Человечество стоит на пороге новых потрясений. На этот раз вызов исходит от клонирования — нового направления генной инженерии. Напомню, что различается две разновидности этого метода биотехнологии — репродуктивное и терапевтическое клонирование. В первом случае речь идёт об искусственном воспроизводстве живых существ, включая человека. Во втором — о выращивании отдельных органов и видов тканей в донорских и фармацевтических целях. Безусловно, подобные новшества затронут многие сферы человеческой жизни. И мне, как психоаналитику, хотелось бы рассмотреть те психологические сложности, которые могут возникнуть в обозримом будущем.Человечество стоит на пороге новых потрясений. На этот раз вызов исходит от клонирования — нового направления генной инженерии. Напомню, что различается две разновидности этого метода биотехнологии — репродуктивное и терапевтическое клонирование.
В первом случае речь идёт об искусственном воспроизводстве живых существ, включая человека. Во втором — о выращивании отдельных органов и видов тканей в донорских и фармацевтических целях.
Безусловно, подобные новшества затронут многие сферы человеческой жизни. И мне, как психоаналитику, хотелось бы рассмотреть те психологические сложности, которые могут возникнуть в обозримом будущем.
Взлёты и падения овечки Долли
Эта проблема привлекла к себе внимание в 1997 году, когда исследователь Ян Уилмут (Ian Wilmut) из Рослинского института (Roslin Institute) методом клонирования создал овечку Долли (Dolly).
Для этого осуществил пересадку ядра клетки вымени, принадлежавшего биологической матери будущей знаменитости, в яйцеклетку другого животного.
Особенностью примененного способа было то, что в результате эксперимента с половой клеткой-носителем была соединена частица обычного биологического материала.
Институт получил от Всемирной организации по охране интеллектуальной собственности патент на этот метод сроком до 2017 года, а видеозапись этого животного была распространена средствами массовой информации по всему миру.
В конце того же 1997 года состоялось ещё одно сенсационное открытие. Научные журналы сообщили о рождении овечки Поли (Polly), которая в некотором смысле была уже мутантом-кентавром.
В её организме присутствовал человеческий ген фактора IX, участвующего в процессе свертывания крови.
Декларировалось, что этот кровеостанавливающий белок будет использован для лечения людей, больных гемофилией (несвёртываемостью крови). А спустя два года всё в той же Великобритании были выведены поросята, имеющие человеческие сердца.
Ожидалось, что эти открытия дадут мощный толчок развитию трансплантологии — науке, изучающей пересадку человеческих органов и тканей. Заговорили о подходах к искусственному бессмертию человека.
Однако уже в 1999 году в этой пасторальной картинке наметилась трещина — учёные заметили, что биологический материал овечки Долли был более старым по сравнению с аналогичными пробами, взятыми у её сверстниц, которые родились обычным способом.
А в 2003 году грянул гром — знаменитость пришлось усыпить из-за неизлечимого заболевания лёгких. Это известие послужило толчком к распространению клонофобии — массовому страху перед возможным риском, связанным с применением таких биотехнологий.
Позже учёные подтвердили, что у детей, рождённых посредством искусственного оплодотворения, возрастает риск появления генетических уродств.
Секты и люди: клонирование скандала
У этой истории обнаружился ещё один скандальный аспект, связанный с религией. С 1997 года активно заявила о себе секта раэлитов, созданная бывшим французским автогонщиком и спортивным журналистом Клодом Ворилоном (Claude Vorilhon).
По некоторым данным, в этой организации состоит более 55 тысяч членов из 84 стран. Согласно декларациям её духовных лидеров, человечество должно прийти к бессмертию, используя метод клонирования.
В 2002 году Бриджит Буаселье (Brigitte Boisselier), являющаяся руководителем компании Clonaid, близкой к секте, сообщила о том, что на свет появился первый клон — девочка по имени Ева (Eve).
Однако убедительных доказательств существования клонированного ребёнка научной общественности представлено не было. Вместе с тем, это заявление весьма широко обсуждалось в прессе.
Добавлю к этому, что в ряде стран, среди которых была и Россия, наложен запрет на клонирование человека. В обществе развернулась широкая дискуссия о перспективах развития этого научного направления. Её участниками стали не только видные учёные, но и авторитетные деятели, представляющие наиболее многочисленные религиозные конфессии мира.
В большинстве случаев традиционалистские круги общественности выступали с осуждением подобной практики. В числе прочих обвинений — нарушение биологического разнообразия, ведущее к негативным последствиям для окружающей среды.
Психологический портрет идеального клона
Итак, раннее старение клонов, генетически обусловленные уродства, необратимые нарушения биологического ландшафта, морально-этические вопросы религиозного характера — исчерпываются ли на этом проблемы, связанные с развитием и распространением обсуждаемого биотехнологического метода?
Отнюдь нет. Представляется, что джин уже выпущен из бутылки, и основные трудности у человечества ещё впереди.
Эту ситуацию усугубляет и то обстоятельство, что по своему душевному складу человеческие «клоны» будут существенно отличаться от людей, появившихся на свет обычным путём. На мой взгляд, психический портрет клонов определят следующие факторы.
Во-первых, клонирование лишено атмосферы взаимного влечения друг к другу будущих родителей ребёнка из-за чего он появится на свет, лишённый внутриутробного опыта любви.
При этом подразумевается, что договаривающиеся стороны должны были обладать способностью к эмоциональному сопереживанию. Нетрудно заметить, что естественный отбор направлен в сторону накопления чисто человеческих качеств, позволяющих строить с другими людьми отношения.
Напрашивается вывод о том, что людям из «пробирки» будут присущи эмоциональная холодность, чёрствость, неумение налаживать контакты с окружающими.
Во-вторых, у такого ребёнка будет отсутствовать опыт внутриутробного общения с матерью, психологически крайне важный для человека. Известно, что при этом мать общается с ребёнком через сны, поскольку видит вместе с ним одни и те же сновидные сюжеты.
Подобным способом будущий младенец приобщается к общечеловеческой или архетипической памяти, отражением которой являются мифы и сказки. Не имеющий опыта таких переживаний клон едва ли будет способен в минуты воодушевления пережить нечто поэтическое и ощущать свою причастность ко всему человечеству.
Поэтому мы вправе констатировать наличие у клонов чувства тотального одиночества, отчуждения, замкнутости.
В-третьих, такие личности не пройдут через опыт родовой травмы, описанный С. Грофом в качестве своеобразных психологических матриц, соответствующим второй и третьей стадиям родового процесса.
Иначе говоря, в памяти этих людей не останется специфических переживаний, полученных в момент сжатия матки и момента самого рождения. По словам американского психотерапевта, этим переживаниям соответствуют инициирующие ритуалы «смерти и возрождения», весьма распространённые в архаичных обществах, что подчеркивает их важность для духовного развития человека.
Это означает, что искусственно воспроизведённые индивиды не смогут воспользоваться целительными возможностями религиозных переживаний, источниками которых являются архетипическая память и инициирующий её опыт прохождения через роды.
В-четвертых, наличие каких-либо больших или малых уродств, риск возникновения генетических расстройств внесёт свой вклад в формирование у таких личностей затаённого чувства внутренней ущербности.
Дополнительным поводом к этому станет и то, что природа позаботится о снижении у клонов возможности к сексуальной жизни, поскольку такого рода действия не имеют для них эволюционного смысла.
Подобный комплекс неполноценности, скорее всего, будет компенсирован беспочвенным ощущением своей технологической «чистоты» и превосходства над «дикими», природными людьми.
Глобальные вызовы генетики
Перечисленные черты, включая эмоциональную холодность, будут способствовать формированию у клона таких качеств как особая жестокость, усиливаемая расчётливостью и повышенным прагматизмом, проявляемым по отношению к другим людям.
Я вполне допускаю, что уже через поколение после массового появления клонированных граждан наш менталитет разделится на два противоположных и изолированных друг от друга психических типа.
Для первого из них будет характерна мягкость и непоследовательность (люди, рождённые естественным путём). Для второго — безжалостность и расчётливость, усугубляемая внутренней ущербностью (личности искусственного происхождения).
Итак, в чём же суть этой проблемы? А в том, что, с одной стороны, намечается тенденция к расслоению общества по биологическим признакам. С другой — такие эксперименты могут привести к созданию явно ущербных существ, внутренняя организация которых весьма существенно будет отличаться от человеческой.
Налицо все условия для возникновения масштабных социальных конфликтов совершенно нового типа.
Психологическая подоплека последних — бескомпромиссная эволюционная борьба за собственное выживание. Именно поэтому я всячески приветствую усилия тех законодателей, которые хотят оградить нас от безответственности отдельных учёных.
Подчеркну, что мой обзор — это всего лишь гипотеза. Однако внедрение научных открытий в нынешнюю социальную действительность протекает подчас весьма драматично.
Предвидеть отдалённые последствия любых фундаментальных вмешательств в природу человека нужно уже сегодня.
Автор: Сергей Выгонский — психиатр, член Союза журналистов России.
Связаться с ним можно по адресу sv-psycho@narod.ru. Другие материалы вы найдёте на сайте автора.
Источник:
MEMBRANA: Люди. Идеи. Технологии.