Что такое мысль?

Что такое мысль?Представьте, что вы сидите в темном зале один и смотрите на освещенную сцену, где идет спектакль «Его мысли». Вас все время будет тянуть туда, на сцену, где происходит действие, но вы возвращайте себя назад, в зал, иначе спектакль будет уже другой — «Моя мысль». Смотрите, вон на сцене толкутся и снуют привычные и повседневные мысли, вот появляются и пробегают бес­покойные и тревожные, вот промелькнула красивая и возвышенная, а эта… неприличная и даже мерзкая; нет, не трогайте их и не гоните — «наблюдайте». Посмотрели? Теперь попробуйте понять и объяснить себе, что же это такое — мысль. Обычно мы не задумы­ваемся об этом, и напрасно; как часто, имея в руках «скатерть-самобранку» — и не ведая об этом, мы используем ее как половую тряпку. Так что же такое мысль?Что такое мысль?Если вы отдыхаете и никуда не торопитесь, если вас ничто не отвлекает и не беспокоит — сядьте удобно в кресло или лягте на спину, закройте глаза, расслабьтесь и 20-30 минут «понаблюдайте» за своими мыслями. Нет, не вмешивайтесь в них, не управляйте ими и не оцени­вайте — только «наблюдайте».

Представьте, что вы сидите в темном зале один и смотрите на освещенную сцену, где идет спектакль «Его мысли». Вас все время будет тянуть туда, на сцену, где происходит действие, но вы возвращайте себя назад, в зал, иначе спектакль будет уже другой — «Моя мысль». Смотрите, вон на сцене толкутся и снуют привычные и повседневные мысли, вот появляются и пробегают бес­покойные и тревожные, вот промелькнула красивая и возвышенная, а эта… неприличная и даже мерзкая; нет, не трогайте их и не гоните — «наблюдайте».

Посмотрели? Теперь попробуйте понять и объяснить себе, что же это такое — мысль. Обычно мы не задумы­ваемся об этом, и напрасно; как часто, имея в руках «скатерть-самобранку» — и не ведая об этом, мы используем ее как половую тряпку. Так что же такое мысль?

Большинство, наверное, скажет что-нибудь вроде сле­дующего: «Мысль — это проявление и ощущение про­цесса деятельности сознания». Те, кто захочет более научного определения, добавят: «…за счет биохимических процессов в клетках коры головного мозга», а педант уточнит: «…на клеточном и молекулярном уровне». На­верное, это близко к общему пониманию, но надо ответить на вопрос: «Что такое сознание?»

Вот наше физическое тело; оно перед нами с тех пор, как начали осознавать себя, и до тех пор, когда переста­нем; мы его видим, чувствуем и, как нам кажется, знаем. Ну, а сознание, ум, мысль, что мы знаем о них, как они соотносятся с физическим телом, какого их взаимное влияние и обусловленность? Эти вопросы непростые, но наиважнейшие, и ответы на них не однозначны.

Сознание, со всеми его уровнями, подсознанием и сверхсознанием,— это свойство, дар, принадлежность и в то же время вместе с тем — состояние. Это то, что отличает человека от низших животных и делает его Человеком; оно индивидуально и неповторимо, и только оно открывает человеку окружающий Мир и его самого. Изменяя сознание, человек изменяет весь Мир; весь Мир в его сознании, и другого у него — нет.

Физическое тело начинает умирать с момента рож­дения; оно рождается и умирает непрерывно, на клеточ­ном и молекулярном уровнях, но тело сознания не умира­ет, пока функционирует мозг; оно может развиваться и крепнуть, в то время как физическое тело будет стариться и слабеть. И конечно, нельзя никогда забывать о том, что сознание всегда влияет на тело как более высокий план и что оно может как возродить его, так и убить.

Если же говорить о понятии «ум», то это — качество сознания, такое же, как мышечная сила — качество фи­зического тела. Ум, так же как и физическую силу, нужно развивать и совершенствовать, хотя и наследст­венность и воспитание играют свою роль.

Ну а мысль, какое определение можно принять?

Мысль — это проявление индивидуального сознания, его порождение и продукт его деятельности; это тонкома­териальная субстанция, несущая энергию и информацию.

Мысль — это единственное орудие сознательной де­ятельности человека, его поводырь, проводник и руко­водитель. Все физические и духовные восхо­ждения, точно так же как и падения, начинаются с нее.

Одним из самых важных и изумительных свойств мысли является то, что по закону обратной связи она может влиять на сознание и изменять его.

Есть и другие свойства мысли — эзотерические, они необычны, загадочны и признаются далеко не всеми. Об этих свойствах мысли уже упоминалось ранее, но это никогда нелишне повторить. Эти свойства заключаются в автономном существовании мыслей, их объединении и ассоциации и в возможности влияния на окружающий мир. Теперь можно дать дополнительные обоснования подобным представлениям.

Мы можем сказать, что основным отличием живой материи от неживой является ее способность к воспро­изводству новой материи, подобной себе, из материи и энергии окружающей среды. Если при этом производится материя низшего физического плана, то это просто рост, репродукция и размножение, но разумное существо спо­собно производить материю более высокого плана, и эта материя (а точнее поле) и есть мысль.

Подобно электромагнитному полю мысль может самостоятельно существовать после того, как была про­изведена. Это можно подтвердить и научными доводами.

Известно, что все земные процессы — физические, химические, биологические (кроме ядерных) обусловлены движением и взаимодействием электронов; электромаг­нитное моле непосредственно вызывается перемещением электрических зарядов, т. е. током, но и процесс мыш­ления можно связать с биотоками, т. е. с движением электронов.

«…Никто не вправе утверждать, что мысль не может существовать помимо мозга» (К. Фламмарион. Неведомое). Теперь уже, наверное, вполне очевидно, какое зна­чение имеет для человека сам процесс мышления, кон­троль за мыслью и управление ею.

Воистину можно сказать: Человек, познай себя, сотво­рись и сотвори Мир, силой мысли! Так что же такое мысль? Давайте рассмотрим следующую рабочую гипотезу. Мысль является продуктом материального мира; она рождается в мозгу (в сознании) в виде биологической разновидности поля. Мысль проявляется на материальном плане и оставляет след в виде памяти, эмоций, действий и процессов, а затем «излучается» (трансформируется) в более высокие измерения и существует там вечно. С обычных позиций представить это нелегко. Где и как могут существовать вместе мысли всех живущих и жив­ших? Но давайте обратимся к некой аллегории, которая поможет кое-что прояснить.

Природа или Верховный Разум (как угодно) пред­назначает своим живым творениям, имеющим способ­ность размножаться или что-то производить, определен­ное пространство или сферу обитания. Если число их в данном пространстве превышает критическое, то она (Природа) либо предоставляет своим творениям возмож­ность заселить новое пространство, либо ограничивает их прирост (уменьшением рождаемости и увеличением смертности).

Представьте себе, что на какой-то воображаемой пла­нете имеются идеальные условия существования в области какого-то одномерного пространства, ну, скажем, по бе­регу реки; жизнь там бурно развивается, и скоро плот­ность ее достигает критической величины. Далее должно либо прекратиться воспроизводство (но оно неотъемлемое условие жизни), либо жизнь, приспособившись, должна выйти в новое, более высокое измерение (двумерное пространство), т. е. освоить и заселить поверхность, с удалением от реки.

Когда и поверхность будет заселена, а биомасса снова станет критической, тогда жизнь должна будет освоить новое измерение (воздух) и будет существовать в трехмерном пространстве, как сейчас у нас на Земле. Что дальше?

Если для материальной жизни других (более высоких) измерений на планете нет, а воспроизводство прекратить­ся не может, то в трехмерном мире для материальной жизни должна быть заложена смерть, что мы и имеем на Земле.

Ну, а если у смертной плоти, живущей в трехмерном мире, есть что-то более высокое, что не умирает, что вечно, ну, допустим, мысли или Душа или еще что-то? Где они могут существовать? Они могут находиться в более высоком (чем трехмерное) измерении, где понятия теплоты и пространства в нашем понимании просто не существует.

Ведь в четырехмерном пространстве может на­ходиться бесконечное множество наших трехмерных миров и существовать рядом, не пересекаясь. Живые существа этих параллельных миров, находясь рядом, могут не подозревать о существовании друг друга, и тем более они не могут воспринять более высокие миры.

Точно так же в пятимерном пространстве может быть бесконечное множество миров четырехмерных, не пере­секающихся между собой, а в шестимерном — пятимер­ных и так далее. Нам не известно максимальное измерение Реального Мира.

Мыслящие сущности любых миров могут восприни­мать и осознавать только свои миры и все миры более низких измерений, входящие в них.

«Тайна жизни заключается в том, что нас окружает какая-то другая жизнь, часть которой мы составляем, но которую мы не сознаем» (П. Успенский. Оккультизм и любовь).

Однако можно предположить, что при определенных условиях в определенных пространственно-временных координатах параллельные миры одного измерения могут если и не пересекаться, то как бы «касаться» друг друга, и тогда их косвенные проявления или «отголоски» могут обнаружиться.

Все загадочные, таинственные и необъяснимые явле­ния на Земле за время ее многовековой истории, такие как происхождение человека и исчезнувшие цивилизации, инопланетяне и НЛО, полтергейст и общение с духами, «Бермудский треугольник» и «черные дыры», выход в Астрал и левитация, телекинез и предсказание будущего и многое другое, могут быть осмыслены и как-то объяс­нены именно с этих позиций.

Всякий мир более высокого измерения содержит в себе всю информацию о более низких мирах, и тогда естественно, что Высший Мир объединяет в себе Все и является Единым.

«В космосе существует динамическое начало, неви­димое и неосязаемое, разлитое по всей вселенной, не зависящее от видимой и весомой материи и действующей на нее. И в этом динамическом элементе зиждется разум выше нашего…» (К. Циолковский. Монизм вселенной).

Что же мысль? Похоже, погружаясь в это понятие, нельзя достать дна.

«Ум постоянно излучает из себя эманации, которые могут быть видимы так же, как аура, распространяясь на несколько футов от данного лица и делаясь все тоньше и незаметнее по мере удаления от него. Мы постоянно излучаем волны мыслей (употребляя излюбленный тер­мин), и эти волны после того, как израсходована началь­ная сила проекции, носятся подобно облакам, смешиваясь с другими мысленными волнами одного с ним характера и простираясь часто до самых отдаленных частей земли. Некоторые эманации мысли остаются вокруг того места, где они появились. И если их не потревожат сильные мысли противоположных свойств, они могут оставаться почти неизменными в течение многих лет. Другие мысли, посылаемые с определенной целью или под влиянием сильного желания, эмоций или страсти, будут с необык­новенной быстротой переноситься к тому предмету, к которому они были направлены…

Мысль есть такое же явление, как свет или электричество. Мысль, может быть, видима психическим зрением, может быть, ощутима для сенситивного субъекта. Мысль после того, как она излучилась, имеет для ясно­видящего вид облака, окрашенного свойственным ей цве­том. Она подобна легкому пару (степень плотности из­меняется) и совершенно так же реальна, как окружающий нас воздух или многочисленные известные нам газы…

Зримое окружение охватывает лишь несколько октав вибрационных множеств и только бытие трех измерений, а незримое окружение охватывает бесчисленные октавы вибрационных множеств и бытие более чем в трех из­мерениях.

Йог так хорошо знаком с бытием незримого мира, проникающего внутрь физического мира и действующего в нем, что он не только творит и мыслит в соответствии с его Законами, но и придает ему главное значение в своей жизни.

Йог понимает, что сила мысли является одним из вибрационных множеств незримого мира…

…Подобно столбу света, бесчисленные мысли окру­жают человека, стараясь пронзить броню его Воли и проникнуть в его сознание, чтобы выразиться в дейст­виях …

…Человек создает свое окружение посредством мыс­лей и ответствен перед своей высшей природой за огра­ничения, налагаемые на него таким окружением.

Мысль подобна семени, посеянному в Саду Души. Из нее вырабатывается действие, и, подкрепляемая по­вторениями, она вырастает в дерево Привычки (хорошей или дурной), к которой человека приковывают его же­лания» (Свами Рамаянда. Крийя-Йога).

Где же и как рождается мысль?

По современным научным представлениям, мысль воз­никает в клетках коры головного мозга как продукт физиологических (биофизических и биохимических) про­цессов.

На этом важнейшем для человека направлении сде­ланы сотни открытий, проведены тысячи фундаменталь­ных исследований, написаны сотни тысяч (если не мил­лионы) диссертаций и научных статей. Но если очистить все это от «высокой научности», отбросить сложную терминологию и убрать лукавую заумность, то все в конце концов сведется к простейшей исходной формули­ровке, за которой скрывается неведение.

Что дали человеку многовековые исследования про­цессов высшей нервной деятельности; стал ли он умнее, счастливее, научился ли правильно мыслить и жить?

Нет, этого не случилось (скорее даже наоборот), и это ли не является доказательством, что современное научное изучение человека с материалистических позиций — бес­плодно и бессмысленно.

Рождение мысли и ее жизнь, как и все другие фи­зиологические процессы (биофизические и биохимичес­кие), вызываются, поддерживаются и обусловливаются исключительно взаимодействием и движением электронов в соседних атомах и молекулах клеток (взаимодействием и движением полей).

Это глубинная природа мысли, она скрыта от наших глаз и ощущений в других, более высоких, измерениях, но для человека, в его повседневной и обыденной жизни, более важны не сами глубинные процессы, но их про­явления и результаты на низшем, физическом плане, и именно к этому следует теперь перейти.

Как же рождается мысль и откуда приходит? Первое, что мы ощущаем при пробуждении ото сна, это ощущение себя и окружающего мира посредством «включения»- сознания и появления мысли.

При засыпании происходит обратное: сознание начинает меркнуть, мысли путаются, сбиваются, искажаются и на­конец покидают сознание. Но и во время сна и сознание и мысль сохраняются, они просто переходят в новую фазу, в другой план, в другое измерение, и это всегда сопро­вождается прекращением восприятия материального (трех­мерного) мира и блокировкой органов чувств.

Впрочем, следует заметить, что эти два состояния взаимообусловлены, и трудно сказать, что здесь причи­на и что следствие. Хорошо известно, что если устранить внешние восприятия и «выключить» органы чувств — наступает состояние, напоминающее глубокий сон.

Когда появляется первая мысль в обычном созна­тельном состоянии бодрствования, она начинает жить, развиваться и двигаться по вполне определенным, но не всегда понятным нам законам и направлениям.

Обычно преобладают и возникают первыми те мысли, которые несут больше энергии. Эти мысли, как правило, связаны с сигналами физического и эмоционального тел (физические боли и неудобства, страхи и беспокойства, сомнения и ожидания, радости и удовольствия).

Следующими по приоритету являются мысли, связан­ные с повседневной, продолжительной или интенсивной деятельностью. Мысль и действие всегда взаимосвязаны и взаимообусловлены; они вызывают, поддерживают и сопровождают друг друга.

Когда человек захвачен и поглощен своим трудом или выполняет его постоянно, в его сознании образуется доминанта действия, и тогда все другие, посторонние мысли могут быть подавлены.

Если повседневная жизнь и деятельность человека однообразны, стандартны и монотонно повторяются изо дня в день, то так же однообразно и монотонно будет существовать его мысль. Иногда она будет уходить в сторону, в другие области и сферы, но затвердевший стереотип жизни в виде привычек, социальных, произ­водственных и семейных обязанностей или необходимостей снова, как неумолимый надсмотрщик, будет загонять мысль в ее привычную колею. Тогда мысль опускается в подсознание и оттуда, управляя поступками и дейст­виями человека, превращает его в подобие бессознатель­ного автомата — робота.

Конечно, это не лучшая жизнь для ментального те­ла; оно лишается очищения и отдыха, благодатных виб­раций окружающей природы и космоса, и здесь возмож­но зарождение грядущих ошибок и страданий. К глубо­кому сожалению, в подобном режиме живет большинство людей.

Человек, конечно, вправе полагать, что это он у
8000
п­равляет своими мыслями, но и мысли тоже могут «счи­тать», что все происходит наоборот.

Постоянные беспокойства, заботы и страхи могут ро­дить мысли, которые буквально порабощают челове­ка. Сделавшись доминантой, такие мысли могут мно­житься и расти, как бы привлекая к себе подобные вибрации из окружающего пространства, и обычно при­водят к болезни, если человек не находит в себе сил, способных изменить мысль. Это же, но в еще боль­шей степени происходит при самом заболевании. За­болевание начинает питать мысль своей отрицательной энергией и отравляет ее; отравленная мысль питает за­болевание и усугубляет его, так возникает порочный круг, и излечиться можно только разорвав его, т. е. изменив мысль.

Ну, а если человек ничем не обременен, если его ничто не тревожит и не беспокоит, если он не захвачен ни работой, ни обязанностями, если он беззаботно порхает по жизни — что тогда формирует его мысль? Тогда, очевидно, определяющими станут сигналы-раздражители, поступающие в мозг из внешнего мира через органы чувств или из внутреннего мира (сознания или подсо­знания). Когда же сильных раздражителей нет, тогда наступает очередь действия множества слабых, пороговых мыслеформ, всегда окружающих человека. Здесь и соб­ственные мысли, когда-то посетившие его сознание, и мысли окружающих живущих, и мысли живших когда-то. Это общее поле мыслеформ вибрирует, движется и вза­имодействует с ментальным телом человека, и тогда ре­зультирующее ощущение или ассоциация в мозгу дает направление мысли.

Нужно еще отметить, что человек обычно не может думать одновременно о нескольких предметах; это значит, что в его сознании в конкретный момент времени суще­ствует одна, преобладающая мысль.

В сознании как будто стоит трон, за который посто­янно идет борьба и который никогда не пустует. У этого трона бесконечные толпы мыслей, и каждая стремится его занять. Здесь некоторые стоят и ждут своей очереди, некоторые спешат и лезут напролом, расталкивая других, а иные усаживаются на трон по высокой протекции. Понаблюдайте за ними.

Теперь мы закономерно подошли к теме контроля собственных мыслей.

Контроль за мыслью — это фактически первая сту­пень ментальной подготовки, предшествующей Духовно­му продвижению; вторая ступень — это управление мыс­лью и изменение сознания и третья — освобождение от мысли и переход к интуитивному восприятию.

Сейчас, поднимаясь на эту, первую ступень, нужно понять, что контролировать свои мысли необходимо всег­да, когда только это возможно. Что это дает?

Во-первых, человек начинает подходить к пониманию своей истинной сущности, и уже это одно означает ду­ховный прогресс.

Во-вторых, это может помочь уберечься от опромет­чивых решений и поступков и избежать грубых, а иногда и роковых ошибок.

В-третьих, только привыкнув контролировать свои мысли, можно в дальнейшем научиться и управлять ими.

И наконец, контролируя свои мысли, можно оградить сознание и ментальное тело от многочисленных темных и агрессивных сил, которые всегда окружают человека и влияние которых может привести к неожиданным и неприятным последствиям.

Конечно, непрерывно контролировать свои мысли не­возможно, да и не нужно; это может привести к нервному перенапряжению или даже к психическому срыву; надо просто рассматривать это как постоянные гигиенические процедуры ментального тела. Однако в некоторых случа­ях такой контроль особенно полезен и даже необходим, например:
— в перерывах между напряженной деятельностью или при смене ее;
— перед принятием серьезных решений или измене­нием жизни;
— при неожиданном и непонятном ухудшении на­строения или состояния здоровья;
— при важных беседах, выступлениях, записях;
— в многолюдных общественных местах (на вокзалах, рынках, транспорте, в очередях).

Контроль за мыслью можно проводить самыми раз­личными способами; это игра с собой, у которой нет жест­ких правил и условий, есть только общие основные прин­ципы и широкие возможности импровизации, на основе чего каждый должен найти свой собственный вариант.

Одним из самых эффективных и известных Методов, является метод интроспекции или «наблюдателя». В этом случае нужно просто отрешенно и бесстрастно наблюдать свои мысли, но главное при этом — не отождествлять себя с ними. Здесь главное — это образное и ясное представление себя как «объекта наблюдения». Можно, например, утвердиться и считать, что мысли — это продукт деятельности мозга, но мозг не представляет собой всего «Я», которое наблюдает за его деятельностью.

Можете представить, что у вас есть некий духовный двойник, который может, когда он этого захочет, наблю­дать за своим физическим двойником и его мыслями.

«Наблюдение за умом называется интроспекцией. Тот, кто ежедневно занимается интроспекцией, может выявить свои недостатки, устранить их подходящим методом и навсегда приобрести совершенный контроль над умом.

Он не будет позволять таким незваным гостям, как по­хоть, гнев, зависть, заблуждения и гордость, посещать его ментальную фабрику…» (Свами Шивананда).

Другой способ — это сосредоточенный внутренний контроль за самим моментом появления мысли в сознании и затем непрерывное «сопровождение» ее, с наблюдением ее развития, трансформации и исчезновения.

Можно, наконец, использовать известные способы психоанализа и самовнушения. При этом надо мысленно, спокойно, монотонно и отстранение повторять себе сло­весные внушения: «Я наблюдаю свою мысль…», «Я кон­тролирую свою мысль…», «Я изучаю свою мысль…» и т. п. Затем словесная формула должна исчезнуть и за­мениться действием, которое она выражала.

Если мысли начнут уходить из-под контроля или появится ощущение напряжения или утомления, надо прекратить занятия и отдохнуть, «забыв» о своих мыслях и предоставив им полную свободу, а затем, через 15-20 мин., повторить занятие еще.

Контроль за мыслью — это самопознание, это мен­тальная работа, она требует волевого напряжения и во­левого усилия, так же как физическая работа требует напряжения физического.

«Самопознание должно показать человеку, какой он есть, без всяких прикрас. Самопознание — это начало мудрости. Надо увидеть и понять все методы и мотивы своих действий и поступков в соответствии с механизмами мышления.

Самопознание — это спокойное, бесстрастное и глу­бокое наблюдение себя и своего мышления. Ум должен освободить сам себя!» (Кришнамурти. Сообщения).

При ментальных занятиях и упражнениях надо со­блюдать некоторые правила.

Никогда не применять насилия над собой и не дово­дить себя до состояния усталости, раздражения или дис­комфорта.

Занятия следует начинать в благоприятном физичес­ком и эмоциональном состоянии, при этом не должно быть никаких болезненных ощущений, напряжений и стрессовых реакций.

Нужно исключить, особенно в первое время, влияние всех отвлекающих факторов, как внешних, так и внут­ренних.

Продолжительность занятий выбирается индивидуаль­но, в пределах от 10—15 мин. до одного часа и более, в зависимости от практики, условий и состояния.

Когда контроль за мыслью будет выполняться про­извольно, легко и без напряжения, непрерывно в течение 20-30 мин. или более, можно переходить к следующей, более трудной ступени ментальных занятий — к управ­лению мыслью и к изменению сознания, если это станет нужным.

Мысль управляет дейст­вием, а действие — мыслью, но это утверждение, или, если хотите, предположение, не является исчерпывающим и вполне точным, потому что мыслью управляет еще и Мысль!

Если возникает недоуменный вопрос, то последует вопрос встречный. Разве вы не можете по своей воле изменить ход своей мысли и заставить себя перестать думать об «этом» и начать думать о «том»? Вы думаете, что нужно думать иначе, и изменяете свою мысль. Кто это «Тот», который управляет вашей мыслью, и каким средством он действует?

Когда-то мы пришли к предположению, что у человека есть один руководитель и один посредник всех его дей­ствий — это его мысль, но, оказывается, есть мысль, а есть что-то и помимо, выше, какая-то другая и особая Мысль.

Да, есть ментальная мысль — дитя физического тела (мозга), а есть и некая Высшая Мысль — дитя Духовного Родителя.

Оставим пока этот вопрос, а здесь примем простое исходное положение, что мыслью управляет другая — Верховная Мысль.

Конечно, вопросы, к которым мы теперь подошли, и задачи, которые поставили,— не новы. Они существуют века, со времен зарождения разума. Со времен древних цивилизаций и до наших дней занимались этими про­блемами жрецы, маги и колдуны, эзотерики, теософы и оккультисты, йоги, философы и врачи. Эти знания были и остались уделом избранных и никогда не захватывали широкие массы людей. Создается впечатление, что человеческое общество в своей массе еще не доросло до этого уровня, что в духовном плане оно, подобно нерадивому ученику, предпочитает гонять мяч и играть в войну (и в куклы), но не сидеть за учебником Жизни. Кто сейчас наиболее популярен и известен в массе? Кому она стремится подражать? Кто ее кумиры?

Разве те, кто достиг развития сознания, или те, кто призывает к истине? Нет, это скорее те, кто стяжал бо­гатство, или умеет лицедействовать и лукавить, или имеет крепкие ноги и кулаки, или обладает «товарным видом». Конечно, человечество будет взрослеть и совершен­ствоваться, и мировоззрение его будет изменяться; золо­той век человечества еще впереди, но, чтобы это наступило скорее, каждый должен начать с себя и помогать другим. Управление мыслью — тема настолько значительная и важная, что, сколько бы ни говорилось и ни писалось о ней, этого никогда не будет слишком много.

Переходя теперь к практической части этого раздела, нужно отметить, что она представляет собой дополнения и вариации методов и приемов аутотренинга, эзотеризма и Раджа-Йоги, отчасти уже упоминавшихся ранее. Фактичес­ки все эти методы и приемы сводятся к тем или иным разновидностям медитации.

Ранее уже говорилось, что медитация является ос­новным средством духовного продвижения; при этом кон­центрированная и ориентированная мысль (ментальное тело), освобожденная от постоянных и многочисленных помех окружающего физического мира, действует наибо­лее эффективно и целенаправленно.

Не впадая в крайность, можно сказать, что возмож­ности, заложенные в медитации, поистине необозримы, как необозримы пределы развития Разума. Давайте вспом­ним, что может принести медитация человеку. Практика медитации может помочь:
— избавиться от нежелательных эмоций (снять эмо­циональный стресс);
— изменить в лучшую сторону сознание и характер;
— излечить физические заболевания и укрепить здо­ровье;
— найти наиболее рациональное решение жизненных проблем и избежать ошибок;
— приблизиться к истинному пониманию окружаю­щего мира и себя; открыть высший (интуитивный) канал восприятия.

По и это еще не все, есть еще чисто эзотерические (оккультные) результаты, которые могут быть получены практикой медитации.

Медитацией можно и нужно заниматься постоянно, всегда, в любое время, когда сознание бодрствует и свободно от необходимой повседневной и рутинной работы. При постоянной практике и умении быстро «пере­ключить» сознание медитация может продолжаться не­долго, начиная с нескольких минут (и до нескольких часов), поэтому время может быть найдено всегда.

Занятие 1. Медитация на произвольную тему

Практические занятия медитацией лучше начинать на простых, хорошо знакомых объектах или таких, которые можно легко себе представить, например: какое-нибудь конкретное дерево или цветок (береза, сосна, дуб… роза, гладиолус, астра); предметы домашнего обихода (стакан, графин, ваза…); произведения искусства и антикварные изделия (картина, скульптура, украшение…). Объекты можно выбирать по желанию или по жребию, но они должны быть индифферентны и не вызывать чрезмерных эмоций.

После некоторой практики нужно начать выбирать более сложные объекты: знакомый пейзаж, интерьер или здание, озеро или пламя костра, луну, солнце или звезд­ное небо.

Особыми объектами медитации при задачах оздоров­ления, лечения и самосовершенствования являются: внут­ренние органы физического тела, энергетическое и эмо­циональное тела.

И наконец, Высшими «объектами» медитации, к кото­рым нужно переходить в последнюю очередь, после ус­пешной практики, являются такие абстрактные понятия, как: Вселенная, Время, Пространство, Разум, Вера, Истина, Любовь.

Сначала перед медитацией, так же как и перед лю­быми другими ментальными занятиями и упражнениями, надо добиться определенного исходного состояния.

В дальнейшем это состояние будет означать:
— удобное и приятное положение;
— максимальное мышечное расслабление;
— отсутствие внутренних и внешних отвлекающих воздействий;
— душевное спокойствие и комфортность;
— спокойное, замедленное и «незаметное» дыхание.

Затем нужно плавно, без напряжения и усилий пере­водить мысль на выбранный объект медитации и удер­живать ее в пределах этой темы. Нужно вызвать в со­знании мысленный образ объекта и добиваться, чтобы яркость, четкость и детальность его увеличивались.

Когда умственное представление объекта станет ус­тойчивым, надо «привязать» к нему мысль и начать медитацию, созерцание, с размышлением и «продвиже­нием внутрь».

Сначала можно начать с предыстории объекта — как и где он появился или был изготовлен; далее, его рост, развитие, преобразование или перемещения и транспор­тировка.

Потом надо переходить к внешним качествам и осо­бенностям объекта, охватывая его восприятие по возмож­ности всеми органами чувств; здесь могут быть: общий вид, размеры, форма, цвет, звуки, запахи, вкусовые и тактильные ощущения.

Затем надо стараться переводить сознание в глубь объекта и пытаться с помощью органов чувств как бы войти внутрь его; перемещаться там и изучать его внут­реннее строение.

Высшая стадия медитации наступает, когда сознание объединяется с объектом и «растворяется» в нем; при этом открывается абсолютное знание объекта и его ис­тинная сущность.

Если, например, объектом медитации выбрано дере­во (допустим, береза), то нужно, закрыв глаза и добив­шись необходимого исходного состояния, прежде все­го вызвать знакомые (или воображаемые) мысленные ас­социации, которые как-то будут связаны с этим деревом: опушка леса, роща, парк, двор. Мысленный образ бере­зы можно воссоздать, вспомнив когда-то виденный объект, или с помощью воображения, или «вырастив» свою березу из семени, представив, что за минуту про­ходит год и дерево растет на глазах. Главное, получить в результате четкий и устойчивый ментальный образ березы в сознании.

Сначала надо рассматривать дерево в целом и как бы со стороны, размышляя о его виде, размерах, форме, положении, а затем, постепенно приближаясь, концент­рировать внимание на деталях. Надо увидеть движение листьев, услышать их шелест, ощутить их прикосновение, почувствовать запах.

Далее нужно пытаться входить внутрь дерева: в крону, в листья, в ветви, в ствол, в корни. Надо стараться представить движение соков внутри, пройти по тайным, невидимым каналам, почувствовать жизнь клеток и уви­деть процессы, совершающиеся в них.

Постепенно мысль должна терять активность и как бы останавливаться, «замирать» внутри объекта (дерева); детали его (листья, ветви, ствол, корни) должны рас­плываться и сливаться в одно абстрактное понятие. В иде­альном случае сознание и мысль должны соединиться с этим понятием, и тогда человек почувствует свое единство с объектом медитации, и придет новое, истинное пони­мание того, что называется обычно словом — «береза».

Если в процессе медитации мысль будет уходить от объекта, ее надо спокойно и настойчиво возвращать назад, на прежнее место, но если это будет повторяться чаще, а возвращение и удержание ее — сопровождаться уси­лиями, тогда следует прекратить занятия и отдохнуть, предоставив мысли полную свободу.

При медитации на таких понятиях, как Вселенная, Время, Пространство и пр., надо иметь в виду, что истинное понимание их посредством рационального мыш­ления с позиций трехмерного материального мира не представляется возможным. Это примерно то же, что изу­чать анатомию человека по его фотографии. В этих случа­ях, на основе правильных исходных представлений, ме­дитация должна открыть интуитивный канал восприятия.

Время занятия 5-120 мин.

Занятие 2. Изменение стереотипа мышления

Это занятие может продолжаться от 3 до 24 часов, в те дни, когда позволяют обстоятельства и условия.

Идея этого занятия-игры состоит в том, чтобы изме­нить (по желанию) устоявшийся стереотип своего мыш­ления с помощью изменения поведения.

С вечера накануне надо выбрать себе известный по­ложительный образ; это может быть историческая лич­ность, литературный герой, известный современник или просто знакомый. Желательно получить или восстановить имеющуюся о нем информацию в виде фотографии или картины, видеозаписи или фонограммы, книги с выска­зываниями или воспоминаниями.

Постарайтесь представить себе вашего героя здесь, на вашем месте: как бы он мыслил и о чем думал, как бы говорил и действовал. Постарайтесь войти в него вашим сознанием и удержаться там несколько часов или весь вечер.

Ложась спать и до засыпания думайте о том, что завтра в течение дня (или нескольких часов) ваше со­знание и мысли будут не вашими, но вашего героя.

Утром, если перевоплощения ощущаться не будет (сразу этого ожидать трудно), просто начинайте играть свою новую роль. Не старайтесь копировать в первую очередь выражение лица, жесты, голос, манеры; прежде всего надо стараться копировать мысль. Поэтому, прежде чем сказать что-то, ответить или сделать, нужно выдер­жать небольшую паузу и попытаться «уловить», что сказал бы и что сделал ваш герой. Старайтесь изменить свою обычную манеру действий, разговоров и реакций, при этом совершенно естественно и незаметно для вас изменятся соответственно вашей роли и действия, и по­ступки, и вид.

Это занятие-игру надо проводить, если мнение окру­жающих вас не очень беспокоит и вы не опасаетесь, что они могут найти вас «странным»-; впрочем, об этой игре их можно предупредить заранее.

Это занятие можно разнообразить и упростить. Выберите себе с вечера новый характер поведения, за которым должен последовать и новый характер мыш­ления. Например, старайтесь быть весь день веселым — улыбайтесь всем, шутите; или весь день напевайте про себя или вслух, вспоминайте старые песни, музыку; или весь день будьте подчеркнуто вежливы, предупреди­тельны и добры, пусть все окружающие вызывают у вас любовь.

Так можно «проигрывать» любое положительное ка­чество и черту характера; наблюдайте, как при этом будет соответственно изменяться и образ ваших мыслей.

Занятие 3. Устранение отрицательных мыслей

Отрицательные мысли, которые могут оказать поис­тине разрушающее действие и на психику, и на физи­ческое тело, могут порождаться различными причинами. В первую очередь это соответствующие чувства и эмоции, а также состояния, неадекватные субъективные представ­ления и объективные окружающие условия.

Ранее уже подчеркивалось, что мысль по принципу обратной связи влияет на сознание, а сознание формирует для нас весь окружающий мир. Поэтому устранение от­рицательных мыслей — это главное условие изменения себя и (своего) окружающего мира.

Прежде всего надо понаблюдать за своими мыслями, как это было указано ранее, и найти среди них ту, которая представляется наиболее нежелательной, мешает более всего.

Отрицательную мысль не следует гнать, как му­ху, или стараться прихлопнуть, как комара, или выбро­сить, как сор; это обычно не дает желаемого результата, потому что мысль рождается в сознании и может укрыться в подсознании, откуда ее трудно извлечь. Надо поста­раться просто изменить мысль, преобразовать ее и дать ей другое направление. Чем это делать и как? Только посредством другой, высшей Мысли (о которой уже го­ворилось и будет говориться далее) и в процессе меди­тации.

Одной из самых отрицательных, самых неотвратимых и самых распространенных мыслей является мысль о смерти и связанный с нею страх. Обычно это главная, основная причина трусости, предательства, вероломства и обмана. Эта мысль может отравить жизнь и сделать ее невыносимой.

Способы медитации на эту тему могут быть индиви­дуальными и самыми разнообразными; вот только одна из возможных схем.

После того как будут обеспечены необходимые ис­ходные условия и состояние, надо избрать тему под названием: «Жизнь-смерть-жизнь».

Забудьте на время о себе, своем теле и своих про­блемах; уйдите сознанием и мыслями из стен вашей комнаты и из-под крыши дома в окружающий вас фи­зический материальный мир. Размышляйте о том, что есть вечное на Земле… и вы придете только к первочастицам, доступным нашему материалистическому по­ниманию — атомам. Из них созидается все сущее на Земле и на них распадается, совершая непрерывный круговорот рождений и смертей.

И минералы, и растения, и животные получают свои атомы на время, из общей земной копилки и, пройдя свой путь, возвращают их назад, для следующих поко­лений; и какая в сущности разница, что камень проходит свой путь за тысячу лет, дерево — за триста, человек — за сто, животное — за пятьдесят, а бабочка — за один день. Здесь главное в том, что все живое и разумное ощущает единое время субъективно и индивидуально; можно прожить сто лет как один день и за минуту пережить века. Размышляйте об этом.

Представьте себе растения — деревья, травы; как они рождаются из земли, как растут и строят свое тело из частиц земли и воды, используя энергию Солнца, как созревают, дают потомство и снова уходят в землю или задерживаются на время, переходя в тела животных. Но и животный мир, выйдя из земли, через те же растения, включается в общий круговорот и, пройдя свой путь, то­же уходит в землю или задерживается на время в телах других животных, чтобы дать им возможность завершить свой круг.

В земле весь растительный и животный мир, завершив свой цикл, переходит в тела других живых существ, которые, также пройдя свой путь, подготовят почву для новых растений и войдут в их тела из земли.

Так было и так будет; таков непреложный, неотвра­тимый и неизменный закон жизни — закон физического материального мира.

А теперь представьте себе, что все то, что вы видели и о чем размышляли, есть только отражение истинной Реальности; что вы только заглянули в прихожую Ми­роздания через замочную скважину ваших органов чувств и привычных восприятий.

Когда вы смотрите на айсберг, плывущий в океане, вы знаете, что видите лишь малую его часть, и чтобы видеть его весь, надо поднять его из воды.

Так же, смотря на окружающий мир и на себя, следует знать и поверить, что это не все, не весь Мир и не все Вы, что это только видимая часть. Существует невидимый нам Высший Мир, и каждый живущий имеет в нем свою, невидимую часть «айсберга»-, которая гораздо больше и значительнее, чем видимая.

В этом Мире нет рождения и нет смерти, он нема­териален и находится в другом измерении, но чтобы ощутить его и узнать, надо поднять свое сознание из «океана» обычных представлений. Это трудно и требует времени и усилий, но это вполне возможно для человека, и многочисленные доказательства этому есть.

Тема, которая затронута здесь, одна из самых со­кровенных и важных; она, конечно, не может быть исчерпана этим кратким текстом Время занятия 30-120 мин.

Занятие 4. Мысленный полет в Космос

Это занятие лучше проводить вечером, перед сном, когда ничто не отвлекает и наступает тишина. Время занятия 15-60 мин. или до засыпания.

Лягте на спину, закройте глаза, отбросьте заботы и расслабьтесь. Добейтесь исходного состояния для меди­тации.

Постарайтесь представить и «увидеть» окружающую вас обстановку; обойдите мысленным взглядом: комнату, мебель, окна, потолок. Теперь постарайтесь увидеть себя, свое тело, лежащее как бы отдельно от вашего наблюдения и от вас. Наблюдайте его с разных точек — сбоку, сверху, но при этом не теряйте ощущения непрерывной и нераз­рывной связи с ним.

Затем мысленно перенеситесь за окно и наблюдай­те оттуда за вашим телом, лежащим в комнате, и далее, не теряя с ним эфирной связи, начинайте подниматься вверх.

Вот вы уже над крышей дома, где лежит физическое тело, но вы поднимаетесь выше. Ваш город удаляется от вас, уходя вниз, ваш дом превращается в точку и исчезает из виду, но вы ни на секунду не забываете, что там, далеко внизу, в городе, доме, комнате, лежит ваше тело, и не теряете с ним связь.

Теперь перед вами картина, которую вы наблюдали из окна самолета, но вы продолжаете подъем, и вот уже ваш город превращается в точку, но ваше внимание там, в этой точке, где вы на время оставили себя. Под­нимаясь выше и выше, вы увидите, как быстро сжимается круг горизонта, и вот под вами — огромный голубоватый шар со знакомыми очертаниями материков и пятнами океанов; теперь только угадывается та точка, откуда вы поднялись.

Если подниматься еще выше, шар Земли будет умень­шаться, потеряет цвета и превратится наконец в яркую сверкающую точку в темном бездонном пространстве, связанную с вами незримой энергетической нитью.

Понаблюдайте и понаслаждайтесь этой сверкающей картиной Мироздания и начинайте возвращаться назад.

Теперь все будет изменяться в обратном цикле; яркая точка будет увеличиваться, блекнуть и превра­тится в маленький шарик, который будет расти под вами, перед вашим мысленным взором. Вы опять уви­дите материки и океаны, свою голубую планету. Потом появится ваш материк, страна и вот уже город, как маленькая точка. Но вы быстро опускаетесь, и вот город под вами, и ваш дом; опускайтесь к нему и загляните в окно — вон, видите, лежит ваше тело так же, как вы оставили его. Войдите в него вашим со­знанием и откройте глаза.

Занятие 5. Селекция мыслей

Характер человека — это стереотип его мышления. Одни из этих стереотипов служат нам на пользу, а другие — во вред. Привыкнув к ним, мы перестанем их замечать, не понимая, что в неприятностях и несчастьях, происходящих с нами, виноваты сами. Все начинается с мысли и кончается ею.

Задачей этого занятия является изменение привычного стереотипа мышления с помощью своеобразной «игры с мыслями», или селекции мыслей. Это может помочь по-иному (лучше) оценить и пережить привычные ситуа­ции, или избежать неприятностей, или даже изменить в лучшую сторону свой характер.

При ментальных занятиях и упражнениях следует помнить и учитывать две их особенности.

Во-первых, если мысль сформировалась, окрепла и набрала энергию, то она обычно становится очень упрямой и своенравной, и, чем настойчивее ее гонят, тем упорнее она возвращается назад.

Во-вторых, мысль обычно привязана к действию или к доминанте, возникшей в сознании.

Идея занятия состоит в том, чтобы найти образное аллегорическое представление процесса мышления в виде какого-то действия, привязать к нему мысль и через это действие, как через доминанту, управлять ею.

У мысли нет сравнительного аналога в физическом мире, но нет его и в духовном — мысль между ними, и в этом вся трудность ее представления. Будучи продуктом физического мира, мысль затем покидает его. Поэтому все представления будут весьма приближенными и схе­матичными, но главное здесь даже не в адекватности, а в яркости и образности представления; при этом каждый может найти свой собственный вариант. Здесь приводится одна из возможных схем.

Представьте, что мысли — это растения на поле ва­шего сознания или на поле вашей жизни. Вот у- вас корзина семян, и вы непрерывно их сеете; какие-то со­знательно, зная, что из них вырастет, а какие-то и нет. Но кроме того, вокруг в воздухе витают и чужие семена, которые тоже падают на почву вашего сознания и стре­мятся прорасти. Некоторые из семян прорастают сразу, другие будут ждать своего срока, а третьи не взойдут вовсе, но проявятся тайно.

Обычно люди не заходят на поле своего сознания, и здесь вперемешку растет все: и благоухающие цветы, и капуста, и сорняки, и ядовитая отрава. Теперь зайдите на это поле и наблюдайте за всходами ваших мыслей, и как только заметите ядовитый сорняк — сразу выры­вайте его, пока он не вырос.

Практически занятие состоит в том, чтобы наблюдать появление мысли и оценивать ее с точки зрения чистоты, нравственности и пользы, а затем либо оставлять ее и давать ей возможность расти и развиваться, либо удалять из сознания. Подобная практика может уберечь от необ­думанных и ошибочных действий и дать другие, поло­жительные результаты в виде изменения характера со­знания, лучшего понимания окружающего и правильного реагирования на него.

Вечером, перед сном, можно «посеять» определенную мысль или состояние, и утром они «взойдут» в виде прият­ной или забытой мысли, хорошего настроения и состояния.

Время занятия — когда есть возможность и желание.

Занятие 6. Остановка и устранение мысли

Занятие следует проводить ежедневно, в течение 5-30 мин., когда только возможно. Особенно желательно это делать в перерывах между напряженной дея­тельностью или при смене характера работы. Это занятие можно проводить практически в любое время и в любом месте и даже во время деятельности, если она не связана с активным участием сознания и может производиться автоматически, например при ходьбе (без помех), мед­ленном беге, некоторых видах физических работ.

Обычно мысль связана с каким-то действием и ка­кой-то деятельностью, физической или умственной. По­этому, чтобы остановить и устранить из сознания мысль, необходимо остановить и устранить всякую деятельность и всякие мысли о ней. Сделать это, однако, не так просто, как сказать об этом. Имеется, однако, один прием, кото­рый может быть использован. Он заключается в создании доминанты, которая вытесняет и подавляет в сознании другие мысли. В качестве такой доминанты нужно из­брать и оставить в сознании одну-единственную мысль — «мысли нет»- и на ней концентрировать все внимание. За­тем постепенно следует избавиться и от самой доминанты, в чем часто заключается основная трудность. В этом случае доминантную мысль нужно постепенно ослаблять и устранять, как бы «забывая» ее. Если при этом сразу появляются другие мысли, то надо избрать другой, более длительный прием, а именно — поддерживать и укреп­лять доминантную мысль до тех пор, пока она не вызовет состояния запредельного торможения сознания.

Нужно отметить, что состояние «безмыслия» пред­ставляет собой совершенно особое состояние; оно имеет исключительно важное значение для развития духовных способностей и для Духовного продвижения. Это состо­яние приводит обычно к открытию интуитивного канала и к сверхсознанию.

Теперь же в заключение хочется напомнить: знайте, что мысль — это создание Разума, такое же, как картина, скульптура, архитектурное творение или музыка, но только еще более значимое, загадочное и важное, потому что, родившись однажды, еще неизвестно, во что она воплотится.

«Человек создает свое окружение посредством мыслей и ответствен перед своей высшей природой за ограниче­ния, налагаемые на него таким окружением.

Мысль подобна семени, посеянному в Саду Души. Из нее вырабатывается действие, и, подкрепленное по­вторениями, оно вырастает в дерево Привычки (хорошей или дурной), к которой человека приковывают его же­лания.

Религиозные Учителя всех веков придавали большое значение чистоте мысли, считая ее необходимой подготов­кой к чистоте действий. Восточная психология ясно дока­зывает, что Астральное тело человека содержит в себе се­мена удачи и неудачи и что развитие и внесение с собой на физический план того или другого зависит от степени духовного развития»- (Свами Рамаянда. Крийя-Йога).

«Способ успокоить ум — это внимательное, терпели­вое и отчужденное наблюдение себя со стороны, т.е. отрешенное самонаблюдение спокойное, бесстрастное, бес­чувственное.

Другой способ — это отвергать мысли волевым уси­лием, при этом ум должен отказываться принимать мыс­ли, тогда они уйдут. Можно сосредоточить все
a60c
энергии внутри, в сердце, и тогда тишина придет автоматически.

Когда достигается совершенная ровность, при которой хорошее и плохое, приятное и неприятное перестает су­ществовать и различаться, тогда умственная активность заменяется более высокой формой сознания — интуи­цией» (Шри Ауробиндо).

Источник:
«Будь здоров»