Ум человека одновременно осознает два направления времени: одно обращено в прошлое, другое — в будущее. Мы стареем по мере роста культуры и цивилизации! Это историческое представление об истории культуры и цивилизации и о нас формирует довольно загадочную картину, которая меняется в двух направлениях: одна ее часть представляет старую, а другая — обновленную мудрость.Ум человека одновременно осознает два направления времени: одно обращено в прошлое, другое — в будущее. Мы стареем по мере роста культуры и цивилизации! Это историческое представление об истории культуры и цивилизации и о нас формирует довольно загадочную картину, которая меняется в двух направлениях: одна ее часть представляет старую, а другая — обновленную мудрость.
Культура
Человеческий словарь был освящен несколькими богатыми по содержанию словами, одним из которых является слово «культура». Поэтому в современном потребительском мире, где преобладает алчность, то, что обычно думают обо всех освященных словах, также относится и к этому слову, которое обладает привкусом сырости, непроницаемой тьмы, является нежным предметом и наводит на мысли о скучном досуге.
Этимологическое определение культуры, которая включает в себя привычки, искусство, социальные институты определенной группы людей, их язык, представления, верования, ритуалы, церемонии, орудия труда, технические приемы и другие элементы, указывает в своей основе на человека. Именно его необходимо тщательно изучать. Долгие споры о том, чтобы дать культуре абсолютно рациональное определение, лишают ее всякого смысла. «Рационализм упрощает; он исключает любой другой вид знания».
Вкратце под культурой подразумевается изменчивая традиция определенной группы людей, более того, собственно изменение мы пытаемся определить как культуру. Она имеет дело с тем, что находится «внутри» людей, каким образом данное «содержимое» прорастает в душе и как этот рост соотносится с «внешней стороной» жизни человека.
Аспекты внутренней жизни не могут быть выражены в терминах различных экономических законов и в количественной форме. Они достигают наибольшей глубины исключительно во взаимосвязанности жизни, которая отвергает любое установление различий. Если не принимать во внимание некоторых заблуждений, ее проявления являются общими для процесса роста, указывая на взаимосвязь со всей жизнью. Это единство духовной жизни и является своеобразным капиталом, в котором, как обычно, под процентами понимается внешнее выражение и процветание.
Эта реальность, единственной основой которой является по большей части нераскрытое культурное самовыражение, обычно создает культурные принципы. Культура обретает крылья через закрепление этой реальности, единственной реальности среди разнообразия, становясь причиной красочного проявления спектра добродетелей и ценностей, являя себя в их элементах, которые находятся в потоке постоянного обновления.
Любые изменения обладают двумя существенными аспектами: историей и видением будущего. Считается, что культура является здоровой, если она глубоко укоренена в прошлом и открыта для постоянного обновления, различных вычленений и оценок, которые являются субъективными проявлениями, а не объективными трансформациями.
В культуре мы имеем дело с идеями о человеке известном (область науки) и человеке неизвестном (область духовности). «Тело» культуры подвержено процессу роста, увядания и даже смерти, тогда как душа остается бессмертной. Она основывается на реализации Упанишад: «Атман есть Брахман». У Свами Вивекананды это выражение приняло следущую форму: «Каждая душа потенциально божественна». Он помещает во главу угла человека.
Основные черты культуры подвержены стрессу постоянного обновления. Это процесс изучения и, конечно, обучения. Поскольку то, чему обучают, не совсем соответствует тому, что усваивается, то определенная часть обучаемого теряется, создавая почву для возникновения новых добавлений. Этих изменений невозможно избежать, скорее наоборот, они должны приветствоваться и приниматься. Из-за подобных измерений культура остается вечным динамическим феноменом. И тем не менее она не должна вступать в компромиссы с душой, являющейся сущностью человека. Это и есть замечательная культурная традиция; поэтому существует следующее выражение: «У культуры нет традиции, она сама по себе есть традиция».
Через культуру общество воссоздает себя в последующих поколениях. Путем удаления существующих культурных пороков члены общества обогащают ценности и добродетели культуры не только позитивным, но также и негативным образом. Таким образом, век за веком колесо продолжает катиться вперед по инерции.
Цивилизация
С другой стороны, цивилизация представляет собой образ жизни людей, нации или период, который является определенным этапом в развитии организованного общества. Цивилизация обладает некоторыми особенностями, отдельные из которых, например, урбанизированное общество с большим количеством населения, могут указать на ее тождественность симбиотической экономике, очень сложным социальным организациям, накоплению богатства и привилегий в руках немногих людей или организаций, достижениям в письменности, науке, торговле, архитектуре и т.д.
Взгляд на историю покажет, каким образом, начиная с раннего периода, началось формирование цивилизации в долгом путешествии человека к современному сложному миропорядку. Были времена, когда люди группами передвигались с места на место в поисках растительной и животной пищи. Жизненный опыт научил их необходимости создания постоянных поселений для организации фермерства и разведения собственных животных. Подобные поселения привели к образованию городов и в результате к развитию организованного социального порядка, снабжению определенных социальных групп предметами первой необходимости, изобретению инструментов, созданию образовательных учреждений, систем управления и т.д.
Существует много определений цивилизации (например, «достижение» — Ричард Бургер; «социальная структура» — Вильям Сандерс и Барбара Прайс; «опустошение» — Ванг-Ци Чанг; «культурное взаимодействие» — Эрик Фольф и т.д.) и теорий (например, «войны финансов» — Давид Вебстер; «социального избытка» — В. Гордон Чилд; «периферии» — Роберт Карниеро и т.д.), каждое из которых пользуется различными моделями, подчеркивая важность определенной цивилизационной черты. Однако каждой модели недостает холистической точки зрения. И все же нельзя отрицать значительную важность признания частей единого целого. Лучше принять определенное участие в любой из моделей, соответствующей вашему характеру и возможностям. Развитие современной цивилизации в значительной степени искажено варварским экономическим порядком, основанным на неконтролируемой жадности. Мы сможем внести больший вклад в развитие цивилизации скорее принимая участие в реформирующих движениях, чем с помощью обычного теоретизирования.
Культура и цивилизация
Можно отметить, что в агрессивном становлении человеческого порядка в прошлом, настоящем и, как можно надеяться, в будущем, культура потенциальна, тогда как цивилизация высказана до конца (эксплицитна). Совершенство «быть» указывает на динамично развивающуюся культуру, а совершенство «действовать» — на динамично растущую цивилизацию; они остаются действенными и должны быть таковыми для регистрации достижений человечества. Культура и цивилизация не пребывают в ссоре друг с другом; наоборот, рост культуры означает развитие цивилизации.
Перспектива единой формулы
Существует много различных мнений относительно данного определения. Если космическое или международное протяжение культуры и, следовательно, цивилизации может быть измерено, тогда оно поможет очиститься от многих вызывающих отвращение пороков. Наиболее вероятно, что основой космической культуры станет мудрость, передаваемая другими людьми. В настоящий момент информационная технология упростила всемирный мониторинг социальных и других болезней общества; также сейчас стало гораздо легче осуществлять конструктивные действия. Глобализация и смешение местных и внутринациональных черт в единый международный поток является «непреодолимым» феноменом.
Добродетели имеют всеобщий характер, потому что они обладают независимым применением, связанным с сопоставлениями различных культур. То же самое относится и к порокам. Структура провозглашенных Аристотелем добродетелей, поддерживающих «единые нормы процветания для всех человеческих существ», также является основой и для нашей единой формулы.
С другой точки зрения, у некоторых мыслителей существует мнение о неприменимости механистического подхода к холистической реальности. Недействительны ни распределение по группам, ни глобализация, ни генерализация. Здесь признание разнообразия должно стать определенным паролем для подобного космического подхода. Всеобщая формула единой культуры столь же вредна, как вредны сами проблемы, которые как таковые она стремится разрешить. Уважайте разнообразие и не впадайте в излишнюю эйфорию от собственной разносторонности.
Заключение
Культура и цивилизация не развиваются отдельно друг от друга. Вырождение культуры также является вырождением цивилизации. Скорее можно сказать, что цивилизация представляет собой вырожденную форму культуры. Правомочно ли в этом случае назвать ее цивилизацией? Два данных слова являются драгоценным капиталом человеческого знания. Поэтому вместо того, чтобы лишить эти два слова их достоинства, мы должны определить текущий сценарий как «так называемую культуру» и «так называемую цивилизацию».
Представленное на страницах этого особенного издания (оригинал статьи был опубликован в журнале «Веданта Кешари» — ежемесячном издании Ордена Рамакришны) настоящее пиршество идей по теме «культура и цивилизация», созданное лучшими умами современности, ясно показывает волнующий призыв человечества к культурному возрождению и перерождению во имя процветания. Современная цивилизация должна пережить грядущие испытания нового тысячелетия. Если мы наделим себя этой мудростью, если мы уловим серьезные попытки космического разума придать новое направление «потерянному миру» ценностей и добродетелей, если мы подставим свои плечи под осевшее колесо цивилизации, тогда нарождающийся новый миропорядок будет вечно признателен своим предвестникам — как в жизни, так и в смерти.
Для того, чтобы стать более утонченными, различные начинания и подходы должны осуществляться на грубом уровне. На ранней стадии развития введение простой системы «управления» невозможно, так как эта система может только эволюционировать. В попытке постоянного воссоздания международной цивилизации система раскроет свои недостатки, обнаруживая различные перспективы развития. Эгоистическая модель ради частных интересов жертвует общим благом, бескорыстная модель ради общего блага жертвует частными интересами. Какой бы ни была наша модель развития, нет никаких сомнений в том, что она заключает в себе жертву определенного рода. Однако жертва многих ради узкого круга людей приведет к полному уничтожению самой жизни, когда даже сама возможность жертвы будет лишена самоценности. Свами Вивекананда сказал: «…когда культура возрастает, физическое счастье уменьшается». Обычный человек превращается в культурного путем развития определенных ценностей. Свамиджи верно подметил, что «вы можете передавать знание миру, однако это не принесет большой пользы. Необходима культура».
Однажды Энштейн заметил, что если у человека появился молоток, то все его проблемы превратятся в гвозди! Поэтому формула какой-либо одной культуры и цивилизации просто не подходит. Аналогичным образом не подходит и многокультурная формула, потому что в этом случае для того, чтобы забить один-единственный гвоздь, мы будем пользоваться несколькими молотками! Такова хроника нашей неразборчивости в применении средств или поисках подходов для решения этой проблемы. Всеобщая формула, в основе подхода которой лежит моно-формула, должна заключать в себе все разнообразие в рамках единого человечества, так как с течением времени сущность человека не претерпевает серьезных изменений. До тех пор, пока независимо от нашей цели мы не будем готовы к реализации и осознанию реальности Единой взаимосвязанной жизни на планете, любой подход к решению глобальных проблем будет подобен лишь отдаленному крику. Подобно тому, как жемчужины ожерелья нанизываются на одну нить, единая формула цивилизации покажет разнообразие, которое основывается на реальности единого человечества и единой жизни.
Живший в VI веке до н.э. известный китайский философ Лао-цзы высказался о значении «множественности» и «единства» следующим образом: «Множественность, которая не ведет к единству, является иллюзией, а единство, которое не зависит от множественности — тиранией».
Фото: Википедия
Источник:
Веданта.ру