Религиозные деятели наподобие буддистов призывают людей полностью отказаться от удовлетворения даже насущных личных потребностей. Якобы лишь абсолютный альтруизм делает человека совершенным. Политики-коммунисты вынуждают отказаться от частной собственности, тоже забыв про эгоизм ради светлого альтруистического будущего. И хотя все, кто практически воплощает эти идеи, проигрывают, люди продолжают верить в утопии, поскольку чувствуют: в них есть какая-то высшая правда. Какая?Многие философы видят причину страданий человека и в общества в эгоизме. Это верно и неверно одновременно.
Религиозные деятели наподобие буддистов призывают людей полностью отказаться от удовлетворения даже насущных личных потребностей. Якобы лишь абсолютный альтруизм делает человека совершенным. Политики-коммунисты вынуждают отказаться от частной собственности, тоже забыв про эгоизм ради светлого альтруистического будущего. И хотя все, кто практически воплощает эти идеи, проигрывают, люди продолжают верить в утопии, поскольку чувствуют: в них есть какая-то высшая правда. Какая?
Для простоты изложения темы в качестве примера рассмотрим взросление ребенка.
Первоначально ребенок так сильно зависит от матери, что даже не осознает своей зависимости от нее. Его восприятие мира подобно сознанию Адама и Евы до грехопадения. Ребенок принимает заботу матери, как само собой разумеющееся. Но однажды мать ненадолго исчезает, и ребенок познает первое в жизни зло – страдание из-за отсутствия матери. Когда мать прибегает на детский плач, ребенок познает добро – наслаждение от ее возвращения. Оказывается, мать может исчезнуть по непонятной причине. Это ужасно! После такого открытия ребенок наслаждается вдвойне, когда мать рядом. У него усилилась способность к наслаждению – вот в чем смысл перенесенных страданий. Не было бы страдания, не возникло бы и желания его избежать.
Страх перед новыми страданиями вынуждает ребенка как можно лучше осознавать свои потребности, что приводит к развитию эгоизма. Ребенок старается получить удовольствие любой ценой. Но с другой стороны ребенок лишенный эгоизма попросту не способен к самопознанию. Лишь благодаря эгоизму ребенок постигает: что ему хочется больше, чего не хочется никогда, каковы черты его характера, способности, талант и судьба. Думаю, никто не сомневается в том, как это важно.
Самопознание усиливает способность ребенка к наслаждению. Одновременно у него развивается самостоятельность. Ребенок перестает надеется, что мать всегда знает, как ему будет лучше. Он замечает: иногда мать даже мешает ему наслаждаться! Так в душе маленького человечка начинается пресловутое «грехопадение». Явно или скрытно ребенок пытается сам себя обеспечить наиболее сладкими, то есть запретными наслаждениями, отвергая опеку «творца», который из благодетеля превращается в противника, дьявола.
Действуя самостоятельно, человек вскоре открывает, что у эгоизма все-таки есть разумный предел. Если действовать в ущерб другим людям, они отомстят. Оказывается, не ты один стремишься к наслаждению. Поэтому стихийный детский эгоизм переходит в разумный эгоизм, основанный на балансе чужого и личного интереса. Типичное современное общество останавливается на этой стадии.
Стадия разумного эгоизма вынуждает человека присматриваться к другим людям, желая понять: а чего хотят они? Ведь не понимая окружающих, трудно быть успешным эгоистом, живущим в обществе. Но к счастью мы устроены так, что думая о чем-то, делаем его частью себя самого. Постепенно человек, изучая других людей, поневоле начинает отождествлять себя с их интересами. Возникает сочувствие, сопереживание. И у некоторых особо одаренных людей сочувствие превращается в альтруизм. Человек начинает получать наслаждение от удовлетворения потребностей других людей так, словно это его собственные потребности.
В нормальном обществе окружающие начинают уважать доброго человека, благодарить, оказывать ему знаки внимания. Альтруизм становится выгодным в точки зрения социального статуса. Когда это замечают эгоисты, не достигшие стадии альтруизма, они все равно начинают подражать действиям альтруиста, пытаясь тоже добиться уважения.
Однако, всегда остается немало людей, чей эгоизм настолько силен, что не переходит самостоятельно в стадию альтруизма. Успешное познание человеческих слабостей лишь превращает эгоистов в еще более ловких обманщиков, эксплуататоров и воров.
Тогда на помощь духовной эволюции человека приходит природа и посвящает его в любовь. Любовь — это примитивное, животное чувство, но человеческое сознание делает его важным этапом духовного развития. В голове звенит первый звонок – и эгоист безумно влюбляется в постороннюю женщину. Звенит второй звонок – и эгоист начинает больше собственной жизни любить своего ребенка. Не говоря уже о родителях, которых большинство людей любят с детства.
Так неумолимая природа, поначалу слепив из человека эгоиста, сама внезапно делает его альтруистом, не давая даже опомниться и освоиться в новом качестве. Чем менее человек был альтруистом прежде, тем больше он допускает ошибок, превратившись в альтруиста поневоле и не умея верно себя вести. Богатый мужчина, оглушенный любовью к расчетливой кокетке, теряет богатство. Эгоистичная женщина, влюбившись в ребенка, чрезмерной заботой превращает его в чудовище.
Вот почему религия пытается сотворить из нас альтруистов прежде, чем слепая природа сделает то же самое за нее. Если заранее не научиться правилам жизни в новом качестве, альтруизм может показаться весьма болезненным.
Человек, пострадавший от последствий своего альтруизма, надолго разочаровывается в нем и надевает на сердце броню, которая искусственно прерывает его духовный рост, чем вызывает еще более мучительные страдания, причину которых закоренелый эгоист уже не способен устранить. Ему начинает казаться, будто страдания – неотъемлемое свойство жизни, которая полна скверны, что все люди злы и заслуживают только хорошей плетки или безжалостного уничтожения.
Вспомните, как происходят революции. Их начинают беззаветные альтруисты, не щадящие себя во имя блага других людей. Тогда почему они со временем превращающиеся в беспощадных тиранов? Потому что не научились искусству быть альтруистами.
Человек, разочаровавшийся в альтруизме, опасен для общества. Это пример неудачного взросления. Лишь человек, ставший альтруизмом вовремя и верно – идеал духовной эволюции человека.
Эгоист, настроенный только на получение материальных благ, способен удовлетворить лишь самые низкие, «животные» желания, которые в удовлетворенном виде вызывают чувство пресыщения. Пресытившись, эгоист начинает мечтать о высшем наслаждении, особенно если обладает человеческой, а не животной душой. Ему начинают казаться привлекательными вещи, над которыми он прежде смеялся – это бескорыстная дружба и любовь, уважение, благодарность, доброта. Но их невозможно получить, оставаясь эгоистом.
С другой стороны альтруист, настроенный только на отдачу материальных благ, рано или поздно придет к состоянию, когда ему уже нечего отдавать, и будет страдать вдвойне – во-первых, от нищеты, а во-вторых, от невозможности продолжения наслаждения альтруизмом.
Следовательно, эгоизм и альтруизм одинаково предназначены для удовлетворения наших потребностей. Просто эти потребности разного типа, и не надо путать одно с другим. Недаром сказано: «отдай Богу – Богово, а Кесарю – Кесарево».
Душа совершенного человека подобна башне от земли до неба. Надежная башня имеет крепкое основание. Если наш эгоизм, как сторожевая собака, не возьмется стеречь подступы к основанию, его растащат в разные стороны, и башня души рухнет вниз. Но если я, озабоченный охраной фундамента, вдруг позабуду, что фундамент предназначался для строительства башни до небес, то никогда не получу наслаждения от вида, который открывается сверху.
Альтруизм дает более совершенное наслаждение, чем эгоизм. Альтруизм делает нас подобным Творцу, который есть – абсолютный альтруизм. Но в отличие от неистощимого Творца, человек одинаково хорошо должен быть настроен и на отдачу, и на получение. Прежде чем что-то отдать, сперва необходимо хоть что-нибудь получить, иначе альтруист превратится в «красноречивого» немого.
Мы развиваемся лишь в той мере, в которой осознаем свою индивидуальность. Но это развитие ведет к превращению индивидуальности в бесконечность.