Об уникальности личности и клонировании

Что мы имеем ввиду, когда произносим слово «я»? Вы уверены, что знаете ответ на этот вопрос? В чем разница между «я» и «не я»? Почему человек отождествляет своё тело, мысли, чувства с понятием «я», а всех других людей относит к «не я»? И если ответ на этот вопрос прост, почему в последнее время такая шумиха поднимается вокруг возможности воспроизвести себя через клонирование, получают широкое распространение вера в переселение душ, реинкарнацию и прочие чудеса?Что мы имеем ввиду, когда произносим слово «я»? Вы уверены, что знаете ответ на этот вопрос? В чем разница между «я» и «не я»? Почему человек отождествляет своё тело, мысли, чувства с понятием «я», а всех других людей относит к «не я»? И если ответ на этот вопрос прост, почему в последнее время такая шумиха поднимается вокруг возможности воспроизвести себя через клонирование, получают широкое распространение вера в переселение душ, реинкарнацию и прочие чудеса?

Насколько индивидуально и неповторимо наше «я»? Попробуем поискать ответы на эти вопросы.

Вопрос первый: что относится к понятию «я» и «мое»? Голова, туловище, руки-ноги – это просто. Мысли, воспоминания, жизненный опыт, эмоции – это тоже часть «я». Без чего можно обойтись, оставаясь собой? Довольно быстро приходим к выводу, что люди живут без рук, без ног, с чужим сердцем и другими органами, оставаясь тем, кем были, сохраняя ощущение своего «я».

С пересадкой или ампутацией мыслей сложнее. Мысленные опыты писателей-фантастов на эту тему (голова профессора Доуэля, пересадка мозга в чужое тело), а также реальный опыт медицины (амнезия, болезнь Альцгеймера, и другие заболевания мозга) укрепляют наше мнение в том, что средоточием «я» является мозг человека с заключённой в нём информацией. Именно этот сгусток живой материи изменённой и изменяющейся соответственно записываемой в него информации определяет индивидуальность личности, осознание собственного «я».

У множества религий есть свой ответ на этот вопрос – «я» это душа, «я» находится там, где находится душа, отсюда происходят совершенно логичные (с точки зрения религий) утверждения о существовании загробного мира, о переселении душ и тому подобного. В конечном счёте, все эти утверждения объединяет одно: «я» уникально и неповторимо, оно может существовать в другом теле. Если душа не бессмертна, «я» умирает со смертью души. Интересно, что к очень похожим выводам можно прийти, не отступая с материалистических позиций.

Попробуем произвести несколько мысленных опытов над человеческим мозгом. Насколько можно изменить записанную в нём информацию, не изменяя осознания личностью своего прежнего «я»?

Человек с самого рождения в течение последующих десятилетий усваивает новую информацию, забывает старую, меняет свои взгляды, убеждения, жену, профессию, но всё это время он ощущает себя конкретным Иваном Ивановичем, и окружающие идентифицируют его с этим именем. Хотя между пятидесятилетним Иваном Ивановичем и им же в пятилетнем возрасте имеется огромнейшее различие, это, тем не менее, одна и та же личность. А вот Иван Иванович и его брат-близнец Петр Иванович хоть и очень похожи внешне, и в мыслях бывают схожи, но – совершенно разные личности.

Представим, что кто-то постепенно «стирает» информацию из мозга человека. Сначала человек будет продолжать сохранять свою связь с внешним миром, сохранять своё «я». Но с какого-то момента его мозг будет «очищен» настолько, что душа, или личность, прекратит своё прежнее существование, «я» (сознание) умрёт. И при этом организм человека продолжит жить, и мы можем запустить опыт в обратную сторону – дать ему возможность снова воспринимать информацию. С определённого момента эта информация позволит человеку снова осознать своё «я», вот только будет ли это «я» прежним?

Конечно, наш опыт мысленный, и результатом будет только предположение. Так вот, есть предположение, что это будет уже другое «я», другая личность, не имеющая связи с предыдущей, несмотря на наличие общего тела, родственников, знакомых прежнего «я».

Случаи потери памяти в результате травм головного мозга и восстановления после них дают схожие с нашим «опытом» результаты, с поправкой на то, что часть прежней информации может восстанавливаться, а в случае серьёзных повреждений новая информация может плохо усваиваться. В первом случае может восстановиться осознание прежнего «я», во втором – не родится новое.

Вообще, слово «восстановиться» наталкивает на мысль чуть изменить «опыт» – не стирать полностью информацию в подопытном мозге, а временно исключить пользование ею, либо, стерев, в точности записать снова, как это делается на компьютере. В этом случае прежняя личность будет действительно восстановлена.

Продолжим наши изуверские «опыты».

У человека, неизлечимо больного, «списываем» и «архивируем» всю информацию из головного мозга, затем, после его смерти, эту информацию вкладываем в мозг индивидуума-клона, выращенного из клеток этого человека. Будет ли это восстановлением исходного индивидуума? Ответ становится очевидным, если то же самое сделать при жизни донора. Мы получим двух совершенно одинаковых людей, с одинаковым прошлым, схожим поведением, каждый из которых ощущает своё собственное «я» в своём собственном теле.

К сожалению, с бессмертием тут ничего не получается. Хотя, возможно, в каком-нибудь далёком будущем таким способом люди будут «воскрешать» своих умирающих родственников, например, детей. Для окружающих это будет практически полноценная замена, но умершему это не поможет – он свой единственный шанс уже использовал.

Ещё один интересный объект для приложения результатов «опытов» – это телепортация. Хотя пока никто не может доказать возможность её осуществления, в принципе, идея передачи на расстояние материальных объектов путем превращения вещества в поле и обратно не противоречит существующим научным представлениям об окружающем нас мире. Допустим, устройство для телепортации создано, и первые неодушевлённые объекты успешно передаются на расстояние.

А как быть с человеком, можно ли его будет переместить в пространстве таким же способом? Боюсь, что нет. Любое «разложение» индивидуума на составляющие или превращение его в другие виды неживой материи просто убьёт его. А «восстановление» в пункте приёма будет только созданием точной копии оригинала (смотрите предыдущий абзац). Причем копий этих можно создать сколько угодно, исходного материала – вещества, полей – полная Вселенная.

Попробуем осмыслить «результаты» наших «опытов» и приходим к следующим выводам:
– Каждый индивидуум является единственным и неповторимым творением природы. То, что он ощущает в течение времени от рождения до смерти, уникально, присуще только ему.
– Никакие попытки сохранения личности, собственного «я» индивидуума вне пределов его мозга не могут иметь успеха. В лучшем случае будут созданы только качественные копии и другие личности.
– Никакие переселения душ или реинкарнация невозможны. В этом мире рано или поздно родятся все. Просто тот, кто не родится, об этом не узнает.

Источник:
Феликс Храмышев
MEMBRANA