Что такое неоадвайта?

Иногда под неоадвайтой понимают легкомысленное и поверхностное мировоззрение, которое формируется как модное течение среди продвинутой молодежи, у которой нет времени и особого желания на глубокое изучение положений Адвайты. Подобный менталитет правильнее было бы назвать не нео-адвайтой, а чем-либо иным например «духовным материализмом» в одних случаях, «нигилизмом» в других, «поверхностным подходом пчелы» и так далее…Неоадвайта – одна из современных линий развития Адвайты, которая, в свою очередь, разделяется на несколько школ. Каждая из таких школ опирается на опыт того или иного просветленного современного Мастера.

Под термином «нео-адвайта» далее будем понимать некий существующий мегатренд, «мейнстрим» в коллективном менталитете современных западных «адвайтистов». Неоадвайта, таким образом, здесь условный термин, определенная обучающая модель, на которой мы проясняем воззрение, осознавание и действие, не связанная с какими либо конкретными личностями, течениями и т.д.

Как термин «нео-адвайта» часто используется для описания различных уважаемых духовных течений, возникших в 20 веке, отдельных мастеров, и подходов. Иногда может возникнуть представление, будто приверженцы Адвайты настроены неодобрительно по отношению к нео-адвайте как феномену в целом. Это вовсе не так. Здесь мы лишь разбираем конкретные духовные ошибки конкретных духовных искателей, которые причисляют себя к нео-адвайте.

Неоадвайту так же можно считать определенной стадией духовного развития, познания Адвайты, через которую проходит почти каждый духовный искатель. Путь неоадвайты может быть хорошим началом в духовной практике.

Отличия Неоадвайты и Адвайты иногда настолько тонкие, что их сложно заметить.

Философская база нео-адвайты, как и Адвайты, основана на древних источниках и традициях различных авторитетных школ йоги, большинство из которых находится в Индии. Поэтому с первого взгляда может показаться, что философия неоадвайты неотличима от философии классической Адвайты. Однако детальный анализ показывает, что это не так.

Признаки неоадвайты таковы:

— практика вне парампары (линии передачи) и гуру на основе книг и изученных самостоятельно материалов по Адвайте;

— непризнание духовных авторитетов, предание большого значения своим оценкам и идеям даже на стадии начинающего;

— отсутствие любой интенсивной практики кроме изучения текстов и дебатов;

— переоценка воззрения (по типу Я уже Будда, мне больше нет нужды знать и делать что-либо) и недооценка медитации и поведения;

— переоценка мудрости и недооценка методов;

— поверхностное толкование учения в духе «следует расслабиться и быть осознавая здесь и сейчас, радуясь жизни»;

— отсутствие ступеней продвижения, ориентиров, рубежей на пути;

— отсутствие понимания важности принципов йоги, самодисциплины, отрешения, контроля мирских желаний и т.д. хотя бы в начале духовного пути;

— отбрасывание принципов Гуру-йоги, преданности, чистого видения и т.д., фундаментальных понятий ведической традиции;

— недооценка важности отбрасывания эгоизма, очищения клеш, воспитания в себе чистых йогических качеств и т.д.

Присутствует изощренное интеллектуальное воззрение основанное на текстах и книгах, но нет садханы и переживания самадхи? -Это неоадвайта.

Есть неглубокое понимание состояния «здесь и сейчас», но нет знаний о том как его превратить в истинное сахаджа-самадхи? — Это неоадвайта

Есть опыт некого медитативного переживания но нет ни желания ни умения привносить это в повседневную жизнь? -Это неоадвайта.

Поверхностное состояние «здесь и сейчас» признается конечной точкой вместо его постоянного углубления, нет вайрагьи и под предлогом всеприятия по-прежнему ищутся сансарные радости этого мира вместо тотальной божественности? – Это неоадвайта.

Ум не служит тому великому, что вне его, а забавляется в своих ясностях и капризах, ум переживает внимательность к этому миру но не расширяется и не включает в себя сон со сновидениями, сон без сновидений? Это неоадвайта.

Неглубокое недвойственное воззрение бессильно в относительном мире и не дает шакти, не меняет поведение, не устраняет клеши и привязанности? Это неоадвайта.

В угоду эго капризы ума считаются лилой без понимания того, что лилу не может делать эго, ее может вести только Бхагаван? -Это неоадвайта.

Неоадвайта утверждает:
«…есть запредельное недвойственное воззрение, оно доступно прямо сейчас, не нужно медлить, входи в него, и в нем оставайся и утверждайся…»

Адвайта риши и сиддхов учит:
«…кроме запредельного воззрения есть еще осознавание и поведение. Несмотря на то, что воззрение доступно прямо сейчас, нужно использовать искусные методы чтобы очистить то, что должно быть очищено добиваясь полного осознавания…»

Неоадвайта советует:
«…отбрось свою голову, прими мир и себя как есть, расслабься и празднуй…»

Адвайта учит:
«…сначала отбрось ум — причину твоих иллюзий и бед, а затем иди дальше, правильно используй и голову и все что есть, как божественную игру. Не научившись пользоваться ими в состоянии неэгоистичной игры-лилы, так и останешься большим святым недвойственным ребенком…»

Неоадвайта говорит:-
«…наша цель: стать большим недвойственным ребенком…»

Адвайта учит:
«…наша цель стать самим Брахмой — Творцом, не останавливаясь на стадии «недвойственного ребенка», пройти через стадии святого, сиддха, махасиддха, божества, риши, великого божества, вплоть до уровня Творца Вселенной…»

Неоадвайта говорит:-
«…ты ничего не решаешь, т.к. тебя, как эго нет с самого начала, и будет все то, что предопределено. Ты можешь только наблюдать и принимать это как статист или свидетель…»

Адвайта учит:
«…ты решаешь все, и все зависит от тебя. Ведь если ты пребываешь в недвойственности, то именно ты — сам Абсолют. Тогда почему бы тебе не решать?»

Неоадвайта говорит:
«…оставь любые цели, все это подобно снам, живи без целей, оставь свою волю ибо она — часть эго, и причина страданий. Ты не просветлен именно потому, что схвачен своей эгоистичной волей…»

Адвайта учит:
«…да, безусловно, волю эго нужно полностью предать Абсолюту, но ее не нужно отбрасывать вообще, как таковую. Твоя воля на самом деле есть трансляция Вселенской силы -«иччха-шакти», проявляющейся через личность. Поэтому используй волю в качестве божественной игры и позволь телу и уму стать совершенными инструментами, проводниками божественной воли. У тебя всегда есть свобода воли. Именно через ее проявление ты растешь. Ведь твоя свобода воли это свобода (сватантрия) самого Абсолюта. Поэтому, отказывая в свободе воли себе, ты ограничиваешь Абсолют в своем восприятии…»

Неоадвайта говорит:
«…самое лучшее, что ты можешь сделать, это растворить свою иллюзорную личность в недвойственности, чтобы она тебя больше никогда не терзала…»

Адвайта утверждает:
«…очищенная и усмиренная, преданная Абсолюту личность — есть упадхи (сосуд) самого Абсолюта. Она может и должна проявляться в качестве игры как угодно. Это законная форма игры и проявления вселенской воли — «иччха-шакти»…»

Неоадвайта базируется на положении полной самоотдачи, полного растворения, по типу «когда это произошло, тебя больше нет и не о чем беспокоиться. Ты можешь вести себя подобно авадхуте, ты просто должен отдать свой ум, свое эго и свою голову. У тебя нет будущего, нет прошлого. Ты просто растворяешься и исчезаешь.»

Подход классической Адвайты несколько иной: Ты растворяешься, и твое эго исчезает, как отождествление, но ты не утрачиваешь иччха-шакти, не утрачиваешь шакти, не утрачиваешь санкальпу, функции, творческие силы проявления.

Другими словами, в подходе древних риши есть место личностному проявлению, место личной воли, место развитию энергии.

В подходе современной неоадвайты это как-то упускается. Предполагается, что человек дошел до какой-то стадии и там остановился. Но это как раз тот случай, который критиковали сиддхи. Это случай тенденций авьякты (непроявленного), т. е. вся современная неоадвайта – это, фактически, тенденция авьяктиков, и она очень привлекает.

Она не может не привлекать, потому что сама эта тенденция происходит от Абсолюта, от Брахмана. Но если человек с незрелым сознанием попытается ей следовать, он потерпит неудачу. Большинство людей, прочитав много современных мастеров неоадвайты, заявляют примерно следующее: «Я не принадлежу себе, и у меня нет моего «я», через меня действует Абсолют. Если он хочет быть связанным, то почему ему не быть связанным?» Здесь не придается большого значения поведению. Однако есть перерождение и смерть. И в следующей жизни, исходя из самскар, можно родиться в неблагоприятном месте, получить неблагоприятное тело, и страдания возобновятся.

На это неоадвайтисты иногда возражают: «Но если такова воля Абсолюта, и он хочет страдать или получить тело собаки, то почему бы нет – я принимаю это. Ведь это же воля Абсолюта. Что во мне действует, если меня нет? Если меня нет, то действует только Абсолют, а Абсолют может играть как угодно. Почему бы такую игру не принять?»

Эти рассуждения выглядят очень красиво, особенно, если они подкрепляются цитатами Нисаргадатты Махараджа и Рамеша Балсекара.
Но такие рассуждения, не подкрепленные живой реализацией, а также умением работать с энергией, и они не помогают в Бардо.

Если неоадвайтист остановился на тенденции авьякты и не реализовал ничего, а значит, не накопил достаточно духовной силы, то при встрече существами другого мира ему нечего им противопоставить. В Бардо его высшие тонкие тела отключатся и он, ничего не вспомнив, будет направлен в соответствии с накопленными заслугами.

Это совсем не та реализация, о которой говорили сиддхи. И остановиться, растворить свою санкальпу, свое намерение, свое развитие, просто потеряв действие в осознавании, во взгляде – это трагическая ошибка на духовном пути, о которой предупреждали сиддхи. Очень досадно: иметь такие высшие цели и потерпеть неудачу из-за того, что не было правильного руководства, и ты рассеял свою санкальпу, потеряв действие во взгляде, действие в осознавании.

Это подобно тому, как если бы все решили бежать на марафонском забеге к одной цели, но несколько человек свернули не на ту тропу, и вместо марафона и достижения цели забежали в пустыню, там заблудились и начали умирать от жажды. Тот, кто не понимает этих тонкостей, все проглатывает и принимает за чистую монету и успешно где-то зависает.

Классическая Адвайта придерживается традиций древней адвайты риши. Вся традиция сиддхов основана на традиции риши. Это Адвайта духовной силы, духовной мощи, та, которая уделяет внимание принципам развития относительного измерения, шакти.

Если мы прочитаем биографии святых, то мы увидим, что они обладали потрясающей реализацией, продолжая действовать в относительном мире. Они становились творцами миров. Они не говорили: «Коль Абсолют через меня действует и хочет быть в тамасе – пусть он будет в тамасе». Они обладали большими творческими силами. Они выполняли тапас и не потерялись на пути, имея правильное руководство. Не потеряли действия во взгляде, осознавании. У них была непрерывно здоровая действующая санкальпа и садхана, которую они наращивали, основываясь на взгляде.

Потерявшие действие во взгляде, с тенденцией авьякты никогда не познают относительный аспект. Рано или поздно, в этой или в следующей жизни им придется познавать и работать с относительным аспектом, с энергией.

Еще одно из отличий Адвайты риши в том, что она придает значение не только пратьякше (личному опыту или суждениям, как одному из способов познания), но также и агаме (священному писанию, тексту). Принцип нео-адвайты – это такая поверхностная пратьякша и самоосвобождение.

Принцип адвайты риши – это не только пратьякша (прямое переживание), а прямое переживание, опирающееся на агаму – мудрость текстов, мудрость передач. Можно даже не сводить агаму к текстам, а – к передаче, поскольку такая передача считается нечеловеческая (апурушейя). Если мы соединяем пратьякшу — живой опыт непосредственного интуитивного созерцания, агаму — текст, мы никогда не сделаем ошибки.

У древних риши Брахман всегда имеет две стороны: он деятельный, имеющий язык, имеющий мандалу, имеющий иллюзорные тела, играющий, распространяющий свою божественную силу (прану) в виде текстов, мандал, чистых стран, божеств. Это Пурна Брахман. Идеал Адвайты риши – это Великое Божество, реализовавшее недвойственность и реализовавшее энергию в относительном измерении, такое, как Брахма, Вишну или Шива.

Это такое Божество, которое абсолютную энергию сумело развить в относительном измерении до Непостижимого. Это Божество, силой намерения создавшее мандалу, целую вселенную, распространившее энергии своего тела, свои энергии через понимание. Это не заблудившийся, не потерявшийся в воззрении человек, который наполовину растворил свое «я», наполовину растерял свою волю, умение работать с энергией и идентификацию. В этом принципиальное отличие.

Тенденций авьякты следует опасаться практику – начинающему и опытному, и даже сверхопытному, потому что авьякта выражает великую непроявленность, великий нуль. Если вы вовремя не получите правильное воспитание, то подойдя к этому великому нулю, как к черной дыре, вы можете раствориться в нем, не устояв, а ведь это – одна из ловушек, называемая пустота. Пустота – это черная дыра, которая может вас затянуть, если вы не имеете правильного ведического духовного образования, где на несколько кальп, потеряв действие в осознавании, зависнуть с мыслью: «Как хорошо здесь! Здесь нет тревог, нет материальной формы, нет тела, лучше бы здесь остаться. Не нужно ни служение делать, ни храмы строить, ни посуду мыть, нет других, которые бы вам докучали, нет болезней – просто это здорово остановиться, зависнуть, пребывать. Такое вечное, нескончаемое блаженство Ничего».

Но когда пройдет некоторое время, и забудутся все ограничения, то возникнет вопрос: «А может, мне нужна динамика? А может нужно еще как-то проявиться, я могу глубже низойти в материю?» Как только этот вопрос возникнет, появится сияние трех фундаментальных энергий, трех гун, и сознанию станет очень любопытно, а что же это за энергии. Внезапно оно почувствует, что несется с огромной скоростью вниз, и оно не может этому противостоять. Тут возникает уже свет, блики, энергии, образы. После того спокойного, статичного состояния пустоты – это будет очень динамично. И такой человек захочет вернуться обратно – лучше в спокойствие, но уже не сможет этого сделать, но и распорядиться правильно этими энергиями тоже не сможет: они будут хаотичными. Он потеряет свою статику, свой приятный покой, и потом очнется в каком-нибудь неожиданном месте.

Ему придется заново проходить эти невыученные уроки. Но если бы он преодолел тенденцию авьякты, этого бы не было. Он мог бы отправить иллюзорное тело, если бы захотел, в любой из миров; он мог бы играть тремя гунами, вращая их на своем пальце. Из трех гун он создал бы вселенную силой просто своей санкальпы и Махабхавы – великого обладания духом Абсолюта.

Фактически можно было бы сказать что неоадвайта это поверхностная Адвайта, наивно-стихийная вера в Адвайту, («Все-Брахман»,»Я — уже Будда», и т.д.), возникшая благодаря доступности священных текстов или под влиянием некоторых современных учителей.

К сожалению, распространившийся в наше время идеал неоадвайты в стиле нью-эйдж создал очень легковесное отношение к духовной жизни. Иногда полуправда хуже, чем ложь. Полуправда похожа на правду, поэтому ее часто путают с правдой, но именно поэтому она приносит вред. Например, человек впитывает некоторые поверхностные идеи Адвайты, начинает легковесно относиться к духовной жизни, к своим духовным идеалам, тогда он не достигает того результата, который должно ему дать Учение.

Подход сиддхов и святых однозначно в этом очень тщательный. Если в основе нашей практики лежит Адвайта риши и сиддхов, то успех обязательно будет сопровождать нашу садхану. Простое понимание, что все видимое нами — лишь Майя, и только Атман реален, не поможет нам обрести опыты Самадхи и Освобождения. Нужно не только иметь правильное воззрение на мироустройство, но и правильное воззрение на достижения Плода духовной практики. В нашем случае мы не только говорим об Атмане, но еще и стремимся его реализовать посредством личной практики и Гуру йоги.

Источник:
layayoga.ru