Ответственность

Слушая аудиолекции Андрея Лапина, я набрёл на одну фразу: «Человек начинает развиваться, когда берёт ответственность, за всё что с ним происходит, на себя». Фраза эта глубоко тронула меня. Лапин говорит, что человек, по умолчанию, устроен таким образом, что он максимально перекладывает ответственность за события, происходящие с ним на мир.Слушая аудиолекции Андрея Лапина, я набрёл на одну фразу: «Человек начинает развиваться, когда берёт ответственность, за всё что с ним происходит, на себя». Фраза эта глубоко тронула меня.

Ответственность

Лапин говорит, что человек, по умолчанию, устроен таким образом, что он максимально перекладывает ответственность за события, происходящие с ним на мир. И ведь действительно, если пронаблюдать себя: кто виноват, что мне плохо? На работе: начальник, условия не те создали, зарплату маленькую платят. В семье: муж/жена, дети, или соседи. В государстве: политика, строй, президент – всё не то. И наконец: сглазили, испортили, карму навесили в прошлых жизнях, Бог отвернулся, бес попутал. Всё что угодно, кроме нас. А даже если мы сами, так всегда можно найти естественные причины страданий, например: я же мужчина/женщина в таких обстоятельствах мне положено страдать; я же мать/отец мне положено тут беспокоится.

Таких примеров можно найти массу. Человек выстроил массу психологических теорий, что бы оправдать, то, что ему плохо и взвалить ответственность на причины, не зависящие от него самого. Всё это убаюкивает, помогает легче переносить травмы. Но ведёт ли такое отношение к развитию? Увы только к деградации. Ничего изменить в таких случаях нельзя, остаётся только горевать.

Есть один стишок в книге — Михаил Успенский «Белый хрен в конопляном поле»:

Меж снегов и болот затерялася
Непутевая наша страна.
А вчера еще спьяну казалося
Велика и обильна она!
Но когда поутру мы проснулися,
Истребили остатний рассол,
Огляделися и ужаснулися
Что за изверг сюда нас завел?
Наши реки — отнюдь не молочные,
Берега их — отнюдь не кисель.
Ветры веют тут злые, восточные,
Так не лучше ль податься отсель?
Но куда бы мы ни устремилися,
Получаем суровый отказ:
«Земли эти давно населилися,
Тут хватает народу без вас!»
Эх, сердечный!
Не сладить с соседями!
Оглядимся: кругом то враги!
Значит, будем брататься с медведями,
Волк товарищ, а ну,помоги!
Но и звери от нас отшатнулися,
Не желают нам шкуры сдавать.
Эх, зачем поутру мы проснулися?
Лучше было б совсем не вставать!
На высоких горах ли, в долине ли
Невеселое наше житье!
За основу мы жизнь эту приняли.
Скоро в целом уж примем ее…
Но сурово насупим мы бровушки,
Если враг нас захочет сломать,
Из него мы повыпустим кровушки
И весьма огорчим его мать!

Стих очень смешной и сказочный, но сказка ложь, да в ней намёк. Пока мир воспринимается человеком с точки зрения жертвы обстоятельств — ничего этому человеку не достичь.

Единственный способ вырваться из этого состояния постоянного перекладывания ответственности на кого-то или что-то – это понимание, что вы архитектор мира, который вокруг вас. Именно вы, сделали его таким, а не кто-то другой и не естественность. Само то, что называется естественным, а именно: хорошо/ плохо, дети/родители, мужчина/женщина, тоже создали вы, просто впустив эти понятия, и сделав их частью себя. Вот и получается, что некого винить, да и не зачем. Уж лучше попробуйте понять, как устроено, то, что вы построили, пронаблюдайте процесс раздражения, обиды, и, возникающий за ними желания, сделать кого-то крайним.

Источник