Типология Эль Тат

Кто-то из читателей уже знаком с книгой психолога из Санкт-Петербурга, пишущего под псевдонимом Эль Тат, «Карма женщины, карма мужчины». Тем, кто еще не успел открыть для себя увлекательный мир архетипов, основанный на египетских мифах, мы советуем таким образом дополнить свои знания, свой опыт в области типологии. Классификация Эль Тат не только не противоречит соционике и ряду других типологий, но и по-своему дополняет их.Еще древние говорили «Познай себя». В давние времена появилась «наука о душе» — психология. Многообразие разделов, направлений, различных форм изложения, проектов и идей – следствие сложности и неоднозначности устройства нашего мироздания, а также понимания невозможности отразить в двух словах все нюансы человеческой психики, человеческих взаимоотношений. В наши дни это особенно актуально, поскольку чем старше и цивилизованнее то или иное общество, тем, как не парадоксально, сложнее принципы неформального взаимодействия между людьми.

Кто-то из читателей уже знаком с книгой психолога из Санкт-Петербурга, пишущего под псевдонимом Эль Тат, «Карма женщины, карма мужчины». Тем, кто еще не успел открыть для себя увлекательный мир архетипов, основанный на египетских мифах, мы советуем таким образом дополнить свои знания, свой опыт в области типологии. Классификация Эль Тат не только не противоречит соционике и ряду других типологий, но и по-своему дополняет их.

Эль Тат много говорит о карме в целом и о карме мужчины и женщины в частности. Здесь автор разделяет предназначение мужчины, и предназначение женщины. Вот цитата: «Карма мужчины в самых общих чертах – это возможность и обязанность быть созидателем, строителем, движителем человечества. Мужчина, активно прорывающийся сквозь тьму неизвестности, — боец, захватчик новых пространств, новых знаний, нового совершенства. Он – Человек, и ему многое простительно. Карма женщины – быть всем тем, что обеспечит Человеку (и Человечеству) движение, развитие, строительство и совершенство».

Кто-то, наверное, мог бы обвинить автора в мужском шовинизме, устаревших взглядах на жизнь, и т. д. Но мы не будем столь поверхностны в суждениях. Автор всего лишь хочет нам напомнить, что и наше пребывание здесь и сейчас, и принадлежность к определенному полу, возможно, не случайны, а кармически обусловлены. Чтобы достичь гармонии, душе предстоит долгий и нелегкий путь, с неизбежными задачами, проблемами, противоречиями и ошибками. Но если в итоге мы имеем правильные выводы, если не упорствуем в своих заблуждениях, не совершаем черных деяний, то нас ждет интересный и многообразный мир свершений, знаний, впечатлений. Всё это необходимо нам на пути к Совершенству.

Автор выделяет восемь основных архетипов. Четыре мужских – это ОСИРИС, ГОР, ТОТ и АНУБИС, и четыре женских. – ИСИДА, ХАТОР, МААТ и НЕФТИДА. Существует еще и девятый архетип – СЕТ (воплощенное зло). Случается, что такой тип (и не только в мужском обличии) встречается в нашей жизни. Но это должен быть отъявленный преступник, агрессивная, асоциальная и безнадежно дегенеративная личность. К счастью, мы не так часто сможем встретить на своем пути такого человека. Часто СЕТ, в понимании ЭЛЬ ТАТ и нашем понимании, – это некие отрицательные вибрации. Когда эти вибрации превышают определенный порог, они разрушают человеческую личность и сущность, уничтожают все хорошее и позитивное в нем. Так случилось, что в данной типологии «воплощенное зло» принимает мужской образ. Бог СЕТ по МИФУ погубил ОСИРИСА и представляет собой угрозу для его сына – ГОРА. Автор, руководствуясь МИФОМ, последовательно проводит мысль о том, что если в Мире восторжествует Сет, то Мир погибнет. ГОР должен победить СЕТА и в Мире, и, что немаловажно, внутри себя. Тогда мы будем спасены.

Гору сможет помочь ОСИРИС (« Мужское деятельное начало»), который по Мифу утратил плотскую жизнь и слился с Духом. Также Гора не оставят ИСИДА («Проявленная любовь Вселенной»), ТОТ («Великий маг»), АНУБИС («Страдающая за весь мир душа») и МААТ (« Добродетель, истинность и порядок»). При выполнении своей миссии Гору не обойтись и без ХАТОР, дарующей творческую энергию, и НЕФТИДЫ, олицетворяющей собой живую природу Земли.

Текст книги прост и доступен даже для понимания неподготовленного читателя. Он написан в увлекательной форме, содержит реальные примеры из нашей жизни, кино, литературы. Но на самом деле, при более глубоком размышлении, здесь поднимаются весьма серьезные вопросы. Кто мы? Зачем приходим в этот Мир и откуда? Что мы реально можем изменить в себе, в нашем окружении? Автор многое оставляет за кадром. Но все это дает нам простор для размышлений.

Можно ли при желании обойти законы данной модели? Можно ли гармонично сочетать в себе все положительные черты данных архетипов? На все эти вопросы нет однозначных ответов. Но вы наверняка сможете получить ряд ответов для себя лично.

ОСИРИС И ИСИДА – ОБРАТНАЯ СТОРОНА ЛУНЫ

Большим недостатком многих авторов типологий, в том числе и Эль Тат, является отсутствие внимания к отрицательным чертам того или иного типа. И что еще актуальнее — отсутствие описания так называемых антитотемов. Эль Тат в какой-то степени дала описания отрицательных ипостасей Хатор, Нефтиды, Маат, Анубиса, но остальные архетипы в этом отношении оказались «обделенными». Особенно это касается Осириса и Исиды.Между тем, в нашем мире чаще всего встречаются именно отрицательные варианты этих типов.

Проблемы Осирисов рассмотрены в самом мифе. Осирис призван править. Вот он у власти – энергичный, умный, добрый, непогрешимый. Он воздействует на свое окружение не посредством угроз, интриг и ухищрений, а посредством положительного примера. Его обожают и почитают как героя, как просветителя, он – божество, само совершенство! Но мифы на то и мифы, ведь в них описаны времена, имеющие мало общего с нашей жизнью.

А что мы наблюдаем вокруг и рядом? Как ощущает себя мужчина архетипа Осирис в нашем мире?

В юном возрасте Осирису многое легко дается. А если он и сталкивается с трудностями, его врожденных способностей вполне хватает на то, чтобы выходить из сложных ситуаций с помощью УСИЛИЯ, ему не требуется СВЕРХУСИЛИЕ. Мир же, в котором мы живем, достаточно сильно пронизан сетовскими энергиями. И вступая во взрослую жизнь, Осирис начинает сталкиваться со многими проблемами.

Вот и получается: «Как же так, дорогая редакция, загрузил сухофрукты в соковыжималку, а сока нет!»

«Царских» должностей на всех не хватает. И он, такой «особенный» — сильный, красивый, мужественный, умный, вынужден работать рядовым сотрудником или, в лучшем случае, начальником какой-нибудь мелкой конторы. Его подруга выходит замуж за середнячка, который, благодаря своим связям, имеет возможность уехать работать за границу, где у него будет хорошо оплачиваемая должность и возможность карьерного роста.

Вроде того: «Да, дорогой, с тобой хорошо, интересно, но жизнь есть жизнь. Что с тебя взять? Ты идеалист, ничего не добился и уже не добьешься!»

Конечно, найдутся и другие женщины. И одна из них согласится стать «женой гения». Но она создаст такие условия, какие создала жена Сократа – Сократу. И в итоге – сильнейшее разочарование, благодаря которому некоторые Осирисы превращаются в Сетов. Мир устроен не так, как хотелось бы, он плохой, значит, надо быть еще хуже, чем этот мир. И пытаются стать хуже! У них это, в общем-то, получается, но удовлетворения им не приносит. Мало того, анти-Осирис, возомнив себя Сетом, может однажды ошибиться, и ему это будет стоить жизни в самом прямом смысле слова. Оно и понятно — природный Сет тренировался в лживости, подлости, агрессии с детства. И если он выжил и дожил до средних лет, то хоть спинным мозгом, но что-то в этом отношении постиг, чему-то научился. И там где природный Сет справится, наш Анти-Осирис отступит. Где-то он испугается, хотя там нечего бояться, где-то — неоправданный гуманизм проявит, где-то — не посчитает нужным с кем-то или чем-то возиться (орел не ловит мух!), и жестоко за это потом поплатится.

Такой сломленный Осирис может в итоге превратится в жалкое существо – «подкаблучника». Или – в мрачного мизантропа. Поэтому для большинства Осирисов необходимо обретение хороших черт Гора или Тота ( зависит от социотипа и ПЙ- типа). Эти мужские типы более приспособлены к реальной жизни. Они изначально понимают многое из того, что не понимает Осирис. «Героем» можно стать, но нельзя родиться. Никто ничего за тебя не сделает просто так. И для того, чтобы добиться успеха, порой нужны долгие годы.

Теперь рассмотрим проблему Исиды. Это по своей сути – пластичный, хорошо приспосабливающийся тип. Но в целом, все же, женщины-Исиды настроены на идеальный мужской образ. Мы уже рассматривали вопрос о том, как трудно встретить положительного Осириса. Многие женщины-Исиды в итоге оказываются нереализованными, они не выполняют своего кармического предназначения, их энергии застаиваются и в итоге перестают быть здоровыми. Больная, искаженная энергия, передается следующему поколению и происходит вырождение. Поэтому мы часто видим перед собой анти-Исиду.

Такая Исида на первый взгляд может показаться нам похожей на Нефтиду. Но истинная Нефтида в целом более адекватна, чем анти-Исида. Хорошо выполняя все функции, возложенные на нее природой, она не вносит диссонанса в свое окружение. Она на своем месте, и всё, что ей принадлежит, находится при ней. Нефтида нацелена на материальное благополучие, и если она видит, что человек, который находится рядом, способен ей это дать, то не упустит случая, постарается подчинить его своему влиянию. Если у Нефтиды отношения с каким-либо мужчиной складываются не очень хорошо (нет родства душ, доверия), но вместе с тем он обеспечивает ее материально, она всё же будет держаться за этого мужчину, до тех пор, конечно, пока не найдет еще более выгодный вариант. Для Нефтиды первичен материальный комфорт, достаток, и это ее отличительная особенность, неотъемлемая черта.

Анти-Исида же может совершенно не ценить ни материального благополучия, ни душевных отношений. Ее пристрастия в высокой степени иррациональны, хотя можно вывести некую систему ее поведения. Она будет тяготеть к явным Сетам, к мужчинам с отрицательной харизмой. Такому мужчине она, возможно, будет прощать все – и грубое поведение, (пренебрежительное к ней отношение, попирание ее достоинства), и пьянство, и разврат, и многое другое, если он соответствует ее образу «героя». Даже если рядом будут мужчины достойного плана — или положительные, душевные, или способные зарабатывать деньги (как более редкий случай – и то, и другое) – наша анти-Исида все равно выберет Сета. В ее понимание это – «настоящий мужчина», она станет ему подчиняться, «дарить себя».

Такая Исида, к сожалению, излучает в пространство негативную энергию, и любой гармоничный человек при общении с ней будет испытывать чувство дискомфорта, а при более длительном общении ему грозит опустошение.

Итак, порой мы видим, что в реальной жизни все выглядит не так идеально, как в некоторых типологиях. Поэтому, применяя на практике ту или иную типологию, всегда нужно мыслить творчески и не забывать о главном: обратная сторона есть не только у Луны.