Этапы развития личности (часть 2)

Этапы развития личности, как я уже говорил в первой части статьи, можно условно поделить на социальные (первые три этапа), и следующие за ними – духовные этапы развития. Большинство людей переживают страдание, когда им нужно делать что-либо для других, и получают удовольствие, когда другие стараются ради них. Это – типичный бытовой эгоизм. Именно за этой чертой происходит настоящий перелом мировоззрения.Этапы развития личности, как я уже говорил в первой части статьи, можно условно поделить на социальные (первые три этапа), и следующие за ними – духовные этапы развития. Большинство людей переживают страдание, когда им нужно делать что-либо для других, и получают удовольствие, когда другие стараются ради них. Это – типичный бытовой эгоизм. Именно за этой чертой происходит настоящий перелом мировоззрения. До этого человек жил для себя, ощущал напряжение, унижение, раздражение, беспокойство, жадность, гнев и др. переживания. За этой чертой, эго ломается, и человек переживает облегчение. После этого он, как говорил учитель Карлоса Кастанеды, идет по жизни, «слегка ко всему прикасаясь». В этой части статьи описаны последующие три этапа развития: блаженный, мудрец и просветленный.

Четвертый этап развития личности — этап блаженного. Человек на этом этапе отпускает хватку за эго и чувство собственной важности. Я бы назвал этот этап истинным взрослением, потому что теперь человек способен по-настоящему, искренне проявлять заботу о других. Человек с первых трех этапов развития в этом не заинтересован. Даже чтение этих строк в нем может вызвать уныние. И, напротив, заинтересованность в этой теме, говорит о том, что человек как бы готов, он уже рядом с мостом, который суждено пройти с третьего этапа развития личности до четвертого. Сам переход может быть длительным, и если не применять специальных методик и осознанной мудрости, взросление до четвертого этапа занимает десятилетия, и может таки не произойти.

В чем смысл и радость того, чтобы жить ради других? Что подразумевается под развитием на этом уровне по сравнению с третьим этапом развития? Чтобы это понять, можно задать себе иной вопрос. В чем смысл и радость того, чтобы жить для себя? Бывают ли по-настоящему счастливы люди на первых этапах развития? Если немного утрировать, то человек, живущий для себя, желает подчинить себе мир, и хочет обладать всеми благами. Будет ли счастлив такой человек, если его желание исполнится? Он будет бесконечно одинок. Чтобы общаться по душам с близкими людьми, необходимо открываться. Когда душу обжигает огонь жадности, открываться болезненно и страшно. Прежде чем вылиться из сосуда души, лава властолюбия обжигает тело своим холодным огнем.

На четвертом этапе развития восприятие обретает новую глубину, и человек становится еще более чутким, внимательным. Он видит, что мудрость не знает эгоизма, и постоянного стягивания одеяла на свою сторону. В своей дальновидности он знает, что ненависть, ложь, жадность и корысть не приводят к счастью. Если речь идет об исполнении желаний, это дает лишь краткий миг удовлетворенности, затем бесконечная гонка за иллюзорным будущим продолжается.

На четвертом этапе развития, человек чувствует страхи и ложные стимулы других людей (с первого по третий этап), но возвеличенного осуждения в нем это не вызывает. Скорей наоборот, он сострадает тем, кто пребывает в невежестве. Если проанализировать, большинство людей на первых этапах развития тратят большую часть времени и денег впустую, или даже во вред себе. Хорошо отработанный третий этап развития, дает человеку силу социального уровня. На четвертом этапе человек обретает определенного рода мудрость в том, как этой силой распоряжаться.

Достаточно подробно об этом этапе развития я говорил в статье «вера и знание». Здесь же приведу несколько цитат оттуда: «Святой счастлив, т.к. он не заботится о себе. Он любит жизнь, не тратит времени на бесконечные обдумывания и рефлексию, которая затрачивает 90% энергии человека. Можно сказать, что смысл его жизни – в созидании, в действии, которое оборачивается благом для тех, кто рядом. Невозможно избежать страданий и пустоты, когда эго отстаивает свои позиции, и не происходит никакой самоотдачи».

Пятый этап развития. Это – этап мудреца. Переход с третьего этапа на четвертый – один из самых сложных, как в плане переживаний, так, зачастую и в плане событий. Поэтому в наше время встречаются люди с хорошими наработками последних этапов, при этом раздувающие чувство собственной важности до предела. В идеале, этапы развития прорабатываются один за другим.

Если на третьем этапе развития человек учился управлять событиями на социальном уровне, на пятом, он обучается управлять собственным сознанием, что приводит к определенного рода контролю событий на уровне метафизическом.

Если человек хорошо проработал четвертый этап, на пятом его мудрость обретает еще большую глубину. Почему возникают войны? Почему существуют болезни? Почему люди страдают? Именно на пятом этапе развития мудрость достигает глубины, когда вмещает в себя понимание этих вещей. Сущность происходящей жизни не ограничивается рамками типичного понимания того, что является справедливым, а что нет. Мудрец осознает причину и следствие. Каждое явление происходит не случайно, но является драгоценным уроком, который вносит в пазл жизни новый элемент, дополняющий восприятие целостной картины мира.

Видение скрытых процессов на пятом уровне развития личности происходит с глубинных ракурсов. Все механизмы жизни начинают вскрываться на этом уровне. Если переход с третьего этапа развития на четвертый характеризовался преодолением чувства собственной важности, прохождением через стыд, вину и перелом в чувствах, на пятом уровне человек проходит через разочарование в мирских идеалах. Если четвертый уровень не был отработан, и человек не научился любить, происходящее на пятом этапе развития вызывает ощущение обреченности. Однако сейчас сила различения, чуткость и дальновидность находятся на чрезвычайно высоком уровне. Поэтому, за разоблачением мирских иллюзий, следует разоблачение иллюзий духовных. Разочарование, обреченность, бессмысленность – такие же иллюзии, как и все остальное.

На пятом этапе развития личности, человек ясно осознает мудрость эволюционных уроков, через которые ему суждено проходить. Похоть, раздражение, жадность, зависть, чувство вины, обреченность и др. переживания даны, чтобы он становился сильней. Они стимулируют сознание, заставляют его расширяться, чтобы человек не растворялся в грубых иллюзиях. Тяжелые переживания заставляют на подсознательном уровне развивать силу восприятия и различения, чтобы благодаря этим сильным качествам зрелого сознания обрести способность переваривать, и растворять негативные переживания. Если же предыдущие этапы развития были хорошо проработаны, на пятом этапе развития человек способен обретать тончайший баланс во всех явлениях, в каждый момент жизни. На этом уровне, человек реагирует на жизнь сообразно ситуации. Он уравновешивает то, что происходит здесь и сейчас на очень тонком уровне.

Шестой этап развития личности. Это – просветленный человек. При переходе на этот этап, переживается познавательный шок. Сказать, что при этом человек удивлен, или даже изумлен – ничего не сказать. Просветление – это разоблачение неведения и приход к истине. На уровне событий человек может жить совершенно обычной жизнью, даже особо не выделяясь в толпе, или в разговоре. Но в душе у этого человека все совершенно иначе. Если переход с третьего этапа развития на четвертый был революцией в чувствах, переход на шестой этап характеризуется революцией сознания.

На этом этапе развития восприятие достигает пика, и человек видит все как есть. Он видит, что жизнь существует прямо сейчас. Он осознает прошлое и будущее как иллюзии в уме. Он видит, что все так называемые события – это просто мысли, в которых обыватель спит. На этом этапе личность переживает тотальный катарсис, замыкание на себе и растворение. Сама личность осознается как “объект” чем-то еще более глубинным, воспринимающим личность со стороны, стоящим поверх человеческой жизни. Личность ощущается в истинном свете, как пучки преходящей ментальной энергии, которая центрировалась, сплеталась в области головы, горла и в области сердца. Все, что человек знал о жизни, на этом этапе развития воспринимается, как иллюзия. Мир человека – это мысль о мысли.

Основные характерные черты этого этапа развития – прекращение страданий, облегчение и отсутствие каких-либо личностных желаний. Другая характерная черта – осознание жизни как совершенно спонтанного явления. Просветленный человек осознает самого себя, как ощущение бытия, присутствия, единственным качеством которого является созерцание, восприятие. Зритель не вмешивается в процесс. Жизнь происходит спонтанно, сама собою, в силу ее внутренней энергии.

Само просветление – это осознание того, что есть здесь и сейчас. В этом осознании сам человек воспринимается, как одно из многих явлений, спонтанно возникающих в присутствии бытия. Понять, что это такое человеку с более ранних этапов развития невозможно. При ознакомлении с этим как с теорией, могут возникнуть оценки. Однако, все это не более чем мысли, которые одно и то же явление в разное время оценивают по-разному.

Если человек с другого этапа развития, переживет свободу спонтанного бытия свойственную просветленному, он поймет, ради чего живет.

В разное время, мы иногда перескакиваем на продвинутые уровни и все понимаем, затем спускаемся, и происходит забывание. Так происходит в силу неотработанных программ с предыдущих этапов развития личности. Сам процесс развития – является центральным, самым важным аспектом человеческой жизни. Поэтому переход с одного этапа развития на другой – «событие» величайшей важности, событие, с которым не сравнятся никакие материальные блага.

© Игорь Саторин

Статья “Этапы развития личности” написана специально для progressman.ru
Допускается свободная публикация при сохранении целостности текста, с указанием источника и автора.

Адрес документа на сайте: http://progressman.ru/2009/08/levelup2/