Учение Гурджиева-Успенского: Второй сознательный толчок

О самовоспоминании – основе учения Гурджиева-Успенского — написано достаточно много. Вспоминание себя уже почти превратилось в инструмент прикладной психологии и здорового образа жизни. Но что скрывается за таинственным термином «второй сознательный толчок», который открывает путь к созданию астрального тела и без которого весь опыт, приобретенный осознанием себя, будет утрачен? Это статья адресована тем, кто посвятил годы Четвертому Пути и практике самовоспоминания, но, пользуясь словами древней формулы, «пробуждаясь», никак не может «умереть», чтобы начать «рождаться».О самовоспоминании – основе учения Гурджиева-Успенского — написано достаточно много. Вспоминание себя уже почти превратилось в инструмент прикладной психологии и здорового образа жизни. Но что скрывается за таинственным термином «второй сознательный толчок», который открывает путь к созданию астрального тела и без которого весь опыт, приобретенный осознанием себя, будет утрачен? Это статья адресована тем, кто посвятил годы Четвертому Пути и практике самовоспоминания, но, пользуясь словами древней формулы, «пробуждаясь», никак не может «умереть», чтобы начать «рождаться».

Вот слова Г. И. Гурджиева из книги П. Д. Успенского «В поисках чудесного».

«Изучение работы человеческого организма как химической фабрики выявляет три стадии в эволюции человеческой машины.

Первая стадия соответствует работе человеческого организма в том виде, в каком он был создан природой».

«Вторая стадия соответствует работе человеческого организма, когда человек вызывает сознательный, волевой «толчок». Что же подразумевается под этим «искусственным толчком»? Он связан с моментом получения впечатлений. «Искусственный толчок» в этом пункте означает некоторый род усилия, совершаемый в момент получения впечатления. В условиях обычной жизни мы не помним себя, т. е. не чувствуем, не осознаём себя в момент восприятия, эмоции, мысли или действия. Если человек понимает это и старается вспомнить себя в момент восприятия, каждое впечатление, которое он получает в такой момент вспоминания себя, будет, так сказать, удвоено. В обычном психическом состоянии я просто гляжу на улицу. Но если при этом я вспоминаю себя, я не просто гляжу на улицу, а чувствую, что смотрю. Вместо одного впечатления улицы существуют два: одно — впечатление улицы, а другое — впечатление меня самого, смотрящего на неё. Это второе впечатление, производимое фактом моего вспоминания себя, и есть «добавочный толчок»».

«Третья стадия работы над человеческим организмом начинается тогда, когда человек совершает второй сознательный волевой «толчок». Природу этого «толчка» невозможно описать так же просто, как природу первого волевого «толчка». С точки зрения работы машины в целом можно утверждать, что это усилие связано с эмоциональной жизнью, что оно представляет собой особого рода влияние на эмоции человека. Но что такое это усилие на самом деле, как его можно произвести — всё это мы сумеем объяснить лишь в связи с общим описанием работы человеческой фабрики, или человеческой машины. Практика невыражения неприятных эмоций, «неотождествления», «отсутствия внутренней мнительности» — это и есть подготовка к этому второму усилию. Усилие, которое создаёт этот “толчок”, должно быть связано с работой над эмоциями, с их преобразованием и трансмутацией. Без такой трансмутации невозможен никакой серьёзный рост, никакой рост высших тел внутри организма. Если это преобразование происходило, можно было сказать, что человек достиг того, к чему стремился; в противном случае все достигнутые результаты могли быть утрачены, потому что не закреплялись в человеке и, кроме того, оказывались достижениями только в сфере мыслей и эмоций. Второй волевой «толчок» и трансмутация становятся физически возможны только после долгой практики в первом волевом «толчке», который зависит от вспоминания себя и от наблюдения за получаемыми впечатлениями».

Второй сознательный толчок

1. Падение.

Поворотный момент в работе наступает, когда вы перестаете судить то, что наблюдаете. Роберт Бертон

Поражение…
Это вдруг произошло.
Было около двух ночи, и я, как обычно в последнее время, сидел с гитарой за компьютером, изобретая новые звуки. Вновь привычно обнаружил себя отождествленным, привычно пропустил досаду, что опять не помнил себя уже пол часа, сделал привычное усилие разделять внимание, лишь чтобы избежать самоосуждения… Вдруг, как будто семя было опущено в мою голову — и пришли принятие и любовь. Любовь к этому человеку, который за девять лет в сознательной Школе потерял цель пробуждения, который старается помнить себя больше по привычке, который борется с собой, потому что надо делать усилия… Перемена была одновременно неприметной и явной. Я выключил компьютер и лег спать. Это произошло в январе 2007, в Аполло, Калифорния.

… это начало победы.
Одна из иллюзий, постепенно обнаруживающих свое существование, это уверенность, будто усилие помнить себя, которое служило долгие годы, совершенствовалось и развивалось – уже по своей сути верно. Это один из побочных эффектов, создаваемых в процессе систематизированной работы над собой: «рабочая» личность, сосредоточившая все внимание на усилиях, а не на том, куда они направлены. Направление предполагается само собой разумеющимся – к присутствию в настоящем, к чему же еще? Совершение усилий по самовоспоминанию с годами может стать формой отождествления, блокирующей возможность остановиться, опомниться и осознать: сами усилия еще не означают их правильности. Реальная работа с отождествлением, воображением и негативными эмоциями на Четвертом Пути начинается только при постоянном осознании ее цели, в противном случае все сводится к борьбе машины с собой, поэтому зрелый человек номер четыре должен однажды найти смелость сознательно перестать «делать» усилия помнить себя, прекратить борьбу со сном и сдаться.

Прекращение борьбы ужасно. Оно не оставляет камня на камне от Работы многих лет. Когда подобное происходит, в исполнение приводится самый страшный приговор человеку номер четыре: приговор к свободе выбора.

До этого момента работа над собой напоминает анекдот про сорвавшегося в пропасть альпиниста, которого звали подняться, а он еще не упал. Единственный путь – это полюбить и принять свой сон и спящую «машину», частью которой являешься. Как на одной иконе, грешники должны отправиться в ад, чтобы лишь потом выйти оттуда. Тех, кто не побывал там сознательно, черти стаскивают даже с последней ступени лестницы.

«И враги человеку домашние его. Любите врагов ваших».

В этот момент возможен поворот от Работы против препятствий, к Работе ради цели – состояние наличия усилия при отсутствии борьбы. Из пассивного, обусловленного борьбой со сном положения, усилие самовоспоминания переходит в активную позицию, становится «средством передвижения», начинает и выигрывает. А человек из «номера четыре» становится «номером пять» в младенчестве. Но в переходном периоде происходит приравнивание всей проделанной Работы к нулю – процесс очень разрушительный для личности, сформированной вокруг «саморазвития», аналогичный выходу цыпленка из яйца.

В конце января я вернулся в Петербург, привезя свою студию и все еще продолжая заниматься музыкой. И, сидя за компьютером, снова пропадал в отождествлении. И затем наступил перекресток.

2. Цель, срок, вера.

А если сработает?
Наконец, видимо, стало совсем невыносимо. Эта любимая идея последних лет о том, чтобы «делать то, что нравится и помнить себя» терпела полное поражение. Снова и снова отождествление с тем, что делаешь, подтверждало простой факт: такой подход является самообманом уже в начальной расстановке приоритетов, если целью является именно развитие сознания, а не что-то еще.

Все это привело к глобальному жизненному перекрестку, проходящему на фоне витающей в воздухе идеи о том, что человек всегда получает только то, что выбирает. 1 марта совершенно неожиданно, я поверил в это (видимо, не во что было больше) и ухватился, как утопающий за соломинку. То самое: а что, если это – правда? Деваться было просто некуда: я был уже девять лет в Школе и за это время растерял всю веру в возможность пробуждения и был на краю ухода с головой в обычную жизнь. И за последние несколько лет мне не встречалось ничего более невероятного и, одновременно, столь простого и доступного для практической проверки на моем уровне. Это был последний шанс.

Совесть.
Во-первых, сразу стало ясно, что если я не сделаю практических шагов прямо сегодня, сейчас же – возможность будет упущена навсегда в этой жизни. И даже попытка вначале проверить этот подход на чем-то «более реальном», будет лишь подтверждением неверия в Чудо. Надо было начинать с цели жизни – и жизни, проведенной в Работе над собой. Из ума пришел готовый ответ в стиле «да», «есть» и «так точно»: «моя цель – пробуждение, становление сознательным человеком».

Здесь и произошло одно из самых, пожалуй, удивительных открытий в Работе. Оказалось, что этой цели нет, и не просто нет! Не просто вместо нее обнаружилось много разнообразных маленьких целей (заниматься музыкой, путешествовать, любить и. т. д.), среди которых было и «присутствие в настоящем» — нет! Сама мысль о становлении сознательным, человеком №5, 6, 7, о создании высших тел, бессмертии вызывала в эмоциональном центре реакцию из смеси насмешки, смущения, неверия, самоуничижения и сарказма.

Оказалось, что внутри «меня» жило два человека, никогда раньше не встречавшихся. Один усердно и бескорыстно делал усилия быть в настоящем моменте, помнить себя, не выражать негативные эмоции. Другой – давно молчаливо согласился на провал в Работе и потому сосредоточился на более «реальных» и достижимых целях жизни. Стало ясно, почему усилия по пробуждению не приводят к цели – потому что они бесцельны. Сформированная во сне «рабочая» личность под маской благородного смирения давно определила провал в Работе. Теперь совесть дала возможность это увидеть. Проливая свет внимания и краснея от «стыда», пришлось начать соглашаться с неизбежностью своего пробуждения, начать с благодарностью и радостью принимать свою сознательную судьбу.

Второй удар по сформированной «рабочей» личности пришел, когда надо было ставить срок пробуждения. Сколько? День? Хороший срок, чтобы подорвать волю и с облегчением решить, что ничего не получилось, чудес на свете нет. Год? Совесть и тут отреагировала: хитрый трюк, за это время забудется любая цель. Ответ пришел: месяц (продленный до сорока дней). Срок, достаточно долгий, чтобы преуспеть (после девяти-то лет), и достаточно короткий, чтобы не забыть про ожидаемый результат. Очень неприятный срок. Вдобавок пришлось записать цель и взять упражнение каждый вечер записывать любые подтверждения происходящих изменений, регистрировать высокие состояния, как свой нормальный и законный уровень бытия.

Третий и самый неприятный удар пришел неожиданно. Основным условием всего подхода было не иметь сомнений, то есть, действовать так, словно неизбежно достигнешь, даже уже достиг цели, уже этим обладаешь. Тут совесть сказала: если будешь держать эксперимент в секрете – значит полностью не уверен. Значит, если не получится – никто не узнает. Значит, если никто не узнает – не получится. Так открылась еще одна сторона сопротивления машины пробуждению. Пришлось говорить, хоть что-то, хоть как-то, сквозь ураганный ветер сопротивления.

Итак, гитара была убрана в чехол, а цель записана в утвердительной форме. Теперь все время дня должно было быть посвящено усилиям – вспоминанию себя, работе для Школы и друзей, чтению соответствующей литературы, но самое главное – вере, от момента пробуждения утром и до засыпания вечером. Месяц, всего лишь месяц, один раз в жизни я смог бы так. А если уж не сработает и это – не сработает уже ничего. Удивительные перемены начали происходить на третий день, а через неделю не осталось сомнений, что это сработало.

Волк в пастушьей шкуре.
Попытка выбрать или осознать цель своей, посвященной развитию сознания, жизни, может показать ее отсутствие и дать ясное понимание слов Гурджиева об отсутствии у человека единства, понимание о своей «воле», как результирующей многих мелких желаний.

Это место в Работе охраняется очень надежно. При попытке обратить туда внимание восстает до сих пор помогавшая «рабочая» личность, потрясая рабочими идеями, личными проверками и пониманиями. Это место – та самая пустыня, где дьявол предлагает три уловки для отвлечения от сознательного выбора цели пробуждения и дальнейшего развития, три искушения Христа.

Первая уловка гласит: ты уже чего-то достиг, уже помнишь себя, просто делай больше усилий (ты уже можешь делать камни хлебами). Для ее раскрытия требуется «разуть глаза» на примеры жизни некоторых сознательных, чтобы испытать большое разочарование в результатах своих усилий.

Вторая уловка гласит: судьба человека в руках Сознательных Сил, никто не может сам знать и выбирать свою судьбу (ангелы Его позаботятся о тебе). Чтобы пройти ее, придется проверить, что простое следование или не следование форме Школы и Работы, ее упражнениям и практикам – это не ответ. Ведь «плох тот солдат, который не мечтает стать генералом».

Тот, кто обошел и эту уловку, и остаться в Школе, в Работе, подвергается «последнему искушению Христа» — обладанию царствами мира. Оно приходит в двух видах: человек попадается собственно на цель низших функций (полагая, что пробуждение – это конец Пути) и сознание останавливается в развитии или же вообще отказывается выбрать какую-либо (сознательную) цель (поскольку «саму цель ставят низшие функции, а мое дело – работать и быть в настоящем») — и то и другое суть одно и то же (подтверждение того, что не существует Царства Небесного – дальнейшего развития Высших центров после пробуждения).

Человек, прошедший и это испытание, естественным образом приходит к тому факту, что цель жизни и Работы лежит далеко за пределами пробуждения и психологической смерти его «я», связанного с саморазвитием. С уровня обычной психологии Работа, наконец, переходит в сферу Чудесного, и дух захватывает от того, на что мы замахнулись.

3. Обелиск безобъектного стремления.

«Ревнуйте о дарах больших».
Как малая разница в давлениях создает лишь слабый ветерок, так невысокая цель не требует интенсивной работы. Полезно задать себе вопрос: если моя цель – «быть в настоящем», что это значит для моего эмоционального центра (по ошибке называемого «меня»)? Что для «меня» значит «стать сознательным», «бессмертным»?

Присутствие под контролем.
Я сижу на стуле и помню себя. Осознаю комнату, звуки (машины шумят за окном, рядом тикают часы), положение тела. Приходят мысли, пропускаю. Вот эмоциональный центр, чувствует. Я есть. Здесь и сейчас. Последовательными усилиями не позволяю себе отвлекаться и удерживаю это состояние.

Как странно понять, что человек, пробуждая сознание, изо всех сил старается удержать его отождествленным с таким самоцентрированным уровнем. Это все равно, что, бросая камень, не разжимать пальцы и удивляться, почему он не летит? Сознанию поставлены жесткие рамки: ты просыпаешься на моих условиях, так, как я это понимаю. А машина не способна понять сознание. Вот и болтается уровень сознания вокруг отметки 2.9 под поверхностью воды, иногда очень близко. Иногда вырывается наружу, но усилием вспоминания «себя» тут же утаскивается обратно.

Если вспомнить описания действительно пробужденного сознания (хотя и сделанные, конечно, через низшие функции), то все они говорят о растворении индивидуальности, про все и ничто, единое и неделимое, бесконечно превосходящее масштаб личных усилий присутствовать к своей механической жизни.

Свобода – это масштаб.
Если идея пробуждения связана даже с опытом наивысшего состояния сознания, нами пережитого – это тоже будет постановкой низкой планки своей цели. Даже такой опыт мало общего имеет с реальностью и не может вдохновить на длительную Работу. Иметь целью известный, даже самый высокий опыт, сводит работу на уровень обычной психологии и со временем убивает Чудесное.

Такая цель не требует постоянной работы Высших центров для ее достижения, не обязывает их к пробуждению, но наоборот, постоянно обязывает к засыпанию опять на самоцентрированный масштаб личных усилий.

Как же вырваться из западни усилия по самовоспоминанию, которое становится препятствием сразу же, как только сработало? Ключом к свободе является масштаб. Комната, зрение и слух, являвшиеся до сих пор реальной опорой для выхода из воображения, теперь становятся тесны. Ведь за окнами комнаты много других комнат, много домов и людей в них. Земля несется по орбите вокруг солнца… Но так это не ра
8000
ботает. Масштаб не может быть двигательным, он должен быть эмоциональным, что приводит нас к естественной эмоциональной единице измерения в следующем масштабе – к человеческой жизни и ее цели. Осознанность на масштабе человеческой жизни – естественная характеристика третьего состояния сознания. Эмоциональный и интеллектуальный центры должны лишь сказать «да» такому масштабу восприятия. И этим «да» будет выбор цели жизни (а, точнее, смерти). Как сказал Леонардо да Винчи: «Я думал, что учусь жить, но учился я умирать».

Безобъектное стремление.
«Низшее не может видеть Высшее». Как же сформировать цель пробуждения, если все, что знают низшие функции – это низшие функции? Слова из сказок «то, чего не может быть», «пойди туда – не знаю куда, найди то – не знаю что» являются одной из наиболее точных карт для путешественника в непознаваемое. Вера в то, что любая цель, даже такая, неизбежно достижима, что человек приговорен к свободе выбора, является лучшим проводником.

По моему опыту такая вера не приходит в результате проверок и в этом один из трюков второго сознательного толчка. Вера здесь – это результат намеренного выбора. Вначале выбираешь то, во что поверить, а затем идешь по воде, «по вере вашей да будет вам». Считать невероятное и непостижимое реальностью (а видимый мир – сном) – это и есть «тесные врата и прямой путь, ведущие в жизнь». Поскольку единственное, что нельзя познать во сне – это пробуждение.

Как же идти? Как учили, действовать так, словно уже обладаешь. Желание иметь что-либо лишь подтверждает отсутствие. Как же желать то, чего не может быть, да еще так, словно уже это имеешь? Как иметь цель без стремления к ней? Благодарность является такой формой подтверждения существования. Зрение, когда что-либо существует, видит. Слух – слышит. Сердце – чувствует. Благодарность за что угодно заставляет это быть. Безобъектная благодарность Высшим Силам обязывает Высший эмоциональный центр к пробуждению. Безобъектная благодарность и есть правильная работа эмоционального центра, который представляет из себя просто эмоцию, без ничего – объекты желаний (мысли, вещи, события, люди) приходят из других низших центров и привязывают эмоциональный центр к иллюзии.

Да и вообще, для жизни на Земле достаточно работы трех низших центров (инстинктивного, сексуального и двигательного) – эмоциональный и интеллектуальный центры могут свободно работать для невидимого мира Высших центров, Истинного Я, без ущерба для жизни машины.

Самовоспоминание является вначале тем самым практическим инструментом создания моментов присутствия – кирпичей будущего «монумента веры» и строительными лесами для создания безобъектного стремления в эмоциональном центре. Поначалу, как только леса убраны, здание сразу рушится и для закрепления результатов строительства в бытии необходима длительная работа по вспоминанию себя. Затем этот обелиск «бессловесной молитвы сердца» остается просто благодаря осознанию его цели. Здесь самовоспоминание должно уйти, чтобы вернуться на новом уровне. И тогда оказывается, что все это происходило во сне под названием «работа над собой», которая еще и не начиналась… Так происходит разотождествление с усилиями по присутствию в настоящем моменте и пробуждение Самого присутствия.

4. Некоторые из последствий второго сознательного толчка.

Цель – лишь средство.
Когда безобъектная цель более-менее установлена как эмоция благодарности, главным становится усилие помнить испытывать ее, как раньше «помнил себя». Постепенно благодарность становится частью настоящего момента, как зрение и слух. Когда благодарность становится достаточно постоянной, усилие также становится достаточно явным для отделения себя от него и наблюдения за ним. Просто, в какой-то момент начинаешь осознавать саму Волю, как свойство своего Бытия.

Когда человек начинает работу из второго состояния сознания, ему необходимо выбрать и помнить большую безобъектную Цель, чтобы создалось усилие, как ветер создается при разнице в давлениях. Когда этот процесс перестает требовать всего внимания, приходит осознание этого явления, как единого, как проявления воли, осознание у себя этой способности, как силы мышц или голоса. Эта способность, как одно из свойств единого Я, освобождает от необходимости иметь цель, чтобы Быть. Все становится с головы на ноги – человек обладает волей и потому Я Есть и способен Делать. Поскольку это способность явная, осознанная, но при этом невидимая, неосязаемая, безобъектная уже – направляться к целям за пределами физического мира является ее естественным свойством.

Коррекция мышления.
Однажды фраза «у меня было высокое состояние» вызвала удивление и заставила подкорректировать свое мышление. Из Системы Гурджиева-Успенского выходит, что сознание – это Есть Я, а все, что его «производит», «поддерживает», «продлевает» или «имеет» – это низшие функции, «он» или «она». И пока «я» думаю и говорю о сознании в третьем лице, это создает в уме надежную преграду к пробуждению. Перемена мышления и речи за счет своего постоянства косвенным образом воздействует, расслабляя спазм «я» в эмоциональном центре, делает его просто «моей душой». Говорить о себе на существующем языке становится совсем неудобно, но это потому, что сам язык, который мы изучали в школе, это язык кухни и дворницкой.

Процесс умирания.
Шли постановки балета «Дочь Фараона» в Милане. Я смотрел ее четвертый вечер подряд и все никак не мог полноценно воспринять из-за своих музыкальных предпочтений. И вдруг (как всякий раз в том году) внезапно пришло освобождение от вкусов и предпочтений в искусстве. Ощущение было, словно расслабился давний спазм в эмоциональном центре, реальный опыт «отпущения грехов». В последующие дни выяснилась глубина моей «греховности», потому что таких спазмов расслабилось множество. Практически все, что мною считалось эмоциями, на деле оказалось такими «спазмами», явлением того же порядка, что и «негативные эмоции».

То, что скрывалось под термином «негативная эмоция» (и эмоция вообще) – это двойная эмоция, вызывающая более или менее сильную судорогу эмоционального центра. Запрограммированная воспитанием реакция эмоционального центра, производимая одновременно с его естественной реакцией на стимул. Требуется очень сильное отождествление и вся доступная энергия, чтобы заставить эмоциональный центр производить одновременно две реакции (выученную и естественную), зачастую совершенно несовпадающие. Эмоциональный центр взрослого человека постоянно производит реакции на собственные реакции. Выученный круг эмоциональных реакций определяет «я» и «не я». Напряжение, возникающее между реакцией на стимул и одновременной реакцией на реакцию, ошибочно называется эмоция. Таким образом, вся «работа с негативными эмоциями» оказалась полным воображением, негативных эмоций просто не существует. Для человека номер четыре отождествление является корнем всего зла. Отождествление с эмоциональным центром (внутреннее учитывание по Успенскому) – это и есть второе состояние сознания, внешнее учитывание – еще одно название для третьего состояния, отделение сознания от функций.

Внешнее учитывание иногда приводит к интересному осознаванию человека с его миром, как единого целого. Каждый человек живет в своем мире, как в невидимом яйце, а когда открывает рот, то говорит тот мир, который видит, где живет, который сам выбрал.

Начало Второго Рождения.
Я проснулся около четырех утра. Все тело вибрировало от энергии, она распространялась волнами. Я осознавал себя, и тело словно еще не проснулось. Это продолжалось какое-то время. И затем, внезапно, я стал женщиной. Счастье этого переживания чудесно, я наслаждался им около получаса. За это время стало ясно очень многое о Максиме, его манерах, внешнем виде, одежде, музыкальных вкусах, депрессиях, отношениях и друзьях. Утром Максим встал, подстригся, сменил гардероб и еще многое другое. Можно сказать, что он стал, наконец, человеком.

Сама сексуальная энергия, сам сексуальный центр – бесполый. Он равно участвует в выборе, как друзей, так и сексуальных партнеров и руководствуется в этом характеристиками сущности, внутренней химией. То, что имеет пол – это тело, которое «мыслит» инстинктивным центром. Сексуальная энергия, активная и творческая, неизбежно используется любым доступным способом. В случае отождествления энергии (сознания) с низшими функциями машины, эта энергия находится под контролем инстинктивного центра и окрашена мужским или женским полом тела.

Независимо от этого, астральное тело – женское. Со временем, когда моменты присутствия в настоящее складываются в продленное присутствие, оно (Я) обретает форму, женскую нефизическую форму самосознания. Этой трансформацией Высший эмоциональный центр обретает реальное бытие, осознает себя, как цельное Существо. С этого момента начинается процесс кристаллизации Высших тел.

Со слов Гурджиева: «Можно сказать, что «астральное тело» необходимо для полного и надлежащего функционирования «высшего эмоционального центра» в унисон с низшим. Или, что «высший эмоциональный центр» необходим для работы «астрального тела».

Астральное тело освобождает сознание человека от законов сущности и переводит в мир впечатлений. Какому бы воздействию ни подвергалось тело, Я получает лишь впечатления различного характера и ничего, кроме впечатлений. Все лишь видимость, слышимость, чувствуемость… И Я Есть отдельно от впечатлений, на меня нельзя «произвести впечатление», поскольку Я Есть часть другого мира – царь в голове.

Школа.
Теперь подошел момент осознанного выбора и во внешней жизни с новых внутренних позиций: пробуждаться в «этой Школе» или вне ее. По различным причинам, выбор пал на «эту Школу», опять в качестве последнего эксперимента. Потом я развернулся лицом к той Школе в которой был девять лет, из которой собирался уходить и где теперь собирался остаться и… Не нашел ее. Все мои попытки осознать, увидеть Школу, показали одно: я не в Школе, я не осознаю себя в Школе.

Словно та колесница, которая исчезает, если отнять все, что ей не является – колеса, сиденье, оглобли, лошадей. Где же колесница? Где Школа? Удивление мое было велико. Результатом же стало очередное «поднятие взора». Постепенно начал открываться истинный масштаб Школы и Работы, начинающейся где-то в невидимом мире и продолжающейся через всю историю Земли.

Март – ноябрь 2007.

Резюме 2009 г.
Да, это верно, все люди получают только то, что выбирают. «Просите – и дано вам будет». Только вот само знание и использование этого закона еще ничего не означает. Сам этот закон – всего лишь занимательный фрагмент большего знания, игрушка для взрослых.

Пояснить это могут слова Гурджиева: «Человек номер четыре не рождается готовым. Он рожден как номер один, два или три, и становится номером четыре только в результате определённого рода усилий. Человек номер четыре — это всегда продукт школьной работы. Он не может ни родиться, ни развиваться случайно, в результате ординарных влияний, воспитания, образования и тому подобного; человек номер четыре уже стоит на уровне, отличном от уровня номер один, два и три; он имеет постоянный центр тяжести, состоящий из его идей, его оценки работы, его отношения к школе. Вдобавок, его психические центры уже начали приходить в равновесие; в нём один из центров не может иметь такого преобладания над другими, как это бывает у людей первых трёх категорий. Он уже начинает познавать себя, начинает понимать, куда идёт».

«Человек номер пять уже достиг кристаллизации; он не может измениться так, как изменяется человек номер один, номер два или три. Но нужно отметить, что человек номер пять может появиться в результате как правильной, так и неправильной работы. Он может стать номером пятым из номера четвёртого; но он может стать номером пятым, не побывав номером четвёртым. В этом случае он не способен развиваться далее, стать номером шестым и седьмым. Чтобы сделаться номером шестым, он должен вновь расплавить свою выкристаллизовавшуюся сущность, намеренно утратить своё бытие в качестве человека номер пять».

Всегда существует возможность «палить из пушки по воробьям» — использовать «закон притяжения» для целей тела, мыслей или эмоций, считающих себя «я». Главный вопрос не в том, как получить то, что хочешь, а в том, как же выбрать наивысшую из возможностей человека создавать следующие тела посредством Самовоспоминания.

Второй сознательный толчок – это «то, чего не может быть и чтобы мало не показалось». Как говорил Г. И. Гурджиев: «Кутить, так кутить с пересылкой». Подобный, выражаясь новомодными терминами, «запрос к Вселенной», действительно сделанный искренне, откроет много Чудес, что сейчас скрыты, как наверху, так и внизу. И мало не покажется.

Кто следующий? Тому удачи! И «пристегните ремни»…

Максим

Другие статьи по теме:
Самовоспоминание — наркотик третьего тысячелетия
Четвертый Путь для «чайников»
Притча о Волшебнике

Словарь терминов:

(составлен Джирардом Хейвеном)

Четвертый Путь.
Путь пробуждения с гибкой и изменчивой, как сама жизнь, фиксированной внешней формой.

Отождествление. Состояние сознания, когда внимание направлено куда угодно, кроме самого Себя.

Воображение. Неконтролируемая работа ума.

Машина. Физическое тело и четыре низших центра, им управляющие, с точки зрения того, что вся их деятельность происходит автоматически и механически в ответ на стимулы.

Человек номер один. Человек, чей центр тяжести находится в двигательном или инстинктивном центре.

Человек номер два. Человек, чей центр тяжести находится в эмоциональном центре. Человек номер два находится под влиянием своих симпатий и антипатий.

Человек номер три. Человек, чей центр тяжести находится в интеллектуальном центре. Для человека номер три, в большей чем для других степени, важны доводы, логика и идеи.

Человек номер четыре. В узком смысле, человек в школе пробуждения. В более широком смысле, это человек, который работает в сторону пробуждения, и который понимает себя достаточно, чтобы начать отделять себя от своего механического центра тяжести и заменить его «центром тяжести», помещённым в работу. Это значит, что человек номер четыре реагирует на раздражители в соответствии с тем, как они соотносятся с его целью пробудиться, а не с тем, какой из низших центров они затрагивают.

Человек номер пять. Человек, чей центр тяжести находится в Высшем Эмоциональном центре. Человек номер пять полностью объективен по отношению к себе.

Человек номер шесть. Человек, чей центр тяжести находится в Высшем Интеллектуальном центре. Человек номер шесть видит и себя и мир объективно.

Человек номер семь. Человек, достигший всего, что возможно для людей. Человек номер семь обладает полным единством, волей, и сознанием, которые не зависят от его функций.

Четыре низших центра. Инстинктивный, двигательный, эмоциональный и интеллектуальный центры.

Сущность. Качества человеческой машины, присущие ей от рождения, как, например, физические характеристики, тип тела, центр тяжести и алхимия. У большинства людей сущность развивается только первые шесть или семь лет жизни, после чего она оказывается почти полностью закрытой ложной личностью. Поэтому, переживание сущности часто сопровождается чувством детской свободы и беззаботности.

Совесть. Эмоциональный аспект сознания.

Высшие центры. Высший Эмоциональный и Высший Интеллектуальный центры. Высший Эмоциональный центр способен постигать взаимосвязь всех вещей и является местом пребывания сознательной любви и сострадания. Высший Интеллектуальный центр постигает законы, управляющие всеми вещами, и является местом пребывания сознательной мудрости.

Первое состояние. Состояние сознания, обычно именуемое сном.

Второе состояние. Обычное состояние сознания большинства людей, в котором они действуют и реагируют, мало или вообще не осознавая самих себя, то есть, без самовоспоминания. По этой причине его называют «сном».

Третье состояние. Состояние сознания, вызванное усилиями само-воспоминания, в котором человек отстраняется от своей личности и наблюдает её объективно. Это состояние характеризуется само-осознанностью и отсутствием отождествления и воображения, но ему не достаёт способности быть полностью объективным по отношению к внешнему миру.

Четвертое состояние. Объективное сознание.