Эзотерические психопрактики

Эзотерические психопрактикиСреди религиозных ритуалов существует особый класс практик, которые можно обобщить названием «эзотерические психопрактики». Особенность эзотерических психопрактик состоит в том, что они ставят целью осознанное самоизменение личности. В отличие от изменненных состояний сознания, достигаемых последователями многих религий, изменения личности, к которым стремятся последователи эзотерических систем, носят устойчивый характер.Эзотерические психопрактикиВ ряде современных исследований по проблемам религиоведения было показано, что одним из источников существования является их способность оказывать воздействие на психику человека, в частности, достижение их последователями измененных состояний сознания, а также структурирование внутрипсихических напряжений посредством религиозных ритуалов. Однако среди религиозных ритуалов существует особый класс практик, которые можно обобщить названием «эзотерические психопрактики». Особенность эзотерических психопрактик состоит в том, что они ставят целью осознанное самоизменение личности.

В отличие от изменненных состояний сознания, достигаемых последователями многих религий, изменения личности, к которым стремятся последователи эзотерических систем, носят устойчивый характер. Подобные практики и системы существовали практически во всех религиозных традициях, Однако, использовались лишь ограниченным числом знакомых с ними адептов. В качестве примеров подобных систем вспомним индийскую йогу, последователей теории внутреннего эликсира среди даосов, исихазм в православии, духовные упражнения Игнатия Лойоллы, суфийские ордена и.т.д.

Наиболее древние формы эзотерических психопрактик можно обнаружить уже в первобытных культах, в стадии проявления профессионального «жречества», так целая группа подобных психопрактик использовалась при подготовке шамана. Фактически начальное обучение и дальнейшее развитие шамана предполагало последовательное использование определённого набора методов позволяющих достигать необходимых состояний сознания. Анализ этих методов позволяет понять более поздние системы психопрактики.

Первый этап обучения — этап «расщепления сознания», необходимо пройти молодому человеку, решившему стать шаманом самостоятельно, а не «по выбору духов». Целью этого этапа является разрушение привычного способа видения мира с целью включения в него элементов, остающихся за пределами сознательного внимания обычного человека.

На этом этапе неофит обучался видеть «знаки мира», в перспективе — «духов». Методы, используемые на этом этапе основывались на использовании сильных стрессов физиологического, психологического или фармакологического происхождения.

К физиологическим методам относятся длительные голодания, самоистязания и т.д.

Среди психологических методов можно выделить различные формы «давления на страх» — преднамеренного запугивания претендента, введение его в параноидальное или кратковременное шоковое состояние, высвобождающее скрытые резервы организма.

К фармакологическим методам относятся использование различного рода наркотических веществ, которые присущи первобытным и практически всем современным религиям.

Влияние подобных психопрактик на психику современного человека убедительно описано в работах М. Харнера и К. Кастанеды. Конечной целью данного этапа является установление контакта с духом-союзником, который в дальнейшем будет главным проводником неофита по «духовному миру».

Расщепление сознания является первым шагом, совершаемым учеником практически во всех эзотерических школах. К методам направленным на расщепление сознание можно отнести в частности «преодоление порога духовного мира» и «выход на астрального двойника», используемое в антропософии, «преодоление порога духовного мира» в системе Кастанеды, и подобные им методы.

Второй этап подготовки будущего шамана включает психопрактики, направленные на «окультуривание» по-новому увиденного мира, обучение возможности сознательного перехода от обычного состояния сознания к изменённому и обратно. Основной практикой на этом этапе является общение с духом-союзником и исследование под его руководством «верхнего» и «нижнего» миров, что необходимо в дальнейшем для совершения успешных шаманских путешествий.

С психологической точки зрения подобное исследование представляет собой исследование архетипических ресурсов собственного и коллективного бессознательного, а также формирование индивидуальных «ключей», необходимых для обращения к этим ресурсам.

Третий этап индивидуального развития шамана продолжается всю оставшуюся жизнь и заключается в постоянном накоплении «личной силы» посредством увеличения числа духов-помощников. Подчинение себе духа с целью превращения его в помощника осуществляется при помощи специального ритуала присоединения, заключавшихся в сражении с каждым новым духом, которого он хотел подчинить, которое, как считалось, могло завершиться гибелью шамана.

Описанные психопрактики являются прекрасным образцом пути реструктурализации психики.

Эзотерические психопрактики древних религий включали на начальных стадиях работы неофита набор методов аналогичный шаманским практикам, однако, дальнейшая практика существенно усложнилась. Прежде всего изменились цели подобных практик. Наряду с традиционной целью -увеличением личной силы, имелись и другие цели:
— достижение освобождения,
— гармонизация с окружающим миром,
— достижение внутренней целостности,
— осознанность и т.д.

* * *

Рассмотрим наиболее известные эзотерические системы древнего мира.

Наиболее известной и, по всей видимости, наиболее развитой из эзотерических практик, была индийская йога. Первые упоминания о йоге встречаются уже в Ригведе, однако корни этой системы уходят намного глубже. Так наиболее ранний из дошедших до нас материальных памятников протоиндийской культуры (10 тыс.л. до н.э.) — печати Протошивы содержит изображения божества (предположительно Шивы в ипостаси Пашупата), сидящего в йогической позе.

Подобно тому, как сама индийская культура сформировалась в результате слияния арийской и протоиндийской (дравидисткой) культур, йога также содержит элементы эзотерических психопрактик, присущих каждой из этих культур, вследствие чего практики йоги различаются как по целям, так и по методам.

Наиболее древние из описанных практик йоги представляют собой методы увеличения личной силы «тапаса» (жара — в переводе с санскрита) посредством аскетических практик и исполнения обетов.

Вообще, с древних времен обеты являлись одним из наиболее сильных инструментов психологического самовоздействия, используемым практически во всех культурах, однако наивысшего развития практика обетов достигла именно в индийской культуре. Махабхарата, другие индийские мифологические источники буквально изобилуют описаниями огромных духовных успехов, достигнутых благодаря обетам. В христианской традиции данная практика существенно примитивизмровалась, поэтому до нашего времени дошло убеждение в том, что цель обетов — развивать волю. Однако, в восточной традиции обеты используются для значительно более глубокой внутренней работы.

С точки зрения механизма оказываемого воздействия обеты можно разделить на две группы.

Обеты ограничивающие какие-либо проявления человека, например, брахмачарья (отказ от половой жизни), обет молчания, голодания и т.д. Во всех этих случаях человек ограничивая какое либо проявление своей природы добивается накопления и усиления соответствующей ей внутренней энергии, что позволяет актуализировать ее, а затем поставить под сознательный контроль. («Как только приходит импульс что-нибудь сделать — остановись». Виджнана Бхайрава Тантра)

Обеты позитивно определяющие форму поведения человека. Эти обеты способствуют накоплению энергии и актуализации проблем, мешающих их выполнению. Чем дольше длится обет, тем более глубокие внутренние проблемы вскрываются.

Можно выделить несколько основных типов устойчивых изменений психики к которым стремились представители различных эзотерических систем:
— формирование новых качеств личности;
— развитие имеющихся и овладение новыми способностями, в том числе превосходящими «нормальные» человеческие способности;
— расширение сознания, увеличение уровня осознанности.

Наработка навых личностных качеств является наиболее распространенной и наиболее легко достижимой целью, которая ставится не только эзотерическими психопрактиками, но и большинством религиозно-воспитательных систем. Иногда качества, которые стараются приобрести последователи одной системы являются теми же от которых стремятся избавиться прдставители других. Наиболее изощренной в рассматриваемом аспекте являлась индийская традиция, которая предлагала представителям различных социальных слоев нарабатывать разные наборы качеств, соответсвующие их социальной роли.

Серди способностей к которым стремились последователи эзотерических систем можно выделить следующие:
— совершенствование органов восприятия, кондиций тела, культуры движения;
— развитие специфических коммуникативных навыков;
— способность к произвольному достижению измененных состояний сознания;
— способность к волевому контролю физиологических процессов в организме.

Расширение сознания является одной из наиболее сложных и интересных целей, среди поставленных эзотерическими системами. Данный процесс можно охарактеризовать как усиление сознания за счет «поглощения» им бессознательных объектов, в процессе их осознания, т.е. наделении их именем. По мере роста и усиления сознания уменьшается колличество бессознательных сил, давящих на него, а позиции самого сознания все прочнее, что и обеспечивает его освобождение от аффектов бессознательного.

На таком пути также происходит объединение сознания с различными бессознательными архетипами и субличностями, однако объединение происходит не за счет поглощения сознания этими архетипами, а наоборот за счет поглощения сознанием содержащихся в них энергии, эмоций, опыта, знаний.

В указанном контексте становится понятным две другие цели духовного развития — осознанность и целостность, поскольку осознанность как раз и является тем состоянием при котором сознание становится доминирующей психической функцией, управляющей всеми остальными, а целостность достигается при осознании человеком своего бессознательного, поглощении его сознанием.

Процесс расширения сознания является целью не только эзотерических психопрактик, но современной психотерапии, что также говорит существовании некоторого родства между этими системами, однако расширение сознания в процессе психотерапии ограничивается уровнем, необходимым для нормальной социальной адаптации, тогда как эзотерические системы продолжают этот процесс и далее.

Источник:
Андрей Сафронов
Президент Украинской федерации йоги
www.yogafederation.org