела. Некоторое, но заметное.
• Несколько более свободное дыхание.
• Несколько большая свобода и стабильность эмоций.

Кроме того:
• Обязательно наступят несколько моментов, когда некогда, не хочу, не могу выполнить комплекс. Это есть проявления действия высвобожденной и неупорядоченной энергии. Психологи называют это «подсознательным сопротивлением». Это ситуация кризиса, а кризис – это ситуация назревающего перехода на новый, несколько более высокий уровень. От Вас зависит – выйдете Вы на новый уровень, или скатитесь обратно. Если Вы практикуете «Пять тибетцев», кризис будет мягким, с ним нетрудно будет управиться. Это не будет жестокой битвой – всего лишь необходимость приложить некоторые усилия.

Чем подкрепить

Выполняя любой комплекс упражнений для тела, Вы следуете «практике владения силой», в терминах школы «Сибирский Дракон». Вы пробуждаете и высвобождаете энергию. И было бы весьма неплохо направлять этот поток в «чистое русло». Для этого в разных традициях существует масса указаний. Целая Агни-йога, например. Или отдельные принципы, входящие в системы управления эмоциями, поведением и мыслями. Можно найти очень много полезного, правильного и ценного, а можно запутаться в многочисленных толкованиях идей древних мастеров. Например, принцип «отделить чувства от объектов, которые их вызвали» зачастую трактуется, как необходимость искоренять всяческую эмоциональность. Весьма досадное искажение.

Для наведения порядка в действиях, мыслях и области духа рекомендую «практику чистоты намерения» (сайт «школы — студии пути сердца «Сибирский Дракон«, раздел «Статьи»). Там есть точное, краткое и привязанное к сегодняшней жизни руководство. Эта практика и «направит в чистое русло», и потребует новых сил; возможно, много. Где брать? В практике владения силой. В данном случае – помогут как раз «Пять тибетцев».

Тем временем, или чего бы ещё такого

Есть смысл выбрать тренера и посещать групповые занятия. Как выбрать. Учитель йоги – это всегда проводник. Он просто не может только лишь обучить движениям. Вы переймёте от него больше, чем технику. Познакомьтесь с этим человеком. Почувствуйте – хочется ли Вам того, что у него есть.

Что Вы получите на занятиях. Общие принципы техники, дух практики, и какие-то отдельные штучки, которые Вам понравятся и Вы захотите их практиковать. Какие именно «штучки» следует присмотреть для себя на первых порах? Полезные лично для Вас, которые помогут решить какие-то проблемы? Или те, которые трудны, которые не даются, а значит, содержат большой потенциал? Да, конечно, но… я бы настоятельно советовал другое. Ищите красивое. То, что Вам нравится. То, от чего становится хорошо.

Почему так? Ох, как бы об этом сказать коротко… А! вспомнил. Разве Вы не собирались сделать себе хорошо? Вот и подтверждайте это намерение действием. Проявите последовательность в действиях. Вы создадите основу внутреннего движения к настоящему исцелению. Это будет доброе дело, – вот что важно.

Когда Вы научитесь этому, мудрому подходу, вы сможете практиковать также и умный подход. В частности, Вы осознаете, что асаны, мысли о которых вызывают страх, тоску, уныние и прочую силу, которая выглядит, как слабость, открывают для Вас большие ресурсы. Но большие ресурсы требуют большого мастерства.

Опасности

«Пять тибетцев» не опасны вообще ничем. Это абсолютно экологично (если Вы не имеете свежих травм, или заболеваний позвоночника, и совершенно не рвётесь в рекордсмены).

Что касается асан, то в крайнем случае, дурное усердие может привести к физической травме. Но это – редкость. Для этого нужно совсем не соображать, в чём заключается разница между йогой и спортом. Куда как более распространены другие досадные явления. Люди слишком часто не осознают эффекта от собственных действий, не знают меры, и следуют своим стереотипам поведения. Многие бывают жестоки к себе, или увлекаются страданием. Найдите мастера, который скажет: терпеть боль в асане – очень вредно. Он понимает, что к чему, и научит, как нужно себя вести, встречаясь с болью. В противном случае Вы разовьёте гибкость суставов и укрепите свои слабости и глупости.

Существенный вред здоровью и психике начинающий практик причинить просто не способен. Главная опасность – это, по причине невнимательности и неаккуратности, спровоцировать высвобождение такого количества энергии, которое ты не сможешь освоить. И просто накопишь напряжение (вместо того, чтобы снять его), и наступит время психического срыва: ты можешь запутаться в событиях жизни, наделать глупостей и потерять много сил.

Какой должна быть интенсивность и сложность занятий? Первое, и весьма длительное время (индивидуально) – как можно мягче и проще. Главное – это регулярность. Нерегулярные занятия и колебания интенсивности, рано или поздно, изгонят Вас из йоги, и Вам будет очень трудно вернуться.

Что дальше

1. Осваивайте «ассортимент» асан. Для разных областей тела. Для достижения разных эффектов и разных состояний. Существуют «комплекты» для проработки энергии гнева, или на случай состояний подавленности; одни приёмы позволяют «взбодриться», другие – выровняться, успокоиться. Это интересно. Не увлекайтесь гонкой вооружений, – требуйте точного описания каждого миллиметра движения и формы, не соглашайтесь поверхностно имитировать асану. Выясняйте, каким должно быть дыхание. Исследуйте каждую асану: какое эмоциональное состояние она в себе содержит. И практикуйте то, что Вас заинтересует, самостоятельно – тогда, когда это понадобится, или когда захочется. Можно пройти через несколько асан после выполнения обязательного комплекса, можно – в любое время.

2. Вы можете сменить комплекс для регулярной практики. «Тибетцы» – хоть и по-настоящему волшебная, но очень мягкая штучка; в какой-то момент Вы можете обнаружить, что этого не хватает, нужно что-то ещё. Существует масса всяческих комплексов специального и общего назначения. Со специальными – проще. Например, для излечения определённого недуга. Нетрудно выбрать. Но – осторожнее с этим: длительное воздействие на определённую область даст «перекос» в состоянии тела и психики. А что делать, если ничем не болеешь, и нужен комплекс общего назначения? Ищите и пробуйте. При условии, что Вы накопили достаточно опыта регулярной практики, и имеете некоторый ассортимент асан в своём арсенале, интуитивно или экспериментальным путём можете подобрать для себя что-то по вкусу. Комплекс не должен быть изнуряющим; и оценивайте продолжительный эффект: он должен быть, в первую очередь, выравнивающим, во вторую – насыщающим силами. Это, при условии, что Вы точно следуете инструкциям. Неправильная манера выполнения может дать неожиданный, хотя и вполне предсказуемый эффект…

В практике моей школы существует настраивающий комплекс «Воля – Намерение». Это – надёжный инструмент весьма широкого действия, прекрасно сбалансированный и проверенный временем. Не буду рекомендовать его совсем зелёным новичкам – он даст больше, чем они смогут взять. Но, если есть некоторая подготовка и навык регулярной практики, всё будет хорошо. После освоения он может прекрасно сочетаться с «Тибетцами», по схеме: утром – этот комплекс, вечером – «Тибетцы».

Дополнительно. Про Учителя

Несколько советов. Регулярно пользуйтесь поддержкой своего учителя. Во-первых, это как раз тот человек, который способен оценить, какой ты молодец. Во-вторых, в такие моменты жизни, когда ты не очень сильно молодец, к нему можно прийти за поддержкой. В обычном порядке, на занятие, а возможно, и лично. Тоже будешь молодец.

Ищите Учителя для себя в себе. Ищите объяснение, что это значит. Его будет проще найти, если, в первую очередь, Вы займётесь поисками Ученика, в себе же. Искусство быть Учеником позволит не только слышать и понимать себя, но и находить необходимое мастерство во встречах с другими людьми – многими и разными.

Ищите пример в чистых формах силы. А именно:

Ищ
8000
ите внутреннего учителя – постоянного и узнаваемого, а то и не одного. Такими учителями для меня, например, являются животные силы. Учиться дышать, двигаться, видеть и чувствовать так же, как это делают змея, медведь, ягуар, ящерица, и некоторые другие (ваши) – единственно из большого удовольствия от такого контакта – это и большая радость, и поддержка, опора, и источник роста мастерства.

Ищите учителей в мире чистого природного духа – горы, реки, небо, ветер, озёра, степи… Это надёжно, здесь невозможно ошибиться. Тут не попадёшь в секту, не запутаешься, не научишься дурному. Чему они могут научить? Чистоте форм силы. Мужское, женское, отцовское, материнское. Формы Любви.

Ищите учителей в мифе. Боги, герои… Это же чистые формы силы. Это пример, это опора, это богатство внутреннего репертуара.

К чему стремиться

А к чему ты хочешь стремиться? Так, чтобы этого хватило надолго…

Автор:
Игорь Прокопенко,
мастер школы-студии пути сердца «Сибирский Дракон», Новосибирск