Под вниманием будем понимать способность выделять нечто отдельное из целого; объект или группу объектов (до шести-семи) из качественно воспринимаемого, но объектно неразделённого фона. При этом существенно важно, что объекты и фон могут принадлежать как внешнему, так и внутреннему миру.Уровень саморефлексии, то есть до каких начал нашего естества доходит самонаблюдение, является осью процесса самопознания.Под вниманием будем понимать способность выделять нечто отдельное из целого; объект или группу объектов (до шести-семи) из качественно воспринимаемого, но объектно неразделённого фона. При этом существенно важно, что объекты и фон могут принадлежать как внешнему, так и внутреннему миру. Таким образом, для внимания как такового, и для внимающего (неуловимый оператор внимания в я-структуре) чувства, мысли, переживания, цели и т.д. становятся внешними, как только внимание обращается на них, прерывая тем самым процесс переживания или мышления. Возникает так называемая саморефлексия.
Уровень саморефлексии, то есть до каких начал нашего естества доходит самонаблюдение, является осью процесса самопознания. Внимая кому-либо или чему-либо, мы образуем повышенный уровень энерго-информационного обмена внимающего с внимаемым. То что этот обмен направлен в обе стороны, можно понять, вспомнив, что внимание, направленное на нас, мы ощущаем порой даже спиной. Уровень энерго-информационного обмена характеризуется концентрацией, устойчивостью во времени, и незамутнённостью внимания внутренними помехами.
Внимание бывает разнокачественно-организованным:
1. Внять, впустить, вобрать в себя, впитать – вот установки положительно организованного, познающего, непредвзятого внимания.
2. Разгадать, разоблачить, всмотреться, заметить – это установки предвзятого, подозрительного внимания.
3. Увидеть в обыденном смешное – внимание юмориста.
4. Увидеть в обыденном прекрасное – внимание Художника.
5. Увидеть общественно-полезное или вредное – внимание государственника.
6. Увидеть Истинное, Божественное во всём – вот внимание духовного подвижника.
7. Внимание чистого беспримесного созерцателя (самосозерцание) – внимание отрешённого.
Также внимание бывает:
1. Непроизвольным (пассивным, спонтанным) – является биологизмом. Это ориентировочная реакция в среде, выделение нового, движущегося, опасного, яркого.
2. Произвольным – сознательно переводимым с объекта на объект с осознанной целью или намерением и требующим волевого усилия.
3. Пост-произвольное внимание – возникает в том случае, когда цель, в виду своего интереса, актуальности, значимости или ценности для личности охватывает и подчиняет деятельность субъекта, не требуя специальных усилий по поддержанию внимания к себе. Здесь вспомним, что решая актуальный для себя вопрос, мы часто неожиданно, непредвиденным образом слышим ответ через кого-то или что-то в мире. Мир как бы отвечает на наш вопрос. Такова сила пост-произвольного внимания.
Разберёмся теперь с трёхуровневым вниманием.
1. Первый уровень внимания относится к внешнему, предметному миру.
2. Второй уровень внимания относится к межличностным отношениям. Например, говоря о чём-то с собеседником, мы улавливаем его интонации, жесты, и оцениваем его личность, а также его отношение к нам. Очень часто второй уровень по информативности значительно превосходит первый, предметный уровень внимания. На втором уровне внимания мы часто сигнализируем (намекаем) нашему собеседнику, особенно родственнику или близкому человеку о своих пока ещё не высказанных претензиях и неудовольствиях теми или иными чертами его характера и поведения.
3. Третий уровень внимания относится к нашей базово-ценностной структуре, из которой мы оцениваем как внешние события, так и собственное поведение.
Ценностный уровень наиболее полно работает в спокойной обстановке, когда мы настроены разобраться и подвести итог прожитого дня или иного периода жизни, дать оценку ситуации. Причём работает третий уровень внимания чаще всего периодически, после более-менее продолжительных пауз, порой активизируясь только после потрясений или неудач.
В повседневной жизни верхние смыслы и соответствующий им эмоциональный строй часто смывается волнами «житейского моря», и когда мы вновь обращаемся к нашему верховному началу, то видим массу несоответствий, допущенных нами за этот период. Когда наше высшее я обращается к уровню универсальных и безусловных ценностей, и они становятся несомненными, истинными в любое время и в любом месте, тогда включается пост-произвольное внимание, и связь с третьим, ценностным уровнем сохраняется всегда ввиду его полной жизненной актуальности.
Поэтому сознательно и серьёзно разрабатывать свой центр отсчёта в системе жизненных координат представляется наиважнейшей задачей для саморазвивающейся личности.
Чебанов Игорь,
руководитель Центра «ИНТАКТ»