Меня всегда интересовал вопрос, почему при таком большом количестве духовных течений и изобилии информации о техниках, способствующих духовной трансформации, мы видим так мало людей, достигших высокого уровня; тех, кто без преувеличения познал Истину. Ответ на него не пришёл в виде озарения, он, скорее, возник вследствие близкого знакомства с людьми, пытающимися искренне познать себя. Люди чаще всего ищут избавления от страданий. У них страх, неуверенность в себе, незнание как себя реализовать, и тому подобные внутренние ситуации. Естественно, что они хотят изменить своё положение и потому идут на поиск действенных средств. И им хочется быстрого результата.Меня всегда интересовал вопрос, почему при таком большом количестве духовных течений и изобилии информации о техниках, способствующих духовной трансформации, мы видим так мало людей, достигших высокого уровня; тех, кто без преувеличения познал Истину. Ответ на него не пришёл в виде озарения, он, скорее, возник вследствие близкого знакомства с людьми, пытающимися искренне познать себя.
Люди чаще всего ищут избавления от страданий. У них страх, неуверенность в себе, незнание как себя реализовать, и тому подобные внутренние ситуации. Естественно, что они хотят изменить своё положение и потому идут на поиск действенных средств. И им хочется быстрого результата. Всем им хочется чуда, поэтому они готовы следовать нелепым наставлениям разного рода шарлатанов от духовности, в надежде на мгновенное изменение того, что они носили в себе годами. Соответственно оценивается эффективность практик – если после их выполнения человеку становится хорошо, то это значит, что техника тоже хорошая и очень даже полезная.
Сиюминутный эффект вначале ценится превыше всего. Однако далеко не каждое упражнение, приносящее изменение состояния сразу, может считаться полезным в долгосрочной перспективе. Приём алкоголя, например, может быстро и сильно изменить состояние человека, при этом длительное его употребление приводит к зависимости, и не более того. Так и с упражнениями – то, что меняет состояние человека в процессе выполнения, не всегда имеет глубокое и отсроченное действие; проще говоря, протрезвев, человек возвращается к своему исходному состоянию, которое фактически не претерпевает глубоких изменений. Эффект такого рода дают, к примеру, динамические медитации и вибрационные упражнения, ну, скажем, распевание мантр. При соответствующей силе веры они могут повлиять на состояние человека достаточно серьёзно, но основы бессознательности, как правило, при этом не затрагиваются. Не будем забывать, что вера сама по себе есть следствие этой бессознательности.
Множество практик, пришедших к нам из глубины времён, никуда, по сути, не ведут. Они выполняют некоторые вполне ограниченные функции и не могут привести человека к трансформации. Однако их древность и заковыристость описаний придаёт им некий магический ореол, позволяющий надеяться на чудесное преображение при длительном выполнении. Вера в силу древних практик ничем не отличается от веры в возможность чуда; и хоть чудеса, бывает, случаются, но полагаться на чудо в духовном поиске столь же наивно и трогательно, как верить в то, что можно выиграть в рулетку у казино.
Есть ещё практики осознания себя. Они не столь популярны по сравнению с другими, и на то есть причина.
Дело в том, что выполняя их, человек не получает сиюминутного кайфа, наоборот, наблюдая себя и пытаясь войти внутрь своего существа, он сразу же натыкается на те проблемы, от которых долгое время бегал. И тех, кто сосредоточен на поиске хороших состояний, это очень отталкивает. Наблюдая себя, человек сталкивается с подавленным гневом, страхом и прочими «приятными» эмоциями и чувствами. И выбор тут сводится к простой дилемме: либо принять своё состояние и начать работать с ним, либо бежать без оглядки. Многие бегут. Причём обставляется это таким образом, что «у меня не получается удерживать внимание внутри, я всё время отвлекаюсь, поэтому я пока поделаю практики выражения». Внимание не удерживается внутри только потому, что сам человек не хочет этого. Или недостаточно хочет, разделяя энергию между несколькими желаниями, нередко взаимоисключающими. Например, хочет кто-нибудь стать осознанным во всех своих действиях, но не хочет при этом разбираться с подавленными эмоциями и желаниями. Это взаимоисключающие желания, поскольку оплот человеческой бессознательности заключается как раз в подавленных энергиях, и без их осознания и высвобождения не стоит даже мечтать о достижении хоть какого-то стабильного уровня осознанности. И пока человек не поймёт того, что пройти придётся через все слои подавленностей и отрицания себя, ему будет трудно продвигаться по Пути осознанности.
Но вот какая получается история – даже те, кто вроде бы довольно уверенно двигается по Пути осознания, далеко не всегда достигают своей цели. И осознанность у них вроде бы растёт, и уровень понимания меняется, а полная осознанность всё равно остаётся всего лишь целью, не становясь неотъемлемым качеством бытия. Что же это за препятствие, останавливающее искателя, да так, что он годами не может сдвинуться с мёртвой точки достигнутого прежде уровня осознанности? Таких препятствий несколько. Одно из них, например, заключается в том, что человек оказывается неспособным отказаться от образа себя, хорошего. То есть превзойти собственное эго, сохраняя его, как зеницу ока, в любых ситуациях. Даже попадая в ситуации, где эго можно было бы утратить моментально, люди умудряются сохранять его «на всякий случай». Как я буду жить без желаний? – спрашивают они себя, демонстрируя этим глубокую привязанность к собственным желаниям и, конечно, некоторую недореализованность. Демонстрируя надежды на то, что в мире есть ещё для него вещи, которыми можно удовлетвориться и насытиться. Но невозможность отказаться от прелести строить из себя что-то и привязанность к своим желаниям – достаточно известная причина, по которой искатели не достигают цели. Есть как минимум ещё один фактор, который становится неожиданным препятствием на пути людей, стремящихся преобразить свою жизнь.
Путь внутрь приводит человека к осознанию своих проблем, позволяя, в то же время, избавиться от них навсегда. Однако нередко случается так, что внутренние проблемы тесно переплетаются с внешними обстоятельствами. Жил, скажем, человек, вовсю подавляя свои желания и эмоции. В угоду окружению, чтобы соответствовать требованиям и ожиданиям близких. И вот, войдя внутрь, он вдруг понимает, что такая жизнь больше невозможна, что он больше не может убивать себя ради того, чтобы считаться порядочным и хорошим в глазах родственников. Конечно, можно уверять себя, что внешнее слабее внутреннего и нужно лишь освободиться от мешающих жить желаний и принять то, что есть, ничего особенно не меняя. Что в этом и проявляется истинная духовность. Но правда такова, что чаще всего без изменения внешних обстоятельств невозможно изменить обстоятельства внутренние. Нужно, допустим, сменить работу или круг общения. Разорвать или наладить отношения. Может быть, сменить условия жизни вообще – переехав в другое место жительства. Вариантов немало и они индивидуальны. Момент, когда становятся необходимы внешние перемены, наступает у каждого искателя тоже индивидуально. Причём кто-то осознаёт, что ему следует изменить, а кто-то не очень.
Я видел немало искателей, «сломавшихся» на этой необходимости. Людей, оказавшихся неспособными потерять какую-то часть комфорта и начать жизнь с нуля. В таком случае они либо застревали в одной фазе, до которой сумели дорасти, либо уходили из поиска совсем. Бывали хитрецы – они ходили вокруг да около, прилагая усилия и подходя к моменту неизбежности внешних перемен; подойдя же к нему, они сдавали назад, отстраняясь от работы над собой, чтобы через два-три месяца начать этот танец заново…
Почему в ряде случаев внешние перемены неизбежны? Почему нельзя расти в духе, используя внутренние резервы и не трогая устоявшуюся внешнюю жизнь? Ответ прост: многие внутренние проблемы не могут быть прожиты и разрешены иначе, чем через внешние действия. Если условия твоей жизни не способствуют даже внешней реализации, может быть, нужно изменить их так, чтобы она стала возможной? Может быть проще вначале устранить внешние источники возникновения гнева, чтобы появилась возможность осознать тот гнев, который уже давно лежит в бессознательном? Как бы то ни было, факт остаётся фактом – готовность к переменам есть одно из важнейших качеств настоящего искателя. Ведь если человек не готов к переменам, то как же он собирается измениться? В этой полуготовности, в готовности к переменам исключительно на своих условиях, и кроется главная проблема и главное препятствие на пути искателей.
Препятствия внутри, в конечном счёте, оказываются сильнее препятствий снаружи. И из-за них люди не достигают Истины. Но работать приходится одновременно – и там, и там. Для этого и требуется осознанность – чтобы пройти как по лезвию ножа между внешними и внутренними препятствиями, не застряв ни на одном из них. Фактически в этом и заключается вся суть Пути осознанности. Пути к познанию себя и переживанию Истины.
Источник:
Руслан Жуковец
«Ключи к осознанности»