Танцы с собственным мозгом

Для успешного текстотворчества, наряду с личной одаренностью и общей культурной эрудированностью, наряду с практическим опытом взаимодействия с предметом изложения и владением образным языком, немалое значение имеет использование автором индивидуально приемлемой методики эксплуатации генерационных ресурсов собственного бессознательного. Талант и опыт важны и необходимы, но важен еще и метод организации творческого процесса, посредством которого интуитивно схваченная абстрактная идея мало помалу превращается в законченное произведение, будь то публицистическая заметка или длиннющий роман.Работать над созданием всевозможных авторских текстов мне доводилось со школьной скамьи. Разумеется, речь идет не об обязательных сочинениях, которые всегда сводились к пяти заученным фразам, взятым из учебника литературы. Юношеские стихи, сценарии для выступлений факультетской агитбригады, научно-популярные статьи и тезисы публичных выступлений перед коллегами — работать со словом приходилось немало.

Естественно, значительная напряженность этой работы вынуждала к поиску наиболее эффективных приемов, методов и алгоритмов переработки исходной информации и создания необходимых текстов. Где-то что-то найти, о чем-то вспомнить, как-то скомпоновать, у кого-то осведомиться и каким-то образом отшлифовать полученное — все это с годами выстраивалось в некое подобие индивидуального (моего, личного) алгоритма создания текста.

Я убежден в том, что своя особенная методика генерации новых содержаний и продуцирования изложений со временем вырабатывается для личного пользования всяким активно работающим автором. Особенность моего текстотворческого алгоритма заключается в активном использовании неологизмов, в стремлении к мозаичному выстраиванию изложения и привычке не выговариваться до самого конца, тем самым предоставляя читателю возможность получить удовольствие от его собственного домысливания темы, предложенной мною.

Конечно, многое в личном авторском алгоритме зависит от особенностей исходного конституционального типа восприятий и интуитивирования, присущих каждому из людей. Я, к примеру, так и не научился заставлять себя шаг за шагом созидать линейный последовательный и до конца раскрывающий суть поставленного вопроса текст. Ну, не могу — и все тут! Зато при изложении текста феномена «само прет — и неизвестно, что будет следующим» хоть отбавляй, работа срывается в интуитивный поток едва ли не на каждом шагу.

Конечно, я стараюсь учитывать благоприятствования астрологически гармоничных дней и пытаюсь более или менее продуманно комбинировать благотворное психотропное воздействие кофе, шоколада и алкоголя. Но все же залог успеха в создании текстов, удовлетворяющих мои собственные требования, сокрыт в бессознательно отысканном мною методе работы с информацией. Без этой серии приемов, без непрерывной тренировки интеллекта в умении алгоритмически точно упорядочивать информационные потоки я попросту не смог бы написать ничего мало-мальски вразумительного.

Лишь в достаточной степени осознав и структурировав собственный творческий алгоритм, я вдруг понял, почему сегодняшние школьники не в состоянии писать более или менее содержательные сочинения даже на самые интересные, не то что свободные темы. Всякое сочинение, будь-то школьника или литературного мэтра, — дитя концепции, результат саморазвертывания исходной идеи, живой плод, произведенный на свет стремлением высказать что-либо важное хотя бы для самого пишущего. Без искреннего авторского желания прокомментировать действительность тексты заведомо оказываются мертворожденными, т.е. никому не нужными, а значит и неинтересными.

Для успешного текстотворчества, наряду с личной одаренностью и общей культурной эрудированностью, наряду с практическим опытом взаимодействия с предметом изложения и владением образным языком, немалое значение имеет использование автором индивидуально приемлемой методики эксплуатации генерационных ресурсов собственного бессознательного. Талант и опыт важны и необходимы, но важен еще и метод организации творческого процесса, посредством которого интуитивно схваченная абстрактная идея мало помалу превращается в законченное произведение, будь то публицистическая заметка или длиннющий роман. Именно благодаря личному методу интенсификации продуцирования содержаний и стимулирования процесса выстраивания оптимальной структуры организации информации можно достаточно полно использовать возможности собственной психики при порождении творческих текстов.

Осознание структурной специфики используемого мною метода активизации бессознательного, как непрерывной, многоуровневой и многозадачной, пришло в ходе ознакомления с принципами функционирования компьютера (насколько их вообще способен постичь закоренелый гуманитарий).

В моем представлении основные идеи, лежащие в основе организации информационной динамики компьютерных и психических систем, таковы:

1) информация в психике организована гипертекстно, многомерно; поэтому создание линейных повествований в принципе неестественно, отчего чрезмерно последовательные, узко выстраиваемые тексты у большинства читателей вызывают затруднения при восприятии; возникает своего рода невольный протест глубинного бессознательного, которому вместо живого описания многомерной действительности навязывают оскопленную версию, страдающую односторонностью и неполнотой; привычка к построению именно линейных, одномерных текстов неизбежно снижает творческую продуктивность и становится преградой на пути коммуникации автора и воспринимающего его послание читателя;

2) даже маломощная «персоналка» способна функционировать в многозадачном режиме, параллельно обрабатывая информационные пакеты на разных уровнях и в различных локусах внутреннего информационного пространства; бессознательное по природе своей является активной средой для одновременного выполнения множества задач; более того, именно множественное озадачивание собственной психики облегчает переработку информации, которая оказывается наиболее эффективной «в темноте», т.е. вне фокуса сознательного внимания; при параллельной обработке различных информационных потоков последние неким загадочным образом ассоциативно резонируют друг с другом, порождая необычные креативные следствия на пересечении в общем-то несложных идей и образов;

3) после завершения выполнения очередной задачи на экране монитора появляется информирующее об этом меню, напоминающее о возможности использования полученных результатов и формулирования новой задачи; сама наша память устроена многомерно, отсюда — сетевая связанность всего со всем, из-за чего психофизиологический аналог функции «Найти» эффективно реализуется именно в скрытом, фоновом, «затемненном» для сознания режиме; психика выбирает оптимальные способы связи различных содержаний и предлагает их на суд поставившего задачу сознания, которое и призвано отобрать из предлагаемого наиболее приемлемое.

I

Используемая мною методика интенсивного и осознанно управляемого сотрудничества с собственным бессознательным одновременно и предельно проста, и высоко эффективна. Я никогда не покидаю дом без блокнота с авторучкой в кармане — мало ли где и когда бессознательное окажет мне любезность в виде очередного миниоткровения, приносящего ответ на один из сонма фоново стоящих перед мной вопросов. Я просто обязан оказаться в состоянии вразумительно зафиксировать данные спонтанного интуитивирования с тем, чтобы после в спокойной обстановке восстановить основную идею внезапно произошедшего инсайта.

Я пробовал использовать диктофон, но процесс наговаривания ассоциируется с выступлением перед радиоаудиторией в прямом эфире, а последующая работа с собственным голосом и вовсе навевает мысли о выстраивании шизофренической самооценки. С диктофоном возни оказывается слишком много, а для кратких и содержательно емких записей самих идей небольшого блокнота вполне достаточно. Сам блокнот выступает в роли катализатора содержательных медитаций, спонтанно разворачивающихся во время «внутренних остановок» — стояния в очередях, ожидания транспорта, утомительных поездок и всякого рода неожиданно возникающих «форточек», в продолжение которых сознание вдруг получает возможность сосредоточенно углубиться в рассмотрение стоящих перед ним проблем и вопросов.

Работа мозга осуществляется непрестанно, однако психика, привыкшая к дипломатически корректному сотрудничеству с сознанием, уважительно выплескивает новое лишь в наиболее удобные для записи моменты. После всегда можно отсеять личные открытия от всего того, что может иметь хоть какую-то внеличную ценность. Но при этом запись всех инсайтов, сопровождающихся яркими эмоциональными вспышками, обязательна, так как в сам момент интуитивирования отличить зерна от плевел не представляется возможным. Да и само по себе записывание микроинсайтов — занятие на удивление приятное, так как все генерационные обнаружения неизменно сопровождаются всплеском особой бодрости и «подскакиванием» радужного настроения.

Поначалу на свет появляется ИДЕЯ будущего изложения, аналогизируемая с сердцем организма. Идея всегда представлена обнаружением очевидной смысловой связи между значимыми моделями, мощными метафорами и привлекающими внимание явлениями. Идея соответствует ИМЕНИ будущей работы. В известном смысле, наименования больших сборников и монографий подобны рубрикациям на стеллажах грамотно организованной библиотеки. Я считаю, что «молекулой текста» является ГЛАВА — отрывок от нескольких до десятков страниц, содержащий описание яркого путешествия в пространстве заинтересовавшего вопроса.

Обнаружение ИДЕИ всегда энергетизирует не только разум, но и весь организм, вдохновляя на фонтанирование пока не связанными друг с другом инсайтами. Подобно первой нефти, рвущейся из только что пробуренной скважины, образы и смыслы выплескиваются один за другим, подобно ребятишкам, вырвавшимися из душного класса на переменку. Я старательно записываю их все, вне всякой критики и оценки. Для нее время наступит позднее, когда буря порожденных инсайтами переживаний уляжется, организм возвратится в уравновешенное состояние, что позволит мне размышлять достаточно взвешенно и строго.

Что именно пригодится в дальнейшем, на данном этапе личного «мозгового штурма» определить не представляется возможным, так как не прояснена параграфическая структура изложения. ПАРАГРАФЫ напоминают мне жизненно важные органы живого существа, именуемого «текстовой организм». Поэтому-то старательно и собирается все без исключения.

Когда первичный фонтан собственных комментариев к идее иссякает, наступает первый инкубационный период. Тема, только что казавшаяся средоточием загадок и будоражившая обещанием фантастически захватывающего открытия, вдруг энергетически увядает, становясь попросту неинтересной, блеклой и обессиленной. Самое время о ней на время забыть. Каждая новая мысль записывается на отдельный листок — и все они, собранные вместе, откладываются подальше на неопределенное время.

Бессознательное само по себе поставило конкретную задачу в виде идеи нового текста, само успело «высказаться» по поводу этой темы, предоставив наиболее энергетизированный психический материал и запустив функцию «Найти»: началось время внутреннего и внешнего поиска необходимой информации, без которой текстовой организм не может обрести должной завершенности. С этого момента бессознательное само будет пересматривать все архивные анналы собственных внутренних библиотек и внимательнейшим образом реагировать на все то вовне, что будет иметь хоть какое-нибудь значимое отношение к спонтанно разрабатываемой творческой теме. Работа началась — настало время сознанию уважительно отойти в сторонку и не мешать саморождению текста.

II

По прошествии известного времени (от недели до нескольких месяцев — судя по интуитивному ощущению готовности к обнаружению интересного в новой теме) неспешно собирается информация, касающаяся идеи (опять же безо всякой критической оценки степени ее действительной актуальности) и фиксируется на отдельных листах. Наступает этап параграфизации. Собранные записки извлекаются на свет и распределяются по 3, 5 или 7 параграфам — в зависимости от естественной внутренней структуры, присущей самой теме. Лично мне почему-то удобнее распределять информацию на нечетное количество сегментов, каждый из которых вдруг сам собой неожиданно самоназывается. Наименование параграфа — это своего рода идея второго порядка, которая, как указывалась выше, аналогизируется с жизненно важными органами единого текстового организма. Вокруг этих названий в дальнейшем и организуется плоть текста — аргументы, образы и вопрошания.

На этом же этапе происходит дописывание приходящих в сознание мыслей, возникающих по ассоциации с перечитываемыми записками или рождающихся в связи с генеративным актом именования параграфов. Субъективно ощущается, что эти «долетающие вдогонку» смыслы на самом деле спокойно генерировались в пространстве бессознательного на протяжении всего первого инкубационного периода и просто во время сознательной параграфизации по команде «свистать всех наверх» обнаруживаются в поле сознания в качестве «вновь появляющихся». Психика собирает воедино все то, что она надумала, наискала да натворила с тем, чтобы в первом приближении представить основную канву будущей работы.

Очень важно конструировать яркие, броские, неожиданные заголовки. Любая излишняя строгость, зашоренность и занудство в именовании разделов будущей работы энергетически оскопляет смыслы, лишая ценнейшего чувственного аромата значимые содержательные утверждения. Мало создать содержание — необходимо обогатить его энергией аллюзий и эпитетов. Многое в живом восприятии смыслов текста обеспечивается именно ярким наименованием раздела. Заголовок выступает в роли этакого кресала в огниве, высекающего из кремня памяти искру ассоциаций.

Хороший вопрос — залог интенсивной продукции возможных ответов. Всякий же заголовок для читателя всегда оказывается одновременно и интригующим вопросом, и сконцентрированным сообщением. Очень важно записывать все промежуточные формулы и фразы. Кто-то из великих шутников Нового Времени заметил: «Если мне необходимо о чем-то забыть, проще всего записать это в дневнике». Речь идет об одном из фундаментальных свойств человеческого разума: вынесенное вовне, зафиксированное на стороннем носителе, выведенное за пределы личного идеаторного пространства увлекает за собой сознательное внимание и санкционирует забывание о записанном, тем самым предоставляя бессознательным процессам возможность развиваться далее без грубых вторжений сознательного внимания, без помех и препятствований.

Вынесение информации в компьютерный жесткий диск освобождает оперативную память для другой, более актуальной работы, но система психики продолжает обработку информации «за кулисами» сцены сознания. Кстати, театральная метафора, наряду с компьютерной, весьма продуктивна для понимания механизмов работы бессознательного и основанных на их функционировании психотехнических приемов. Актеры к выступлению готовятся вне внимания публики и даже не спешат примерять сценические костюмы. Главное — их внутренние содержания и формирование образа роли. То же, что представляется на суд зрителей, является результатом долгого кропотливого труда, который никак не может состояться публично ввиду своей интимной специфики.

Информация может быть понята как мера упорядоченности, а может быть представлена как мера новизны. Упорядоченность нарастает ступенчато, от этапа к этапу, шаг за шагом, компонуясь из бессознательно разворачивающихся реорганизаций исходных данных. Именно сотворение неожиданных композиций известного и создает новое качество, т.е. порождает новизну. Процесс этот, как и все развивающееся, требует для своего осуществления известных сроков. Поэтому лучше всего время от времени обращаться к ничему не обязывающему «промежуточному» пересмотру собранных записок, хранимых в отдельных папках и разнесенных по отдельным главам и параграфам.

Как любил говаривать Остап Бендер, «быстро только кошки родятся». Действительные процессы требуют для своего протекания реального времени. Мгновенно и взрывоподобно лишь обнаружение результата, выявление конечного итога подспудной информационной работы, ведущейся в глубинах бессознательного. Поэтому для стимулирования процессов распаковки смыслов и синтеза содержательных структур целесообразно время от времени (к примеру, еженедельно) попараграфно пересматривать записи, как бы оживляя их лучом своего осознанного внимания, тем самым энергетизируя и делая психохимически более активными.

Периодический пересмотр информационных заготовок делает инкубационную паузу, символически соответствующую вынашиванию будущего плода, созревающего в недрах психики, более продуктивной. Именно регулярные плановые (практически бездумные, во всяком случае, осуществляемые в состоянии полной психоментальной релаксации) перепросмотры подготавливаемых
4000
к окончательному синтезу текста записок значительно интенсифицируют обработку информации в мозгу и способствуют мобилизации глубинных ресурсов психики для реорганизации психического материала, ложащегося в основание подготавливаемого к рождению завершенного текста. За цыпленком, вылупившимся из яйца, тоже поначалу следует приглядывать; он нуждается в живительном тепле и своевременном кормлении, как и растущий текст.

Когда обработка информации завершается (обычно это происходит асинхронно, от более простых фрагментов к более проблемным), возникает отчетливое желание что-то записать, обсудить, додумать, а то и пересмотреть, оформить или завершить. Мозг сам подает весть о своей готовности к получению новых заданий и уточнению условий дальнейшей работы.

Не стоит удивляться описываемой возне со смысловыми фрагментами. Текстотворчество во многом напоминает строительное дело. Шаг за шагом, умело используя различные инструменты, применяя только качественный материал и имея в виду архитектурный проект, продвигается строитель к завершению построения, которое будет и красивым, и функциональным. Текстотворчество требует грамотной эксплуатации бессознательного, иначе текст не получает возможности продолжить собственное развитие в разумах читателей. Недееспособный ребенок ничего путного в жизни не сотворит, лишь разочарует своих родителей, а то и вовсе опозорит их имена. Правильно же выпестованный и хорошо обученный малыш непременно постарается вырасти творчески активной личностью, которая непременно оставит свой светлый след в жизнях окружающих людей и привнесет красоту и порядок в наш мятущийся мир.

III

Наконец наступает время завершающего синтеза. Отдельные фрагменты, объединенные параграфом, раскладываются один за другим в рассматриваемой как интуитивно приемлемая квазилогической смысловой последовательности. По прошествии некоторого времени само собой появляется ощущение присутствия некоей «информационной плоти» — самозарождается тело интегрированного в самом себе текста. Это никоим образом не формально-механическая компиляция отдельных собранных фрагментов, связываемых лишь внешне законно. Все элементы текста в свете сформированной в названии параграфа идеи приходят в движение, резонируют друг с другом — и вдруг порождают целостный смысловой структурированный гештальт, возникновение (приход? обнаружение?) которого неизменно сопровождается появлением множества образов, эпитетов и примеров. Абстрактные факты обретают повествовательную плоть. Остов идеи обрастает трепетной тканью видения — текст становится организмом. Происходит некое странное действо, отдаленно напоминающее пробуждение древнего сказочного существа, проспавшего миллионолетия. Этот воистину мистический процесс сопровождается бурными образными идеациями, вызывает множество самых неожиданных ассоциаций и приводит к существенной реорганизации системы внутреннего опыта самого создателя (организатора? проводника? мажордома?) новоявленного миру текста.

* * *

Дай Бог, чтобы вся вышепроизведенная игра в словесный бисер не показалась бы излишней и занудной. Автор ничего не предлагает и ни на чем не настаивает. Просто на примере этого изложения ему удалось и самому разобраться с тем, чему бессознательное год за годом само исподволь обучало его — обучало методике обращения с ним самим, с его безграничными возможностями, обучало для того, чтобы провести из собственных глубин в микрокосмосы читателей некие потоки самоактивных смыслов, оплодотворяющих родственные сознания.

Выше описана методика самого творчества, хотя внешне она и напоминает технику организации лишь самих результатов творчества. В этом внутреннем действе процессы самоозадачивания и фиксации результатов информационной алхимии, непрерывно реализующейся в глубинах творящего мозга, тесно переплетены и неразрывно связаны. Таков один из методических подходов к более полной реализации потенциала собственного бессознательного каждым, кто этим действительно заинтересуется. Лишь будучи основательно загружено интересной и полезной работой, наше бессознательное перестает заниматься глупостями и переливать что попало из пустого в порожнее. А упорядочивание внутреннего космоса посредством призывания его к активнейшей творческой работе в немалой степени способствует оздоровлению жизни духа и всего телесного существования.

Мало для кого из пишущей братии конечной целью предпринимаемых ими недюжинных трудов является создание и тиражирование текста, рассматриваемого в качестве интересного, ценного и близкого к истине (научной, религиозной, философской, художественной, мистической) послания единомышленникам. Такие послания могут рассматриваться в качестве разносимых средствами копирования семян, способных быть усвоенными и воспринятыми именно и только близкими, родственными, сходными по составу и устроению психическими мирами ментально резонирующих автору индивидуумов. Именно в таких комфортных информационных пространствах тексты смогут прорасти, развиться и трансформироваться в виде индивидуальных версий изначального (инвариантного) первотекста.

Благодаря этому достигается некое мистическое соучастие во внутренней жизни коллег, происходит распространение себя в форме волнового текстопакета в семантическом пространстве родственного тематического сообщества и щедрое одаривание других всем тем лучшим, что есть в тебе самом. Отсюда вытекает необходимость самого серьезного отношения ко всей подготавливающей порождение текста работе с исходной информацией и особое внимание к креативной психотехнике.

Автор: Константин Сельчёнок

Источник:
Сайт интегрального человековедения