Правда зачастую плохо воспринимается человеком, который оказывается неготовым к ней. Многим мастерам, какие бы абсолютные ценности и способности они не обещали, практически нечего дать взамен разрушенных иллюзий кроме мифов, являющихся такими же иллюзиями. Человеку же необходимы реальные способы жить. Только живой опыт может реально изменить жизнь человека.Правда зачастую плохо воспринимается человеком, который оказывается неготовым к ней. Многим мастерам, какие бы абсолютные ценности и способности они не обещали, практически нечего дать взамен разрушенных иллюзий кроме мифов, являющихся такими же иллюзиями. Человеку же необходимы реальные способы жить. Только живой опыт может реально изменить жизнь человека.
Опыт показывает, что часто гуманнее умолчать о правде. Чтобы не поставить других, особенно близких и себя в «неудобное» положение.
Знание обязывает. Не всегда к нему оказываются готовы. Знание сурово, даже императивно, а человек слаб. Знание «сметает» все его защитные механизмы и показывает человеку его самого таким, какой он есть на самом деле. Показывает его актуальное, наличное состояние, а не его представления и мнения о себе. Свет знания просветляет теневую сторону сознания и делает видимыми все недостатки и противоречия, имеющиеся у человека, которые до этого в ней были сокрыты. Которые с этого момента уже нельзя не замечать, и нельзя не понимать, что с ними жить нельзя, что необходимо что-то делать. И далеко не всегда удается найти – что именно.
Незнание же оставляет право на ошибку. Позволяет не быть безупречным. Оставляет человеку надежду. До определенного уровня незнание (частичное знание, или знание, «подправленное» защитными механизмами) оказывается более полезным. Человек тогда исходит из более-менее идеализированного образа себя, а не своего реального образа. Он действует, «забывая» про свои проблемные стороны, и ему из-за этого удается добиться большего, лучших реальных результатов, чем если бы в процессе его деятельности на него давил груз его недостатков, прошлых неудач, сомнений, обид и разочарований.
Другая причина – не стоит забывать, что ты сам тоже можешь ошибаться со «своей правдой», несмотря на полную уверенность в ней. Полезно задуматься, откуда ты пришел к ней. Твоя правда может быть возникла на той же почве неполного знания. Ты видишь, может и верно, но далеко не все составляющие ситуации и сформировавшие её факторы. Другому априори больше известно о себе, чем тебе о нём. Его (другого) недостатки возникли не просто так, и не всё, что тебе в нём кажется неправильным, следует пытаться исправить. Они возникли как необходимые приспособления, как средства, помогающие ему жить. Возможно далеко не идеальные, но других нет, а совсем без них он попросту не сможет. Задумайся, а что ты ему готов дать взамен его иллюзий, и сможет ли он это взять, готовы ли вы оба? Известно, что инсайты, постижения и понимания, изменяющие жизнь, возникают мгновенно. Но к ним ведёт долгий и непростой путь, не только для ведомого, но для ведущего. Задумайся, готовы ли вы к длительности, сложности и моральной ответственности, присущей таким отношениям?
На одном из многочисленных форумов, претендующих на звание развивающих, девизом были примерно такие слова: «Противник, ищущий ошибки ваши, полезнее, чем друг, желающий их скрыть». Ну противник, он на то и противник, чтобы искать ваши ошибки и слабые стороны. Для него – вы враг, и его цель – ваше уничтожение, а отнюдь не спасение. С учетом вышесказанного, такая тактика вполне действенна и понятна. Забрать (разрушить) что-то под предлогом того, что оно никуда не годится. Ничего не дать взамен. Намеренно, ради повышения чувства собственной важности, или с целью последующих манипуляций с субъектом, или же просто ради забавы оставить человека без неких внутренних опор. Пусть мифических или иллюзорных, но, тем не менее, работающих! Оставить человека, по сути, – без средств к существованию, и тогда он сам собой вскоре и загнётся. Конечно, в этом случае человек попытается вернуть себе свои девальвированные убеждения, и будет до хрипоты убеждать других в своей правоте. Иногда это удается. Но в общем, раз разрушенное представление уже не будет в дальнейшем являться той хоть и неосознаваемой, но вполне надежной и безусловной опорой, и доверие к ней (а по сути и к себе самому) уже безвозвратно утрачено.
Иногда же сам ученик, зачарованный мастерством процесса «отсечения ложных» иллюзорностей, надолго привязывается к такому «мастеру вычитания», в бесплотной надежде получить от него и положительное учение, содержащее хоть какие-то способы жить взамен утраченных. Но он не понимает, что это именно «мастер вычитания» и ничего положительного он дать в принципе не может. Процесс разрушения (неважно чего) всегда намного легче и быстрее, и оттого эффектнее смотрится, легко осваивается и тем притягателен для новых и новых неофитов. Но это лишь начало пути, хотя как показывает практика, здесь же, зачастую и заканчивается всё «практическое обучение», что могут предложить вам большинство современных гуру. Более того, это (начинать с разрушения старого) вообще не единственно возможный путь.
Позволим себе не утомлять читателя теоретическими экскурсами вглубь человеческой природы, как телеологической по своей сути, обстоятельно обосновывающими следующие утверждения, а просто введем их как гипотезу, имеющую некие основания. Довольно утопичной в нашем контексте представляется известная на Востоке идея «пустой чашки». Что необходимо отказаться от всех прошлых убеждений и знаний, чтобы освободить в сознании место для нового. Мы же полагаем, что скорее, более полезным будет показать человеку, что он имеет возможность выбора, продемонстрировать как можно в данной конкретной ситуации поступить иным образом, не так как он привык. Для начала, показать иные способы достижения тех же целей и взаимодействия с известной ситуацией. И тогда старые и менее действенные, зачастую противоречивые способы достижения жизненных целей и сами эти цели «сами отвалятся», либо будут интегрированы как составляющие в более универсальные способы, в которых противоречия предыдущих стадий действования снимаются новым, более широким контекстом и оказываются не противостоящие, а взаимодополняющими друг друга до целого.
Данный путь, путь вариативной разнообразности, требует наличия у человека, претендующего на роль учителя жизни, не только умения видеть «бревна в глазах ближних», но и ещё дополнительно нечто иное, чего, как показывает практика, не хватает большинству современных многочисленных мастеров и учителей. Которые, претендуя на знание всего человека от и до, на деле оказываются в большинстве своем смесью элементарной безграмотности и шарлатанства, либо же искренне заблуждающимися о себе людьми с личностными и прочими характерологическими особенностями.
Возможно, они испытали определенные озарения, спонтанно пережили некий необычный опыт, и теперь, возведя своё переживание в ранг абсолютной ценности, возгорелись вследствие этого желанием передать этот опыт другим людям. Обещая при этой «передаче» передать все возможные блага и способности, о каких им самим ранее удалось услышать или прочитать, в общем, обещая не только решить все его личностные и жизненные проблемы, но и превратить человека как минимум в просветленного аватара. Возможно, в этом – в абсолютной несоизмеримости рекламируемого и фактически реализуемого такими личностями и состоит основная к ним претензия со стороны официальных институтов и рядовых неофитов, у которых хватило ума попытаться разобраться в сути того, что же им теоретически предлагается и во что это практически выливается. В этом смысле, официальная психология и её методы оказываются в более выигрышном положении, когда психолог четко очерчивает границы своих возможностей и заранее конкретно оговаривает, что он может дать клиенту, а что нет, показывая примерный план работы или терапии.
Но мы немного отвлеклись в сторону. Здесь же мы говорили об изначально иной ситуации. Что желание помочь – это, конечно, хорошо, но не всегда оно должно начинаться с разрушения старого. И что хорошо бы оценить свои силы, и понять – насколько ты пытаешься помочь, действуя исходя из своего реального и живого опыта, предлагая человеку некие конкретные работающие вещи и объясняя для чего и как эти вещи «функционируют». Есть ли у тебя что-то свое, чем бы ты мог поделиться? Либо же просто ты даешь советы (в лучшем случае), заменяя разрушенные мифы в его сознании, которые начали «барахлить» на другие, но ничем не отличающихся по своей природе от первых.
В психоаналитической традиции убедительно показано, что человека исцеляет не голая правда осознавания собственных проблем, а его собственный миф, вымысел, примиряющий человека с проблемными сторонами его жизни. И цель терапевта именно в этом и состоит – помочь создать этот миф, оправдывающий желания, мысли, чувства и поступки человека в его собственных глазах. Однако в психологической области четко разграничиваются процессы (и используемые методы): одно дело – это избавление от проблем, а другое – личностное развитие.
Основная цель психотерапии именно и только избавление человека от проблем, от неких рассогласований, возникших в отношениях между ним и миром (обществом), основной метод – мифотворчество. Для личного же развития необходимы иные методы. Данное понимание отсутствует у большинства самодеятельных мастеров. У них, во-первых, у самих имеются проблемы в работе с проблемами. Как собственно диагностирование наличия проблемы, так и конкретное её понимание её сути и отличительных особенностей. Разные проблемы требуют к себе разного подхода. Во-вторых, – зачастую в принципе отсутствует понимание принципиальной разницы между избавлением человека от проблем и собственно развитием личности, открытием в человеке экзистенциального измерения живого опыта. Больницы предназначены для лечения, а для обучения существуют университеты. Соответственно, отсутствует разница в практических подходах как внутри первого случая, так и между первым и вторым.
Ограничимся указанием принципиального различия в подходах к разрешению проблем и собственно личностному развитию. Отличие мифов от живого опыта очень простое. Мифы – постфактум объясняют, обосновывают, почему что-то произошло или не произошло с человеком как объектом приложения неких внешних сил и влияний. Живой опыт – реализуется самим человеком, являясь внутренней причиной, порождающей собственную активность человека как субъекта деятельности, осознанно и намеренно производящего те или иные изменения и свершения в своей жизни и в мире.
Источник:
Вивос Веритас
vivos-veritas.narod.ru