Человек в поисках самого себя

В гуманитарной сфере изложение теоретических концепций, ориентированных на практическое применение, является делом очень сложным и рискованным даже для самих их создателей. Скорее всего, Джеймс Бюджентал тоже осознает эту опасность оглашения своих теоретических взглядов, но, тем не менее, постоянно рискует и публикует их. Видимо в надежде, что читатель будет воспринимать их не как «последние истины» и «прокрустово ложе» для практической работы, а скорее как «информацию к размышлению», как призыв сделать собственный выбор.Мы не можем сделать все, но мы можем сделать намного больше, чем мы обычно делаем. Трагизм в том, как мало мы это осознаем.

Дж. Бюджентал – наиболее яркий и авторитетный представитель экзистенциального направления.

В гуманитарной сфере изложение теоретических концепций, ориентированных на практическое применение, является делом очень сложным и рискованным даже для самих их создателей. Как говорил Фридрих Дюрренматт, «…и у меня есть своя теория… Однако я не предаю свою теорию гласности, считая ее своим частным делом (иначе мне пришлось бы ею руководствоваться)» [Дюрренматт Ф., 1990, с. 170]. Скорее всего, Джеймс Бюджентал тоже осознает эту опасность оглашения своих теоретических взглядов, но, тем не менее, постоянно рискует и публикует их. Видимо в надежде, что читатель будет воспринимать их не как «последние истины» и «прокрустово ложе» для практической работы, а скорее как «информацию к размышлению», как призыв сделать собственный выбор. Бюджентал верит в свой подход, но не верит, что он годен для всех. В то же время его концепция столь богата и многогранна, что любой психолог или психотерапевт может найти на этом «шведском столе» много ценного для себя.

1. Важнейшая особенность «человеческой природы» – внутренне присущая человеку мотивация к «поиску здравого», которая, как только ее освобождают, побуждает человека двигаться ко все большей эффективности и удовлетворенности в жизни [Bugental J.F.T., 1995]. У человека есть потенциал осознать свою жизнь, понять ее и предпринять конструктивные шаги на пути к тому, чтобы больше стать самим собой. Но все дело в том, сумеет ли человек реализовать этот потенциал. Для этого важно за многочисленными «трудностями» не утерять из виду проблемы онтологического, экзистенциального уровня те «базовые вопросы», которые жизнь ставит перед каждым человеком: «Кто и что я есть? Что такое этот мир, в котором я живу?»

С одной стороны, ответ на этот экзистенциальный вызов неизбежен и все мы «отвечаем на эти вопросы своими жизнями, тем, как мы определяем самих себя, как мы используем свои силы, как относимся к другим людям, как встречаем все возможности и ограничения человеческого существования». Но, с другой стороны, эти вопросы и тем более ответы не очевидны, они требуют от человека усилий, напряженного поиска и, по сути, «всю свою жизнь мы… формулируем и пересматриваем свои ответы…»

Способность человека к экзистенциальному поиску через осмысление своего бытия (которая, в свою очередь, опирается на специфически человеческую способность к «рефлексивному самосознанию, сознавать и в то же время осознавать нашу сознательность» содержит в себе различные возможности как уменьшения, так и увеличения «препятствий для аутентичной жизни». И хотя, этот поиск сам по себе является процессом, исцеляющим и развивающим, но далеко не всякие полученные в результате «ответы» ведут к возможности «продвинуться в действительно новом способе бытия», свободном от жестких идентификаций, «идеализированных образов» и т.п.

2. Жизнеизменяющая психотерапия это работа клиента и терапевта над тем, чтобы «помочь первому проанализировать способ, которым он отвечал на экзистенциальные вопросы жизни, и попытаться пересмотреть некоторые из ответов таким образом, чтобы они сделали жизнь клиента более аутентичной и, таким образом, более реализованной».

Здесь становится важным не только само изменение, сколько цель предназначение и смысл изменения. Используя известную дихотомию А. Маслоу «дефицитарные мотивы бытийные мотивы» можно выделить два основных уровня целей работы: 1) дефицитарный уровень целей, когда усилия психотерапевта сосредоточены на проблемах дефицитарного типа, т.е. на устранении (уменьшении) негативных переживаний из-за нехватки чего-либо, на корректировке условий, от которых человек страдает; 2) бытийный уровень целей когда смысл не в том, чтобы вернуть человека к неким предполагаемым «хорошим условиям», которые были раньше, а в том, чтобы человек двинулся дальше «к богатству и осмысленности жизни, значительно большей, чем он знал до сих пор».

Главная цель не в устранении «симптомов», а в помощи почувствовать себя «способным на большее в своей жизни и …имеющим выбор там, где ранее он испытывал принуждение».

За большинством частных психологических трудностей в жизни человека лежат более глубокие (и не всегда ясно осознаваемые) экзистенциальные проблемы: проблемы свободы выбора и ответственности, изолированности и взаимосвязанности с другими людьми, поиска смысла жизни и ответов на вопросы «Что я есть? Что есть этот мир?» и т.д. Экзистенциальный поиск себя подлинного – это и основное средство, и важнейшая цель. Таким образом, главный вызов – «Как мы можем более полно и подлинно реализовать (т.е. постигнуть и сделать актуальным) то, что латентно заложено в нашей природе?»

3. «Жизнеизменяющая терапия… в большей степени, чем большинство других подходов, требует, чтобы мы признавали субъективность клиента действительным местом приложения наших усилий». Если экзистенциальные изменения человеческой жизни происходят, то ГДЕ, в какой плоскости они происходят и ГДЕ их истоки и движущие силы? Ответ на все эти вопросы в субъективности человека.

Субъективность – это психологическая основа бытия человека. Это внутренний мир субъективных переживаний, «личная» реальность человека, в которой он живет наиболее подлинно. Ее составляющие это «наши образы восприятия, мысли, чувства и эмоции, ценности и предпочтения, предвидения и опасения, фантазии и мечты, а также все то, что бесконечно, днем и ночью, во сне и в бодрствующем состоянии происходит в нас, определяя то, что мы делаем во внешнем мире и что мы делаем из того, что там с нами случается». Субъективность – это, по выражению Бюджентала, «архетипическая родина» человека, откуда берет начало все самое важное в его жизни. И чем серьезнее и острее проблема, над которой идет эта работа, тем основательнее необходимо погружение в субъективность «хозяина» проблемы ему «не могут помочь никакие объективные манипуляции, сколько бы их ни было».

Любая активность во внешнем по отношению к субъекту мире имеет значение постольку, поскольку она затрагивает его субъективность. Однако, несмотря на это, люди обычно не уделяют должного внимания этой субъективной «фундаментальной реальности», замечая ее лишь в моменты серьезных затруднений. Но и в этих случаях мы часто идем привычным «объективным путем», что похоже на попытки «переделать свою жизнь, перекладывая фотографии в семейном альбоме. Мы работаем над недвижимым, по сути мертвым объектом; поэтому не удивительно, что нет реальной пользы от подобных попыток».

В то же время субъективность столь же важна, сколь и неуловима; ее невозможно даже точно описать, ибо дать точное (т.е. объективное) описание субъективности означает утратить ее существо. Самый верный путь к познанию субъективности опыт переживания. Поэтому в книгах Бюджентала так много внимания уделено описанию конкретных ситуаций консультирования и их субъективных аспектов, а некоторые состоят из них почти полностью.

4. Фундаментальная драма развития человека состоит в том, что в ней действуют две главные силы призывающая к изменениям и сопротивляющаяся им (Из лекций Дж.Бюджентала. Сан-Франциско, 1997).

Борьба этих двух мотивов развития и стабильности сопровождает всю жизнь каждого из нас и во многом определяет траекторию жизненного пути. А приход человека за помощью к психотерапевту свидетельствует, скорее всего, об обострении этой борьбы, о противоречивом и болезненном равнодействии сил. С этой точки зрения ключевой вопрос для человека заключается в том, какую их этих сил в драме жизненного развития, он поддерживает. И чем глубже изменения, тем сильнее тревога; экзистенциальные изменения с неизбежностью порождают экзистенциальную тревогу и, естественно, сопротивление. Сопротивление – это отстаивание человеком своей «привычной идентичности и знакомого мира перед лицом воспринимаемой угрозы» и это важнейшее проявление мотива стабильности.

В то же время «фундаментальная драма» проявляется не только как противостояние различных мотивов и тенденций, но и как разные стороны одних и тех же явлений и процессов. В первую очередь это касается «картины мира»: сначала человек сам создает «свой мир» (естественно, не без влияния реального мира), а затем этот им же сотворенный конструкт «Я и Мир» не только оказывает мощное воздействие на реальную жизнь своего автора, но и во многом ее ограничивает. Используя одни возможности, одни способы существования, мы тем самым отказываемся от других. Осознание человеком этой драматической диалектики жизни непременное условие эффективной работы и важнейший ее результат.

5. Роль психотерапевта «не в том, чтобы лечить, исправлять или менять клиентов, а в том, чтобы помочь клиентам проявлять способность… к собственному внутреннему зрению». Ключевой вопрос для любого вида «работы по изменению» таков: если в жизни человека должны произойти определенные изменения, то КТО осуществляет эти изменения и отвечает за то, чтобы оно произошло? Человек – субъект изменений. И сила, и ресурсы, и «компас», определяющий желательное направление этих изменений, все это в руках самого «изменяющегося».

Человек потому и стал клиентом психотерапевта, что не сумел стать хозяином своей жизни, и главный смысл психологической помощи состоит как раз в том, чтобы помочь ему вернуть «законное право» на собственную жизнь. Здесь имеет значение не только сам по себе «эмоциональный опыт», полученный человеком в ходе психологической работы (что признается в большинстве современных подходов), а «чтобы этот опыт стал… исцеляющим и способствующим росту, принципиально важно как получен этот опыт». Наиболее значимый и конструктивный результат будет, если человек принимает на себя ответственность за разрешение своих противоречий и сам открывает новые пути. Если он «приходит к своим эмоциональным проблемам вследствие собственного внутреннего исследования… тогда клиент постигает нечто большее, чем слова и логика,.. переживание бытия в целом. Клиент распространяет внутреннее осознание и на жизнь в целом, и это расширенное осознание остается устойчивой частью личности, обогащающей последующую жизнь множеством тонких способов».

Следует отметить еще один принципиально важный момент. Психотерапевт все время стремится понять клиента, но очень важно при этом отдавать себе отчет в относительности и ограниченности таких возможностей. Следует основываться на признании человеческого в каждом человеке и изначальном уважении к его уникальности и автономии.

6. «В работе по внутреннему поиску идеальное условие для клиента быть интенсивно присутствующим, то есть быть искренне и почти полностью в данном моменте и в том, что происходит» [Bugental J.F.T., 1978, p.18]. В этой концепции «присутствие» – одно из ключевых понятий. Это гораздо больше, нежели простое «физическое нахождение». Присутствие означает прежде всего осознание своей субъективности, контакт с собственной внутренней жизнью, с потоком переживаний. «Это скорее открытость внутреннему исследованию, которое более похоже на медитацию или на чтение захватывающего романа, чем не решение арифметических задач».

Но присутствие не означает замыкания в себе. Наоборот это состояние «разомкнутости» и чуткое прислушивание ко всем нюансам своего напряженного взаимодействия с Миром, интенсивное переживание каждого момента этой сопричастности. И, естественно, присутствие означает соприкосновение с непосредственными и актуальными переживаниями. Не отрицая большого значения прошлого и будущего, психотерапия ведущую роль отводит работе в настоящем с тем, что в данный момент действительно «живет» в субъективности человека, что актуально «здесь и теперь». Именно в процессе непосредственного проживания в том числе и событий прошлого или будущего могут быть услышаны и полноценно осознаны экзистенциальные проблемы. «Только в этот момент я жив. Все остальное в определенной мере спекулятивно. Только сейчас, сейчас, я могу изменить свою жизнь».

7. В работе психотерапевта от него «требуется неусыпное внимание к внутреннему миру переживаний клиента при понимании того, что первейшим инструментом, необходимым для этого …является собственная субъективность» [Bugental J.F.T., 1987, p.3-4].

То, что обеспечивает работу с человеком, утверждает Бюджентал, это сам психотерапевт. Психотерапевт «работает собой»: своим внутренним миром, своей субъективностью и в первую очередь своей чувствительностью к внутреннему миру Другого и способностью вступить с ним в глубинное общение, которое уже само по себе обладает целительной силой. Решающим фактором при этом является, однако, способность терапевта сделать возможными собственные интенсивные поиски человека, его осознания и ответственные решения. Это, в свою очередь, предполагает развитие широкого спектра чувствительных способностей и интуиции психолога, позволяющих ему тонко чувствовать сложные, часто едва уловимые, процессы субъективной реальности.

При определенных условиях почти любое действие может вести клиента к глубинному экзистенциальному уровню, к усилению работы с субъективностью; искусство психотерапевта как раз и состоит в способности адекватно и эффективно применять весь богатый арсенал, не переходя при этом к манипулированию.

Главное, что должно происходить, – это самоопределение, самопостроение и самореализация в личностном, профессиональном и иных аспектах. «Человек экзистенциальный», каким его представляет Дж. Бюджентал, это ЧЕЛОВЕК В ПОИСКАХ САМОГО СЕБЯ.

Источник:
ШЭЛ