В статье рассматривается вопрос почему радость и удовольствие не одно и то же, и откуда они берутся. На днях мне довелось выслушать мнение, в котором с большой долей уверенности утверждалось, что удовольствие и радость не существуют друг без друга; что они, как принято говорить, до некоторой степени близнецы-братья. Пришлось задуматься. Потом привычка доходить в осознании каждого явления до его сути взяла верх, и я пристально вгляделся в вопрос взаимосвязи радости и удовольствия.На днях мне довелось выслушать мнение, в котором с большой долей уверенности утверждалось, что удовольствие и радость не существуют друг без друга; что они, как принято говорить, до некоторой степени близнецы-братья. Пришлось задуматься. Потом привычка доходить в осознании каждого явления до его сути взяла верх, и я пристально вгляделся в вопрос взаимосвязи радости и удовольствия.
Вот, скажем, процесс опорожнения мочевого пузыря: он доставляет удовольствие вкупе с радостью, только если перед этим пришлось долго терпеть. В обычной ситуации может не появиться ни того, ни другого. Или, например, супружеский секс — с годами он всё ещё может приносить некоторое удовольствие, но откуда же в нём возьмётся радость? Всё ясно, понятно и предсказуемо. Вот ещё: допустим, торговец икрой вдруг решил полакомиться собственным товаром. Взял булочку, помазал её маслом и навалил сверху икры. А потом скушал.
Возможно, первые десять раз он испытал радость от того, как ему везёт в жизни. А после останется только удовольствие, почти неощутимое в силу привыкания к вкусу икры. Итак, вывод: удовольствие, не сопровождаемое радостью, даёт удовлетворение. Именно оно есть следствие будничных удовольствий. Испытывает ли алкоголик радость, махнув очередную стопку водки? Конечно, нет. Но он удовлетворён. Удовлетворение — вот неявная цель всех удовольствий.
Рассмотрим обратную ситуацию. Влюбился мужчина в женщину, и стал добиваться от неё физической близости. А она — ни в какую. Тогда он начинает заваливать её подарками, пылкими признаниями, цветами; в общем, ведёт себя как безумец. И вот она, наконец, из чувства долга соглашается. И они падают в объятия друг друга; однако почти сразу выясняется, что в постели эта дама не очень хороша. Ну, или не столь хороша, как хотелось бы. Будет ли мужчина испытывать радость? Безусловно. А вот удовольствие? Может и нет. Но первая радость его заменит.
А дальше, как говорится, нужно будет работать над достижением гармонии. Или ещё: ждал какой-нибудь подросток выхода в свет фильма… ну, скажем, «Основной инстинкт-2». И вот долгожданное кино уже в кинотеатрах. Набрав попкорна, юнец во все глаза смотрит на экран. Он очень рад и даже слегка возбуждён. Когда, примерно через полчаса, выясняется, что фильм полный отстой — радость сама собой улетучивается. А удовольствие так и не пришло. Вывод: радость есть следствие удовлетворённого желания.
Итак, радость крепко-накрепко связана с желаниями, а удовольствие — столь же крепко сцеплено с человеческими нуждами. Поэтому они существуют вместе тогда, когда нужда и желание совпадают и реализуются одновременно. При этом они не связаны намертво между собой и вполне могут переживаться по раздельности. Проблема в другом — внутренний мир современных людей так запутан, что они зачастую не могут отличить, где у них радость, а где удовольствие. Они не улавливают разницы, ведь испытывать радость, для них — уже удовольствие, потому что печаль в этот момент отступает. В силу этого радость и удовольствие становятся синонимами.
И вот ещё один вывод: выходя за пределы власти желания, человек вполне может жить, получая удовольствие, но не испытывая радости. Поговорив со своими знакомыми, я понял, что такая перспектива совершенно не кажется им привлекательной. Что радость кажется им выше удовлетворённости, а жизнь, управляемая желаниями, привычнее, чем жизнь, управляемая непонятно чем. Ну что же. Каждому своё.
Источник:
Руслан Жуковец