За много лет праздного любопытства я постиг удивительную вещь – почти все знаменитые мистики, независимо от того, в какое время и в какой стране они жили, всегда говорили про одно и то же, только разными словами и для разных целей. Это похоже на алгоритм распознавания образа: вам долгое время показывают множество противоречивых картинок, и однажды вы вдруг понимаете, что между ними общего, после чего каждая следующая картинка из данного набора опознается мгновенно.Мое путешествие в увлекательный мир мистики началось много лет назад весьма банально — с поиска сюжетов для фантастических рассказов. Поскольку я писатель, то способен определить, когда сюжет действительно взят из жизни, а когда – высосан из пальца. Существуют отличительные черты невыдуманной истории. Например, Евангельская история с точки зрения мелких деталей – достоверная. Конечно, в качестве литературного произведения она не может доказать, будто Христос реально воскрес, но в том что ее персонажи взяты из жизни, я убежден.
Современные мистики в стиле Нью-Эйдж не обладают литературным талантом, мыслят штампами. Все пророки, духи, учителя, ученики, события, о которых они рассказывают, являются убогими клонами их самих. Личность автора в стиле Нью-Эйдж отчетливо видна за каждым литературным персонажем, его герои – как куклы на руках одного кукловода, который даже за ширму не спрятался. И чем примитивнее мистический опыт автора, тем заметнее подлог.
Поэтому я читал лишь переводы древних авторов, избегая своих современников. Моими учителями были суфии, даосы, каббалисты, хасиды, буддисты, индусы, древние египтяне, александрийские герметики, европейские алхимики. Кроме мистики я обожаю серьезные книги по древней истории. А вот художественную литературу, к сожалению, давно не читаю.
Мой интерес был чисто теоретическим – пресловутая жажда знаний. Ни разу я не пытался «достичь просветления», или использовать полученные сведения как-то практически. Тем более, что не особенно верил в положительный результат. До недавнего времени жизнь моя и без магии была вполне гармоничной.
Через несколько лет такого праздного любопытства я постиг удивительную вещь – почти все знаменитые мистики, независимо от того, в какое время и в какой стране они жили, всегда говорили про одно и то же, только разными словами и для разных целей.
Это похоже на алгоритм распознавания образа: вам долгое время показывают множество противоречивых картинок, и однажды вы вдруг понимаете, что между ними общего, после чего каждая следующая картинка из данного набора опознается мгновенно.
Более того – взгляды выдающихся мистиков прошлого настолько согласуются с научными открытиями последних лет, что совершенно непонятно, откуда у древних земледельцев и пастухов могли взяться настолько оригинальные мысли?
Не верю в теорию мадам Блаватской и теософов двадцатого века, будто издревле существует невидимое братство посвященных, которые трудолюбиво распространяют эзотерические знания как муравьи, бегая с материка на материк, или телепатируя их раз в день строго по графику. Это тоже литературный штамп – тот, что первым приходит в голову в качестве возможного объяснения, но противоречащий свидетельствам настоящих мистиков. А мистики говорили лишь про важность самопознания, духовного роста, победы над эгоизмом и стремления к Богу.
Поэтому у меня сложилось стойкое убеждение – на определенном этапе духовного развития каждому человеку, независимо от места, времени и общества, в котором он живет, открывается одна и та же высшая реальность, которую он пытается передать окружающим посредством наиболее понятных в его среде религиозных категорий, символов, логических рассуждений, аллегорий и притч.
Это мое убеждение, помимо богатого опыта в чтении чужих трудов, основано и на личном опыте. Не раз и не два совершенно оригинальные мысли приходили мне в голову неизвестно откуда и зачем, а через пару дней я находил их воспроизведенными дословно в чужой книге, случайно взятой с полки книжного магазина. Оригинальных идей в эзотерике не бывает. Бывают лишь подходящие или неподходящие условия для их восприятия.
Хотелось бы вкратце перечислить наиболее значительные идеи общемировой мистики. Пишу наспех, по памяти, могу немного ошибиться, извините, если это произойдет.
1. Не существует материи вне нашего восприятия ее. Ведические индусы это называют майей. Даосы и буддисты для постижения относительности материи предлагали знаменитый коан: как звучит хлопок одной ладонью? В Адвайте говорили об этом так: «тат твам аси» — «другое тоже есть ты». Каббалисты объяснялись еще подробней. А современная физика по поводу неразделимого единства наблюдателя и наблюдаемого накопила богатый фактический материал, который наиболее хорошо представлен в Общей Теории Относительности, а максимально поражает во время опыта с прохождением электронов через отверстие. Если фиксировать факт прохождения электрона через отверстие – то все электроны будет вести себя как отдельные частицы, если не фиксировать – то все электроны будет вести себя как единая волна. Зависимость закономерности от способа наблюдения поражает студентов до глубины души.
2. Соответственно, время и расстояние, как свойства материи, тоже существуют лишь относительно нашего восприятия их. С нашей точки зрения между Солнцем и альфой Центавра – четыре световых года. На самом деле — никакой разницы, все объекты – лишь ментальные феномены, в высшем смысле — пустотны и как бы вложены друг в друга. Последние исследования элементарных частиц фактически доказывают, что два разных фотона – это один и тот же фотон, как бы ни казался пока этот вывод безумным и неприемлемым.
3. Наш мир – мир действий, бесконечно обуславливающих друг в друга, но первопричины которых невозможно найти в пределах нашего мира. Четыре основных силы – гравитация, электромагнитизм, сила близкого ядерного взаимодействия и сила дальнего ядерного взаимодействия, никогда не будут сведены в единую теорию поля без выхода за пределы корпускулярного (квантового) мира, поскольку квант – не минимально возможное количество передачи энергии, а критический порог иллюзии существования отдельных объектов. Наиболее четко про мир действий и мир причин рассказывается в Каббале. Кабаллисты вообще создали в мистике самую четкую систему категорий, зато грешат эгоцентризмом, отказываются понимать чужую символику, а поняв – начинают доказывать, будто Платон, Пифагор, Будда, Лао-Цзы тоже учились у каббалистов. Иначе откуда бы они про все узнали? Забавно, что каббалисты демонстрируют стиль мышления мадам Блаватской, только всемогущих тибетских махатм в их версии заменяют вездесущие каббалисты.
4. Мир формируется как бы сверху-вниз, из миров с высшей энергетикой в низшие, причем каждый следующий энергетический «диапозон» является отражением предыдущего, но умножает разнообразие возможных сочетаний всего, прежде единого. Каббалисты в этой связи говорят «древо жизни Сефирот растет корнями вверх». У Платона миры идей предшествуют миру предметов. Процесс перманентного сотворения мира похож на отражение объекта в паре зеркал – возникает эффект бесконечного числа подобных объектов. Затрудняюсь сказать, кто из древних мистиков об этом не говорил. По-моему, так говорили все.
5. Поэтому каждый человек – это ты в другой жизни. Не знаю, как выразиться точнее. Буддисты говорят об «иллюзии отдельного существования». Представьте сон, в котором отсутствует время. Сначала вам приснится, будто вы Александр Македонский, который дожил до тридцати трех лет и умер. Вы проснулись и заснули опять, но теперь уже увидели себя в образе царя Дария, с которым воевал Александр. И так до бесконечности. Реинкарнация реальна лишь в этом смысле. С точки зрения пробудившегося не существует прежней жизни и будущей – каждое воплощение параллельно другому, а кармическая связь между ними – лишь логическая нить сновидения. Но если рассматривать этот процесс относительно индивидуального персонажа сновидения, то ему покажется, будто он последовательно попадает то в одну жизнь, то в другую. Вот почему буддисты в одних сочинениях отрицают реинкарнацию, а в других – подтверждают. Аналогично ведут себя прочие мистики. Надо всегда учитывать, что взято за начало координат, в которой рассматривается процесс. Геоцентрическая система координат имеет такое же право на существование, как гелиоцентрическая. Но для астрономии, например, удобна гелиоцентрическая система координат, а для навигации или астрологии – геоцентрическая.
6. Поскольку не существует реальности вне ее восприятия, то особенности характера человека определяют индивидуальную реальность, в которой живет человек. Нам кажется, будто наша реальность одна на всех и на 90 процентов так оно и есть, поскольку каждый человек – это ты в другой жизни. Но представьте, будто сначала вы заснули в хорошем настроении и наблюдали во сне лишь светлые образы. А в другой раз заснули с больным животом, отчего вас преследовали кошмары. Это очень грубая аллегория, но факт остается фактом: каждый из нас притягивает события, которые вызывают у него сильные эмоции. Если человек – расист, то его реально повсюду преследуют примеры вопиющей никчемности людей другой расы, и он искренне недоумевает, почему их не замечают другие? Да потому что они настолько фатально сконцентрированы лишь вокруг него. Поэтому, чтобы мир вокруг сделался лучше, надо очистить свое восприятие от предрассудков и самому стать лучше. Это главный рецепт всех религий, который сектанты регулярно меняют на противоположный. Сектанты для исправления мира всегда предлагают глобальную чистку его от нечисти, либо презрение к миру, полному нечисти и невежества. Хотя на самом деле невежественная нечистая сила – сами сектанты. Природа грешна лишь в той мере, в которой грешны мы.
7. Наши недостатки – это наш нереализованный потенциал. Каббалисты говорят: нет хороших и плохих человеческих человеческих качеств, есть только исправленные и неисправленные. Подобно индийским тантрикам, каббалисты утверждают: невозможно при жизни избавиться от желаний, которые воспринимаются как недостойные, поскольку они есть неотъемлемое свойство нашей материальности. Но все человеческие качества имеют в высших мирах здоровый корень, имеющий изначально благое предназначение, которое можно определить.
8. Все мистики главным условием духовного роста называют избавление от эгоизма. Если ради личного просветления и духовного роста ты причиняешь страдания другим людям, значит ты по-прежнему эгоист. Если твои мирские обязанности настолько обременительны, что без отказа от них у тебя нет условий для духовного роста, значит ты к нему еще не готов. В буддизме под желаниями, от которых надо избавиться, понимаются эгоистичные желания. Вопреки всеобщему заблуждению, Тантра в переводе означает «избавление от плоти, то есть – от «эго». В даосизме существует похожий термин – «избавление от трупа». В Бхагават-Гите под пресловутой «непривязанностью» тоже подразумевается непривязанность к эгоизму, а вовсе не равнодушие к обществу и родне, как пытаются истолковать современные кришнаиты.
9. Мы не можем отказаться от активной деятельности, продолжая существовать в мире действия. Любой призыв к такому отказу – лицемерие. Наиболее полно эта мысль зрения представлена в Бхагават-Гите. С точки зрения современной науки пределом существования материального мира является не минимальная материальная частица, а минимально возможная работа, а суть нашего мира – изменение.
В заключение хочется рассказать о предположении, которое у меня есть, но подтверждения которому пока не нашел.
Даже в инерционной системе координат время движется неравномерно. Событие, которое «случилось вчера», за один день «переместится» в прошлое на один день. А событие, которое якобы «случилось» миллион лет назад за то же время переместится в прошлое, допустим, на год. То есть чем дальше в прошлом от нас «находится» событие, тем быстрее оно удаляется в прошлое. Это как-то связанно с процессом расширения вселенной – чем дальше от нас галактика, тем быстрее она «удаляется».
Исходя из этого, нетрудно представить изначальный мир, который имел в своей истории всего семь дней (или даже один) и воспринимался как человеческая реальность лишь двумя существами – Адамом и Евой. Рождение их потомства с каждым новым поколением многократно умножало разнообразие совокупного восприятия мира, что вызвало его субъективный «рост» как бы в прошлое и будущее одновременно. Таким образом, мы постепенно пришли к современному миру, воспринимаемому нами как сущему якобы миллиарды лет, но с кардинально изменившимися, относительно первоначальных, законами природы. Даже кошмарные чудовища, согласно мифам окружавшие нас, в процессе расширения времени переехали в далекие геологические эпохи. Однако, еще раз повторю, что не знаю, откуда у меня возникло такое впечатление. В научной и мистической литературе я пока не встречал похожих идей, значит либо скоро найду, либо это фантастика.
Я сочинил эту статью, только чтобы мистики в стиле Нью-Эйдж задумались, как мало дают для ума книги Ошо и Кастанеды. В темноте они кажутся яркими, но при свете дня подобны обычным песенкам по сравнению с симфониями древних учений. Время – лучший экзаменатор. Если учение выдержало проверку временем, значит оно вечно. Я понимаю, что земному человеку важнее практический результат. Но в погоне за легкодоступной информацией он подчас напоминает белку в колесе.
Большинство современных эзотериков искренне жаждут исполнения только трех потребностей – богатства, здоровья, любви. Учителя дополнительно стремятся к власти или славе. И лишь немногие мистики ищут хотя бы понимания, не говоря уже о духовных потребностях. А уровень духовного развития определяется лишь нашими желаниями. Именно желания, а не ум, определяют истинную силу души. Можно иметь острый практический ум и хорошее образование во всех областях, но стремиться лишь к сексу и деньгам. А можно быть глупым в житейских вопросах, но не иметь желаний, которые привязывают человека к материи. Угадайте, кто ближе к Богу?