Соотнесение определённых реалий личностного плана с физическим (природным) огнём является очень древним прозрением человечества на путях самопознания. Физический огонь производит зримую, притягивающую внимание разделительную деятельность, что-то вознося в виде света, жара и дыма в воздушные (небесные) просторы, а золу и пепел оставляя земле. Во внутреннем мире человека Дух подобен небу, а тело – земле.Соотнесение определённых реалий личностного плана с физическим (природным) огнём является очень древним прозрением человечества на путях самопознания. Физический огонь производит зримую, притягивающую внимание разделительную деятельность, что-то вознося в виде света, жара и дыма в воздушные (небесные) просторы, а золу и пепел оставляя земле.
С одной точки зрения сжигаемый предмет разрушается и исчезает, а с другой – горящий предмет преобразуется из дискретно-земного статуса существования в небесно-континуальную бытийность, восходя к своей идее (эйдосу). Таким образом огненные жертвоприношения давали возможность даровать, вознести богам подношения, делая дарованное недоступным и неприкасаемым ни для кого, кроме Небожителей.
Во внутреннем мире человека Дух подобен небу, а тело – земле. Душа же (чувства, мысли, желания) является промежуточной субстанцией, движимой то телесными, то духовными энергиями. Сама же волеизъявляющая и оценивающая (внутреннее и внешнее) я-бытийность, неуловимая для сознания, – то спит, смешавшись с какой-либо функциональностью (думая, вспоминая, реализуя планы, выстраивая цели и т.д.), то, временами просыпаясь, оценивает воспринятое или сделанное на весах запечатлённых в сердце ценностных ориентиров. Уровень и осмысленность высшего ценностного предела является точкой отсчёта сознательной деятельности личности. Существует ещё и сверхсознательный (трансперсональный) уровень императивного действия, но здесь только упомяну о нём.
Во внутреннем мире человека огню уподобляется специфическое, сильное, труднопереносимое чувство, охватывающее нас при соединении в душе несовместимых структур. Например, сильное желание обладать чем-то и невозможность в данное время (а возможно и в будущем) обладать этим порождает огонь страстей и вожделений. Осознавание того, как следовало поступить и память о реально содеянном порождает чувство раскаяния, стыда, угрызения совести. Вспышки гнева, возмущения, ярости из-за несовместимости того, как надо (по нашему разумению) и того, как оно есть.
Существует психологический термин «выгоревшая душа». Часто его относят к солдатам, побывавшим в горящих точках, пережившим и повидавшим такое, что ломает все привычные ограничения и нормы. Душа становится не обусловленной ничем, так как пережитый ужас сжёг все ограничения и правила жизни. Адаптация и восстановление гражданских нормативов жизни в таких случаях весьма и весьма непростая задача, решаемая чаще всего лишь частично. Это разные виды обжигающего и выжигающего огня.
Но есть и согревающий огонь души. Тёплые чувства – любовь, нежность, дружба, забота – соотносятся с согревающим огнём души – душевным теплом. Особо остановимся на любви. В русском языке словом любовь обозначается то, что например, в древнегреческом языке обозначалось четырьмя словами (эрос, филио, сторге и агапа). От страстной, желающей обладать и наслаждаться любви (эрос) до деятельной, одаряющей и берегущей любви (агапа) – таковы крайние краски этой палитры. Поэтому, говоря о любви, следует отдавать себе отчёт, о каком именно чувстве, а чаще смеси различных чувств мы говорим.
Высшие проявления любви, возносящие нашу душу к Духовному:
• Душевно-духовная, свободная от всякого желания обладания и чувственного наслаждения – платоническая любовь.
• «Мы познаём в той мере, в какой любим» (Блаженный Августин).
• Любовь влияет на свободу другого, но вместе с тем оставляет её невредимой.
• Любовь сердца прокладывает разуму дорогу к вещам и людям.
• Любовь как разгорающийся огонь сжигает всё, разгораясь всё больше и больше (суфийское сравнение).
• Любовь объединяет любящего с любимым.
Важно определиться для себя и выбрать свою Отчизну во внутреннем космосе. Реально и добровольно встав на сторону своего высшего Я, мы становимся союзниками съедающего все формы пламени. Если наша Отчизна – Земля, то огонь крадёт у нас всё, сжигая, если же наша Отчизна – Небо, то он дарит нам всё сжигаемое. Если мы отождествлены со своим телом или социальным образом, то огонь – наш враг, если же наша Отчизна — небесные и вечные ценности, тогда огонь – наш союзник, друг и даритель. Тогда наш Дух принимает всё возносимое огнём.
Чебанов Игорь,
руководитель Центра «ИНТАКТ»