Злодей и жертва, битва добра и зла, света и тьмы, бога и дьявола – вечные сюжеты человечества. Но истинная правда в том, что не существует зла и добра, так же как злодеев и жертв, хорошего и плохого. Как в старом анекдоте – слова такие есть, а понятий нет. Попробую объяснить. Устройство нашей Вселенной абсолютно совершенно. Ее не нужно (да и невозможно) улучшать. Вселенная живая, пронизана любовью, но одновременно и беспристрастна.Злодей и жертва, битва добра и зла, света и тьмы, бога и дьявола – вечные сюжеты человечества. Но истинная правда в том, что не существует зла и добра, так же как злодеев и жертв, хорошего и плохого. Как в старом анекдоте – слова такие есть, а понятий нет. Попробую объяснить. Устройство нашей Вселенной абсолютно совершенно. Ее не нужно (да и невозможно) улучшать. Вселенная живая, пронизана любовью, но одновременно и беспристрастна. Представьте себе любящую и мудрую Мать. Она испытывает к своему дитя чистую и безусловную любовь, но при этом главная ее задача – воспитание ребенка. Если неразумный ребенок тянется к огню, можно прикрикнуть на него, можно шлёпнуть по руке, а можно позволить ему обжечься, чтобы он раз и навсегда запомнил, что огонь – это опасность. Можно обвинить такую мать в жестокости, но разве это правда? Обычные моменты воспитания. Перестает ли мать любить своего ребенка в момент шлепка по руке? Конечно же, нет. Переживает ли она в этот момент, корит ли себя? Тоже нет – ведь она знает, что для ребенка благо. Поэтому при воспитании она беспристрастна.
Теперь перенесем эту картину обратно на Вселенную и человечество. Люди вообще обожают оценивать и на все навешивать ярлычки. Моменты, когда мать баюкает дитя на груди и поет ему песенку, мы промаркировали как «добро», «свет», «хорошо», «бог». Те же моменты, когда мать шлепает ребенка по рукам, – «зло», «тьма», «плохо», «дьявол». На самом деле так называемые «добро» и «зло» это не просто две стороны одной медали, это нечто, что навеки спаяно вместе и неотделимо друг от друга. Самое близкое к этому феномену понятие – восточное представление о единстве Инь и Ян, да и то, весьма приблизительно.
Конечно же Мать-Вселенная – это не огромная фигура, которая нависает над каждым их нас, чтобы лично помогать нашему развитию. Для того, чтобы непосредственно вмешиваться в нашу жизнь, во Вселенной существуют определенные силы (см. «противовесные силы» у В. Зеланда), чтобы помогать нам избавляться от того, что В. Зеланд называет «излишними потенциалами», а С. Лазарев — «зацепками». Зачем же нам избавляться от излишних потенциалов? Затем, чтобы не заигрались, не сбились с пути, чтобы помнили о том, кто мы есть на самом деле – любимые дети Вселенной и могущественные создания.
Любовь к драме
Кто из нас не любит театр? Кто откажется от просмотра фильма, наполненного красочными спецэффектами? Мало ли любителей драмы или фильмов-катастроф? И кто осудит нас за желание вырваться из скучной обыденности и хотя бы ненадолго расцветить свою жизнь яркими эмоциями и переживаниями?
Как известно, мы сами притягиваем в свою жизнь равно как то, что любим, так и то, чего боимся или ненавидим. По этой же причине мы притягиваем экстрим — ситуации, дающие нам острые ощущения. И в этом, по сути, нет ничего плохого. Но в данной ситуации таится определенная опасность: если вы один из любителей экстрима, необходимо постоянно контролировать свою «точку наблюдения» – ни на секунду не нужно забывать о том, что вы зритель в театре и просто наблюдаете за происходящим на сцене. Вовлекаться в шоу можно только в определенных пределах – испытывать эмоции, переживать героям, восхищаться декорациями и т.д., но выскочить посреди постановки на сцену и самому включиться в игру будет большой ошибкой. Главная опасность – забыться и слишком сильно включиться в происходящее, всерьез ощущая себя участником событий, а не наблюдателем.
Одно дело наблюдать за бушующим цунами из окна номера отеля на 14-м этаже (а лучше с борта вертолета), но совсем другое захлебываться, пока вас тащат за собой тонны воды.
То же самое с «большими человеческими трагедиями» — если вы вдруг осознали, что ваша жизнь начинает напоминать бесконечный мексиканский сериал: любимый человек вам изменяет, друзья предают, начальство не ценит, вы героически преодолеваете какую-то тяжелую болезнь – свою или вашего ребенка, мужа, мамы, собаки… Просто остановитесь и спросите себя – насколько вы любите драмы в своей жизни? Как ни странно, на этот вопрос трудно ответить честно. Слишком нелегко признать ответственным в происходящем именно себя, а не злую волю богов, судьбы, родителей, негодяя-мужа и т.д.
Многие из нас обожают сильные эмоции. Почему-то принято считать, что люди желают только положительных ощущений – веселья, радости, счастья, спокойствия, уверенности. Но, если бы это было так, в мире не существовало бы американских горок, тарзанок, альпинизма, боев без правил и гонок на выживание. Мы любим любые чистые эмоции — и страх, волнение, душевные терзания, гнев, горе, грусть-печаль в их числе. И это правильно, ведь мы любим и принимаем мир во всем его многообразии. Отделять так называемые «положительные» эмоции от «отрицательных» и навешивать ярлычки «хорошо» или «плохо» (или «добро» и «зло») так же смешно и бессмысленно, как проводить черту по земле и говорить себе: слева — Северное полушарие и это хорошо, а справа – Южное и это плохо.
Для нас важны любые эмоциональные проявления – прожитые «отрицательные» эмоции не только несут бесценный опыт (спросите любого актера), они также крайне полезны во многих жизненных ситуациях: человек, дающий выход своему гневу, практически непобедим (спросите любого викинга о берсеркерах); переживание легкой грусти (печали) дает возможность разглядеть и прочувствовать тончайшие нюансы красоты окружающего мира (спросите любого поэта) и т.д.
И все это прекрасно, пока вы стоите на позиции наблюдателя. Но стоит заиграться, как вы тут же обнаруживаете себя главным героем греческой трагедии.
Как этого избежать? Для начала эмоции можно и нужно контролировать. Не пытаться бороться с ними, гасить, а именно брать под контроль. Поймали себя на желании погрустить? Прекрасно. Дайте себе время на это. Скажите себе: «вот с этого момента и до обеда (завтрашнего дня, следующего понедельника и т.д.) я буду грустить»! И грустите в свое удовольствие. Ни в коем случае не одергиваете себя, не осуждайте за «неправильные» чувства, не пытайтесь перебить это желание другими эмоциями (пойти с друзьями на вечеринку и немного развеяться) – вы имеете право на любые желания и любые эмоции. Дайте себе разрешение. Грустите в свое удовольствие все отмеренное вами время. Боитесь слишком втянуться? Заведите будильник! 😉
То же самое с гневом и яростью. Данная эмоция давно признана социумом нежеланной и опасной и потому, испытывая гнев, мы, как правило, во что бы это ни стало пытаемся его заглушить, срочно успокоиться, охладиться – лишь бы не дать ему вырваться наружу. Даже стыдимся – мы ж современные интеллигентные люди, а не кроманьонцы с неандертальцами. Но загонять любую эмоцию вовнутрь очень опасно, да и не нужно – ведь любая эмоция для нас бесценна и имеет право на жизнь. Так что скажите себе: «буду гневаться час» (например) и беснуйтесь в свое удовольствие: бейте подушку, прыгайте, кричите (если вы дома), кидайтесь камнями (если вы в лесу). Если до дома (леса) еще далеко, а чувство распирает прямо сейчас, и объект гнева рядом с вами – проговорите ему ваши чувства обычными словами. Существуют определенные психологические практики, которые учат, как выплеснуть на человека негатив и при этом не обидеть. Основная идея – говорить не о человеке, а о тех чувствах, что он в вас вызывает. Не «негодяй, подлец, сволочь», а «когда ты говоришь мне это и делаешь вот это, я чувствую то и вот то». Как ни странно, помогает. Гнев утихает, если его не прятать стыдливо, как «недостойное» чувство, а проговаривать или давать ему выход.
Но что делать, если вы прозевали момент начального контроля и заигрались? Как сойти со сцены обратно в зал? Понятно, что необходимо снова изменить «точку наблюдения» с участника на наблюдателя, но как?
Если вы любитель медитации, посмотрите на ленту своей жизни глазами абсолютно бесстрастного существа. Вот вы, а вот ваша жизнь. Но ваша жизнь – это не вы. Ведь вы здесь, а жизнь – там, перед вами. Вы смотрите на нее со стороны. Представьте, что это и не ваша жизнь вовсе, а какая-то сама по себе — другого человека или вовсе абстрактная (жизнь персонажа из книги). Внимательно посмотрите на эту ленту как на чужую и абстрактную. Вы высшее существо. Могучее, спокойное и абсолютно беспристрастное. Спросите себя, что вы лично изменили бы в конкретной жизни данного персонажа? Что бы убрали, а что добавили? Как только поймете, делайте и выходите из медитации: чего не хватает этому персонажу? Любви? Подарите ему умение проявлять и принимать любовь. Может, уверенности в своих силах? Дайте ему эту уверенность.
Если медитации – не ваш конек, эмоционально доведите ситуацию до абсурда. Превратите трагедию в комедию. Жалуйтесь сами себе на всех, кто вас обидел, унизил, разозлил и т.д. Лучше вслух и громко. Не сдерживайте себя – плачьте, кричите, потрясайте кулаками, если хотите, кидайтесь подушками. После длинного списка бед и горестей расскажите сами себе о своих чувствах – какой вы несчастный, брошенный, непонятый, страдающий. Бейте кулаками и сучите ногами по полу, как ребенок. Начинайте причитать: «Ой-ей-ей… ой, я бедненький… ох, несчастненький… ыыы, никто меня не любиииит!..» В какой-то момент просто подумайте, как все это сейчас выглядит со стороны. Ну это же просто смешно! Если хотите смеяться – смейтесь. Спросите себя – хотите ли вы продолжения большой человеческой трагедии или уже хватит? Если ощутили себя пресытившимся драмой зрителем, твердо скажите себе: «Все, хватит. Надоело. Сейчас самое время для радости, смеха, веселья!».
Как сторонний наблюдатель, вы в любой момент можете изменять жизнь по своему желанию.
Круговорот боли в природе
Но только ли страсть к драме является причиной любого насилия, убийства, болезней, катастроф и прочих бед? По каким еще причинам мы становимся злодеями или жертвами? Одна из причин – психологическая.
Представьте человека, которому причинили боль. Возможно, против него было совершено преступление или с ним жестоко обошлись. У такого человека, по большому счету, есть три пути дальнейшего развития, назовем их так: первый – жертва, второй – злодей, третий – мудрец. Какой путь избрать – это вопрос выбора, обычно бессознательного.
Первый вариант – «жертва»: человек пал жертвой жестокости или преступления и решил, что отныне быть жертвой – его удел. Все мы встречались с такими людьми – это может быть соседка с несчастной судьбой: в детстве отец пил и бил ее, в молодости она стала жертвой изнасилования, потом вышла замуж – муж тут же запил и начал ее избивать… Или ваш знакомый, которого постоянно обкрадывают и грабят – вытащили бумажник, цыгане обманули, машину угнали, квартиру вскрыли – и это только за последний год… Знакомая картина? Такое ощущение, что человек – магнит для неприятностей. Так и есть. Более того – человек сам притягивает все эти беды, так как однажды сделал выбор (пусть и бессознательный) – быть жертвой. Когда-то он смиренно принял причиненную ему боль и теперь продолжает ее принимать раз за разом.
Второй вариант – «злодей»: человек, павший жертвой жестокости, клянется себе, что никогда этого больше не допустит. Он станет таким, чтобы плохие люди впредь даже думать не посмели о том, чтобы косо взглянуть в его сторону. Для этого ему надо стать сильным и… жестоким. Со временем такой человек словно становится копией того, кто когда-то причинил ему боль и ведет себя соответственно – причиняет боль другим людям. Даже если он это осознает, вряд ли почувствует себя виноватым – ведь ему когда-то причинили боль, значит, он в своем праве. Это его месть миру.
Или человек, напуганный той болью и решивший не допустить больше в свою жизнь ничего подобного, выстраивает вокруг себя стены, наматывает колючую проволоку и запускает по периметру танки – такой человек-крепость не дает себе раскрыться, довериться окружающим, поэтому невольно отталкивает от себя людей, причиняя им боль и сам страдая от одиночества.
Когда-то человек-«злодей» или «крепость» принял боль, и теперь сеет ее вокруг раз за разом. Опять же, это результат выбора, который он сделал когда-то.
Я не призываю оправдывать маньяков-убийц, которые сами в детстве стали жертвами жестокого обращения, так же как и жалеть вечных жертв, я просто хочу, чтобы вы осознавали, что это самые обычные люди, не менее остальных достойные любви, которые однажды сделали выбор поддерживать круговорот боли, вместо того, чтобы разорвать его и жить свободно.
То что, круговорот боли – замкнутое колесо, думаю, уже понятно. Так как же выйти за его пределы?
Круг удалось разорвать людям, выбравшим третий вариант — «мудрец». Им так же причинили боль, но у них получилось остаться свободными. Этим людям прежде всего удалось перенести «точку наблюдения» с позиции участника (персонажа) на позицию наблюдателя. Приставьте театральную постановку: есть актеры на сцене, а есть зрители в зале. Пока вы персонаж – вы страдаете, жалеете себя, ненавидите своих обидчиков, как вам по роли и положено. Но если вы зритель, вы, несомненно, сопереживаете персонажу, но при этом осознаете, что вы – всего лишь наблюдатель. Как только вы слишком увлекаетесь, вы оказываетесь на сцене в роли персонажа – в круговороте боли, который не разорвать до самого конца спектакля. Но стоит переместить «точку наблюдения» — и вы зритель, который внимательно наблюдает за страданиями персонажа, но в какой-то момент говорит себе: «Хватит, надоело!» и уходит в соседний зал – там детский спектакль, там весело.
Посмотрите на случившееся с вами как на фильм ужасов – было страшно, но все уже закончилось. Вы выходите из кинотеатра и идете с друзьями веселиться.
Второй важный момент – то, что принято называть «прощением». Я не призываю вас брататься со своими мучителями, обниматься и пить вино. Просто развенчайте своих «злодеев». Ведь «злодей» — это всего лишь ярлык. И ваш личный «злодей» — обычный человек, причинивший вам боль. Помните — от хорошей жизни боль не причиняют. Встаньте на позицию наблюдателя и посмотрите не только на маленький отрезок своей жизни, где вы — жертва, но и на всю жизнь «злодея» – он вернул вам какую-то свою личную боль. Даже не лично вам, а миру вообще. Посмотрите на происходящее более глобально – «злодею», так же, как и вам, когда-то причинили боль. Вы не знаете, какую. Может быть, все было намного более ужасно, чем вы даже можете подумать. Может быть, он был тогда ребенком, маленьким и беззащитным. И тот человек, который причинил боль ему – тоже не «злодей», он тоже страдал и возвращал миру боль, причиненную ему. И так далее. Это длится и длится, уходит куда-то вглубь веков. Люди страдают сами и причиняют боль другим. Посмотрите на этот бесконечный круговорот боли… Теперь дело за вами – выбирайте, станете ли вы его следующим звеном или останетесь свободным? Примите решение и сотрите эту картину – вы больше не часть ее. Все случившееся с вами в прошлом, вы это пережили, и больше оно не в силах влиять на вашу жизнь. Вы не будете по этому поводу ни страдать, ни ненавидеть.
Кармическая «расплата»
А что насчет страдающих невинных младенцев? Какой такой выбор они сделали? Или как притянули болезни и неприятности на свою голову? Если противовесные силы Вселенной всегда беспристрастны и справедливы, то же как быть с младенцами? Или с людьми, имеющими врожденные заболевания? Они еще пожить не успели, а уже страдают.
Вопрос непростой и здесь я ступаю на зыбкую почву, потому что доказать сказанное будет сложно, практически невозможно. Разве что вы сами себе докажите на практике.
События, происходящие с нами, не всегда обусловлены нашей жизнью, но всегда – выбором нашей души, чаще всего бессознательным. Попробую пояснить.
Многие знакомы с понятием «семейная карма» и библейским понятием ответственности за «грехи отцов наших». Те, кто не верит в данную зависимость, тот не знаком с методом системных семейных расстановок по Б. Хеллингеру, официально признанному как современной психологией, так и психиатрией. Хотим мы в это верить или нет, но все мы – часть чего-то большего, часть крупных надструктур. Включенность в такие надструктуры, как «корпорация», «государство», «планета», думаю, ни у кого не вызовет сомнений. Так вот, есть еще две важные надструктуры, в которые мы все включены. Первая – «душа». Понимаю, что звучит странно, но вы включены в свою собственную душу как чашка в сервиз. Следовательно, «душа» – структура намного большая, чем подструктура «я». Более того — структура «д
8000
уша», как надструктура, включает в себя структуру «я» плюс еще «что-то». До конца разобрать это самое «что-то» по винтикам и дать полный список пока невозможно, но один из «кусочков» таинственного «чего-то» уже известен – одной из своих частей «душа» встроена в надструктуру «род» (или более привычный термин — «семья»).
«Семья» как информационный пакет, включает в себя все души ныне живущих и когда-либо существовавших членов рода. Душа человека полностью включается в структуру «семья» еще до рождения – может быть, в момент зачатия, а может быть, даже раньше.
Теперь снова вернемся к понятию, которое ввел В. Зеланд – «противовесные силы» Вселенной. О том, как силы действуют на усреднение «излишних потенциалов» много писал, опять же, Зеланд. Повторяться не буду. Но борьба с усреднением «потенциалов», как выравнивание «пиков» на графике в одну прямую – это частности, основная их задача – поддерживать одинаковый уровень Любви как основной материи Вселенной. Если хотите, противовесные силы во Вселенной исполняют те же функции, что клетки-лейкоциты и фагоциты, ведущие борьбу за чистоту крови.
Вообще надо сказать, что люди для жизни в собственном сообществе выдумали себе множество преступлений, однако во Вселенной существует только одно преступление – против Любви. И то, даже не преступление в человеческом понимании, а, скорее, серьезное отклонение, требующее обязательной коррекции – болезнь, требующая лечения. Отказ от любви, разрушение, непринятие и т.д. – и противовесные силы начинают действовать немедленно и неумолимо как клетки-лейкоциты или компьютерная антивирусная программа, обнаружившие вирус.
Приведу пример: представим, что некий человек совершил убийство другого человека. Противовесные силы включаются немедленно. Это не человеческое правосудие, их цель – не покарать убийцу, так как во Вселенной вообще не существует понятия «наказание». Цель данного вмешательства – примирить и вернуть Любовь в души убийцы и его жертвы. Да, это не опечатка – жертва уже мертва, но для Вселенной это всего лишь формальность, душа не исчезает бесследно и, следовательно, жертва жива. Любая душа соединена со Вселенной, не исключение и душа убийцы, поэтому именно душа начинает работу по примирению — пытается вернуть в себе любовь к душе жертвы. В душе убийцы закипает работа, но человек этого не осознает, как правило — в разум эта информация проходит медленно, гасится эмоциями, мыслями и чувством вины. Несмотря на христианские установки на «покаяние», чувство вины не помогает Любви, а прямо наоборот– очень мешает! Поэтому противовесным силам редко удается в течение жизни одного человека (убийцы) закончить свою работу. Но не беда – потомки убийцы принимают эстафету.
Почему так происходит? Во-первых, из-за Любви – души потомков любят своего предка (даже если разумом это не осознается – предок мог умереть задолго до рождения потомка). Душа все знает о других душах семьи и любит всех. Поэтому, видя неотработанную проблему предка, любящая душа потомка стремится помочь и тут же включается в работу. Во-вторых, как уже говорилось, структура «семья» — информационное созвездие душ, здесь они едины и потому на уровне надструктуры нет выделения отдельных людей – работа противовесных сил ведется со всей структурой.
Итак, со смертью убийцы работа по примирению убийцы и жертвы продолжается в душах детей убийцы. И здесь начинаются проблемы – ведь потомки могут даже не знать о факте совершения преступления. Поэтому, хотя в их душах кипит работа, на сознательный уровень это не поднимается. Далее в работу включаются внуки убийцы. Чем дальше, тем тяжелее – в душах людей кипит активная работа, а сознательно они ни о чем даже не подозревают. Часто в таких случаях душа как бы рвется на две части – одна любит предка-убийцу, вторая – жертву и изо всех сил пытается их посмертно примирить, обычное человеческое сознание не выдерживает такой нагрузки и человек (потомок убийцы) получает психическое заболевание – часто шизофрению или маниакально-депрессивный психоз. Иногда это может длиться долго – болезнь периодически всплывает в различных поколениях одной семьи — до тех пор, пока не произойдет полное примирение между душами убийцы и жертвы .
Я даже больше скажу – преступлением против Любви считается попытка исключения любого человека из структуры семьи: изгнание, попытка забыть, отказ от оплакивания умершего и т.д. Обычно «изгоняются» таким образом алкоголики, наркоманы, психически больные, преступники, абортированные дети, а также дети, умершие во младенчестве. Часто «изгоняются» отцы – женщины скрывают, что ребенок не от мужа, а от другого мужчины; после повторного замужества скрывают от ребенка, кто его настоящий отец и т.д. Что происходит в этом случае? Обычно в семье рождается человек, цель которого – полностью повторить судьбу «изгнанника», хотя также известны случаи возникновения шизофрении у потомков усыновленных детей, от которых скрыли информацию об усыновлении.
Это несправедливо, скажете вы. Если рассматривать единственную человеческую жизнь, то, да, может так показаться. Но если рассматривать всю структуру «семья», то все вполне логично, а для душ жертв и изгнанников даже справедливо. На уровне больших надструктур души из одной «семьи» вполне заменимы и, более того, из любви сами принимают на себя ношу предков.
Итак, что делать, если вы обнаружили, что платите по чужим кармическим счетам? Во-первых, не паниковать и помнить, что Вселенная не имеет намерения наказывать вас, ее цель – лишь скорейшее восстановление уровня Любви в вашей семье. Во-вторых, попытаться выяснить точную причину происходящего. Иногда простого опроса родителей бывает недостаточно, если сменилось уже несколько поколений. В этом случае могут помочь системные семейные расстановки. В-третьих, выяснив причину, вы подключите к работе своей души сознание – то есть, начнете прощать и примирять уже на сознательном уровне, а слаженная работа души и разума сворачивает горы.
Ну, а в-четвертых, как только вы меняете точку наблюдения с персонажа (несомого по волнам жизни злой кармой) на наблюдателя, вы можете принимать любые решения, касательно вашей собственной судьбы. А это уже режиссура… Двум режиссерам (карме и вам) тесно на одних подмостках.