Как желание помогает или мешает в духовном росте? Желания, как сказал Будда, есть причина страданий. И с ним нельзя не согласиться. Действительно, желания питают все виды отрицательных эмоций, отчего люди почти всегда напряжены. Но есть одно желание, которое, подчиняясь всему вышесказанному, приносит человеку невероятную пользу. Общаясь с разного рода искателями, я понял, почему их поиск чаще всего оказывается бесплодным. Причины, как правило, две…Желания, как сказал Будда, есть причина страданий. И с ним нельзя не согласиться. Действительно, желания питают все виды отрицательных эмоций, отчего люди почти всегда напряжены. Но есть одно желание, которое, подчиняясь всему вышесказанному, приносит человеку невероятную пользу.
Общаясь с разного рода искателями, я понял, почему их поиск чаще всего оказывается бесплодным. Причины, как правило, две: одна выглядит, как полная неспособность ясно сформулировать цель своего поиска; другая явлена невозможностью приложить достаточное усилие к достижению поставленной цели. В основе обеих проблем лежит желание.
В первом случае желание настолько слабое, что никак не может принять какую-либо форму, а страх ошибки окончательно блокирует эту возможность. Почему так происходит? Потребность в поиске уже появилась, человек чувствует, что его не удовлетворяет трясина обыденности и хочется ощутить ветер перемен хоть внутренних, хоть внешних. Но желание, вызванное к жизни этой потребностью, никак не может оформиться. Если слаба потребность, то желание будет мимолётным – дай-ка почитаю духовную книжицу… нет, что-то скучно написано, лучше займусь чем-нибудь полезным… И человек возвращается к повседневной рутине до того момента, пока сиюминутное желание чего-то высшего опять не проявится в нём.
Есть и другое объяснение того, почему невозможно ясно сформулировать свою цель в духовном поиске. Представьте себе человека, выращенного в условиях бесконечных запретов и сопутствующих им требований. Он привыкает подавлять свои желания на стадии формирования; он не позволяет появиться даже маленькому ростку желания, чтобы не выйти за границы дозволенного, и печаль становится его вечным спутником. Поэтому потребность в изменении ситуации будет у него довольно сильной, но запрет желать чего-либо для себя помешает тому, чтобы поставить себе ясную, вменяемую цель. Потому что все перемены, в той или иной степени, будут направлены против внутренних табу. Так страх губит самую возможность желать.
Проблема невозможности приложения достаточного усилия в поиске также имеет некоторые нюансы. Например, есть желание насладиться жизнью в её физиологическом аспекте – еда, секс, здоровый образ жизни и хорошее самочувствие… И хочется ещё вкусить чудес духовных, блаженства и просветления, приобщиться, что называется, к физиологии духовности… Два этих желания всегда будут конкурировать, толкая искателя в сторону их примирения – через йогу, тантру и что-нибудь вроде: будь осознанным и делай что хочешь! Но они – непримиримы. Только одно из них может выполняться в один момент времени, второе будет ущемлено или отложено. Человек, несущий в себе конкурирующие желания, обычно не видит этого и не верит в то, что именно такое положение дел мешает ему добиться успеха в поиске. Даже если в какой-то момент он сможет вложить всю свою энергию в духовную практику, этот момент не будет долгим, потому что конкурирующее желание станет оттягивать её на себя. Причём произойдёт это как бы само собой: вот что-то я устал, надо бы отдохнуть, пора, опять же, подумать о здоровье или о чём-нибудь не менее важном. И, не заметив этого, человек уже тратит себя на удовлетворение другого желания. Так ему никогда не пройти путь до конца – потому что, сделав пять шагов вперёд, он тут же отступает назад ровно настолько же.
Вторая ослабляющая искателя сила – страх. Страх противостоит желанию, и когда его много, энергия желания угнетается и не может быть полностью реализована. Фактически, описываемая ситуация та же, что при неформулируемом желании – только здесь страх не настолько силён, чтобы совсем не позволить начать поиск. Человек может сформулировать цель, может прилагать усилия к её достижению… Но ему всегда чуть-чуть не хватает сил. Страх и некоторые здравые идеи расщепляют энергию искателя, делая её слабой. Идеи о том, как должен осуществляться поиск, какие стадии существуют в процессе прохождения пути, и всё то, что я назвал бы обусловленностью искателя. Так вот, вера искателя в определённые духовные догматы – даже если они верны на все сто процентов – может ограничить сферу его поиска и, как следствие, закрыть некоторые возможности для получения опыта. Если же искатель сумел поверить в ложные описания духовного пути, то его участь – утешаться фантазиями о своём продвижении к Богу, или, прости Господи, просветлению.
Недавно мне сказали, что стремление избавиться от желаний – это то же самое желание. И что глупо пытаться избавиться от вшей с их же помощью. Но вот вопрос: если в начале поиска у человека нет ничего, кроме желаний, из чего он может его начать? Через какой канал он сможет реализовать свою потребность? Вот именно. Только желание может дать ему энергию для выполнения утомительных практик и трудных упражнений. Только желание может привести его к состоянию принятия.
Суфии говорят: если человек захочет познать Истину также сильно, как утопающий хочет спастись от смерти, то она откроется ему сразу же. Если же искатель, вдохновлённый идеями о возвышенном состоянии полной удовлетворённости, начнёт бороться со своими желаниями, то вся его энергия уйдёт на бесплодную борьбу, потому что желания всё равно сильнее. Они заменяют людям волю.
Наличие трёхсот богов делает невозможным достижение Истины. Наличие трёхсот желаний обрекает на неудачу любой поиск и человеческую жизнь в целом. Вывод: нужно свести все желания к одному – познанию Бога, просветлению, достижению нирваны – по сути это неважно. Пока все остальные желания не будут подчинены одному – самому главному, искатель не продвинется на своём пути. Это надо понимать абсолютно ясно. Нет у искателя другой силы, кроме силы желания, по крайней мере, в начале пути. Именно желание даёт силу молитве, оно же позволяет человеку совершать сверхусилия в работе над собой.
Чтобы стать бесстрастным, нужно вначале иметь страсть. Не зная страсти, нельзя познать бесстрастие, можно только изображать его присутствие. Если желания многочисленны, жизнь человека раздроблена. Он всё время меняется; следуя за очередным желанием, он становится проводником его энергии; он превращается в выражение желания и отсутствие себя.
Без сильного, порой изматывающего желания невозможно ни найти, ни пройти Путь. Оно необходимо, хоть и мучительно. Сильное желание выжигает человека изнутри, сводит его с ума, но оно же позволяет ему использовать любую возможность для достижения своей цели. Оно даёт человеку особый вид бдительности, когда всё, что может помочь осуществлению желания, сразу же отмечается и попадает в поле зрения. Искатель, работающий вполсилы, получит соответствующий результат, то есть половину от возможного, в лучшем случае. А может не получить и ничего, если практика рассчитана на полную самоотдачу. Таким образом, от силы желания найти напрямую зависит результат поиска. Это факт, оспаривать который невозможно.
Чтобы развить желание потенциального искателя пишутся красивые, высокодуховные книги. С этой же целью из уст в уста переходят истории о чудесах, творимых святыми. И кнут – в виде Страшного Суда; и пряник, в виде вневременного блаженства – всё это представляется искателям с целью простимулировать их желание и мотивацию. Поэтому следует правильно понимать законы, по которым мы живём, и не нужно бояться страстного желания достижения Истины. Оно должно поглотить все остальные желания, возникшие ранее; благодаря ему, подчинившему себе всё бытие, человек становится цельным, а его энергия – нерасщеплённой. Тогда он может двигаться к своей цели как стрела, не имея ни одной остановки.
Когда у человека остаётся только одно желание – он уже почти достиг. Отбросив его, он достигает. Отбросить одно желание куда проще, чем три десятка, и реализуя его, искатель освобождается.
И вот вопрос, который мне неоднократно задавали: как мне развить такое желание, которое несло бы меня к цели быстрее ракеты? Ответ неоднозначен. Есть, например, такая закономерность: у молодых сила желания очень большая, но и надежд у них много. Люди старшего возраста уже разочарованы, их поиск основан на опыте того, что радости, приносимые жизнью в мире, не дают истинного насыщения. Чьё положение лучше? Ответ всегда индивидуален. Есть люди, которые рождаются с желанием высшего опыта. Есть и другие – которым нужно его развивать. Как это выясняется? Как и всё в этом мире – на опыте.
Если вам не удаётся выбрать себе цель – вы не понимаете, что лучше просветление или следование Божественной Воле, если вы боитесь ошибиться в выборе практики – значит нужно работать со страхом. Значит, запреты на желания и страх ошибки слишком сильны. Пока они не будут проработаны, пока вы не освободитесь от них – духовный поиск не для вас. Осознание страха – прекрасная практика, создающая навык наблюдения, который чуть позже окажется незаменимым для постоянного осознания себя. Другими словами, работа со страхом и внутренними табу – уже начало пути.
Если же вы не определились с приоритетами, и поход на каток для вас не менее важен, чем вечерняя медитация, тогда вам нужно разобраться в своих желаниях. Есть практики, позволяющие понять, чего вы хотите на самом деле. В чём лежит сейчас ваш самый главный жизненный интерес. Если выяснится, что возможность своей реализации вы видите в достижении внешнего успеха (деньги, карьера, секс-любовь-брак-дети), то вам следует оставить духовный поиск и вложить все силы в то, что кажется важным. Тогда, возможно, вы добьётесь желаемого и, облегчённо вздохнув, сможете определиться насколько вам изначально был нужен духовный поиск. Не исключено, что именно в этот момент вы станете готовыми к нему.
Поиск требует искренности. Если вы неискренни сами с собой, то Бога вам не найти. Впрочем, и нирваны тоже. Поэтому определитесь с желаниями. Если желание выхода за пределы обыденности сильнее других желаний, то ваша задача проста – поработайте со своими нереализованностями, подчинив их главной цели. Реализуйтесь во внешнем мире, всегда помня свою внутреннюю цель. Ни на минуту не позволяйте себе забыть, зачем вы здесь. Тогда удача найдёт вас, а вы – удачу.
Желание оформляется через ум. А уму нужны примеры. Поэтому двигайтесь в том направлении, которое кажется вам близким, и – читайте. Нет другого способа. Ум живёт словами и образами, идеи нужны ему как воздух. Вдохновляйтесь словами великих – это полезно, поскольку вызывает у вас созвучание, некий резонанс, проникающий в вашу сущность… Вдохновение в поиске очень важно. Но и нудная, ежедневная работа над собой не менее важна.
Направляйте взращенное вами желание в практику. Не тратьте его попусту на беседы с людьми. Никто ничего никому не может доказать. Идите внутрь, ищите сокровища своего сознания, потому что только состояние вашего бытия есть единственное доказательство существования высших измерений. Есть практики для работы со страхом и желанием, я описывал их ранее. Главное – ясно определить проблему – чего именно вам не хватает (или что мешает) в продвижении к цели поиска. Понимание того, почему вы вроде бы стараетесь, а ничего не происходит, позволит вам проработать проблему и почувствовать отдачу от своих усилий.
Беседуя с людьми, я понял, что многие из них не любят размышлять над прочитанным. Им хочется, чтобы всё было разжёвано и легко усвояемо. Специально для них выделю основную мысль данной статьи. Она, в общем, уже не раз озвучивалась теми, кто проходил Путь до нас. Мы находим только то, что ищем; какая цель поставлена, таков и будет результат. И ровно насколько мы хотим приблизиться к своей цели, настолько это у нас и получается. Поэтому разобраться с собственными желаниями и страхами – необходимо любому истинному искателю.
Желания – источник страданий. Это правда. Но, как сказал кто-то из великих, мы должны делать добро из зла, потому что делать его больше не из чего. Большинство людей находятся в рабстве у своих (своих?) желаний. Использовать желание для собственного освобождения – единственно правильное решение. И, честно говоря, единственно возможный путь. Не стоит пренебрегать им. Ведь, если отбросить сказки, он – единственный.
Руслан Жуковец