Ахиллесова пята эгоизма

Во взаимоотношениях людей всегда борются две тенденции — эгоистическая (разобщающая) и альтруистическая (объединяющая). На начальном этапе развития человечества возобладал альтруизм (родоплеменное единство), позже — эгоизм (индивидуализм современного общества). Откуда такое раздвоение? Разгадка кроется в двойственной природе человеческого «Я».Все мы по своей природе закоренелые эгоисты. Но слова «братство», «единство», «любовь» вызывают в нас положительные эмоции, а «вражда» «разлад», «ненависть» — отрицательные. В чем корень такого явления?

Первые слова характерны для альтруистических взаимоотношений, а вторые — для эгоистических. Раз мы по своей сути эгоисты, то, казалось бы, психологически ближе нам должны быть именно вторые слова. Но факты свидетельствуют обратное.

Более того, в процессе развития человечества мы наблюдаем фундаментальное противоречие. Жесткие условия существования первобытного человека принудили его полностью нейтрализовать свой природный эгоизм и построить отношения в племени на основе единства и взаимовыручки.

Но по мере развития разума, совершенствования орудий и навыков труда, эгоизм возобладал и разрушил первобытнообщинное единство. Дальнейшее развитие человечества диктовалось постоянно возрастающим эгоистическим желанием. Но, что парадоксально, для удовлетворения этого эгоистического желания люди были вынуждены вновь соединяться в государственные, производственно-экономические, научные, культурно-воспитательные, иные объединения. Т.е. во взаимоотношениях людей всегда борются две тенденции — эгоистическая (разобщающая) и альтруистическая (объединяющая). На начальном этапе развития человечества возобладал альтруизм (родоплеменное единство), позже — эгоизм (индивидуализм современного общества). Откуда такое раздвоение?

Разгадка кроется в двойственной природе человеческого «Я». С одной стороны оно эгоистически индивидуалистично. В своем крайнем выражении это «Я» хотело бы существовать лишь в единственном числе, чтобы все блага мира принадлежали ему одному. Но в таком безлюдном мире некому ощутить и оценить его самого. Т.е. единственной формой проявления, а значит и существования «Я» является форма общественная, коллективная.

Поэтому, подавляя свою эгоистическую половинку, оно вынуждено заботиться о других, проявляя тем самым в частичной мере альтруистические черты, проявляя вторую свою половинку. Это очень важный момент, т.к. здесь кроется единственная возможность воздействия на обе эти половинки. Именно воздействия и именно на обе, потому что уничтожение одной из них является уничтожением самого «Я». Целью воздействия является не уничтожение, а подчинение одной из них другой в соответствии с требованиями обстоятельств конкретного этапа развития человечества. Как говорится, «Каждому овощу — свое время».

Если для выживания первобытного человека надо было в большей степени задействовать альтруизм, то для ускоренного развития человечества — эгоизм. Но на сегодня отрицательные последствия эгоистического пути развития превысили положительные, и человечество пришло на грань самоуничтожения (экология, эпидемии, кризис межчеловеческих отношений). Правомерно спросить: почему вина за все это возлагается именно на эгоизм?

В наиболее общем виде развитие человечества отражается в смене общественно-экономических формаций: первобытнообщинной — рабовладельческой — феодальной — буржуазной — коммунистической. Целью всех этих революций было максимальное удовлетворение эгоизма одного класса за счет остальных посредством более высокого уровня его единства.

При этом полностью игнорировался тот факт, что человек является, пусть и наиболее развитым, но всего лишь одним из элементов системы «Природа». А в любой системе благополучие каждого из элементов возможно только в мере благополучия в первую очередь системы в целом. Т.е. в постановке цели революционных преобразований надо от узкоклассового подхода перейти к общечеловеческому, а в более глобальном плане — даже к общеприродному.

А это уже задача, требующая альтруистического подхода. Т.е. эгоизм свою роль отыграл (и, надо сказать, достаточно эффективно), и теперь возникла необходимость передвинуть его на второй план. Этот процесс неизбежен, наш выбор заключается лишь в методе его осуществления — кровавым революционным путем или мирным эволюционным путем, через осознание необходимости такого изменения человечеством.

Естественно, эгоизм всеми силами будет сопротивляться. Если цели смены всех предыдущих формаций носили классовый характер, то и их движущими силами были конкретные классы. Изменение роли эгоизма является уже не классовой, а общечеловеческой задачей. Соответственно, движущей силой такого процесса не может быть ни один отдельный класс. Что же это за сила? Вот теперь пришло время вспомнить о способах воздействия на эгоизм.

Т.к. человеческое «Я» в силу своей двойственной природы вынуждено считаться с другими «Я», то его половинки, в т.ч. и эгоистическая, подвержены влиянию этих других «Я», влиянию их окружения. Сила и, естественно, результаты этого влияния зависят как от численности влияющих, так и от их качественной характеристики.

С количественной точки зрения, если мне 5-10 человек скажут, что альтруизм важен, — я пропущу это мимо ушей. На 20-30 раз — услышу, на 100 — задумаюсь, а на 500 — соглашусь. Нет у моего одиночного эгоизма физических, точнее, психологических, сил противостоять давлению 500 других мнений. С качественной точки зренния мое эго капитулирует перед мнением уже и 10-15 авторитетных специалистов, опубликованным в 5-6 массовых газетах или в 3-4 популярных радио- или телепередачах. Дело тут в том, что не может мое «Я» не считаться с оценкой себя обществом и быть «белой вороной». С другой стороны, эгоизм по своей сути не может не стремиться к оказавшемуся в поле его досягаемости удовольствию. Это аналогично действию морковки, подвешенной перед глазами осла. На действии этих факторов построена реклама.

Задача тех, кто уже это понял, сводится к широкой разъяснительной кампании в среде 10-15% активного населения с упором на СМИ и авторитетных и популярных людей. Учитывая, что на нашей стороне такой мощный фактор, как системный кризис, — задача реально осуществима. Кроме того, надо довести до сознания людей, что окружающая нас природная система уже много миллиардов лет равновесно существует благодаря именно альтруистическим взаимоотношениям ее неживого, растительного и животного уровней.

Сам процесс перемещения эгоизма на второй план надо вести по принципу «от простого — к сложному» и малыми порциями. По мере набора инерции движение можно постепенно ускорять, постоянно поддерживая и даже наращивая общественное давление.

Дальнейшее развитие человечества на основе эгоистического желания получать чревато огромными страданиями и даже угрозой самоуничтожения. Назрела необходимость нашему желанию получать менять свою форму на альтруистическую. Если до сих пор мы участвовали во всех предыдущих преобразованиях неосознанно и не влияли на выбор их форм, то теперь нам самим предстоит решать, в каком виде — в кровавом революционном или мирном эволюционном — будет все происходить.

Источник:
Даниэль Попель
Ахиллесова пята эгоизма