Винтовые Компрессорные установки работают на основе винтового компрессора, который имеет свои особенности строения и эксплуатации. Конструкция компрессора сухого сжатия состоит из двух винтовых роторов. Один из них имеет выпуклую нарезку и соединен непосредственно с двигателем. Второй ротор имеет вогнутые впадины. Оба ротора помещены в разъемный корпус, в котором предусмотрено несколько камер всасывания и нагнетания воздуха. Сжатие воздуха происходит при синхронном вращении обоих роторов. Поскольку применение в винтовом компрессоре масляной смазки недопустимо, то касание обоих винтовых роторов не происходит. Между ними оставлен минимальный зазор, который позволяет нагнетаемому воздуху проходить в камеры с постепенно увеличивающимся давлением.
Основным преимуществом винтовой компрессорной установки является возможность длительной бесперебойной эксплуатации. Она может работать 24 часа в сутки. Кроме того, винтовые модели более компактны и долговечны, имеют высокий КПД и достаточно низкий уровень шума.
Поршневые компрессорные установки работают на основе поршневых компрессоров, которые различаются по расположению цилиндров и могут быть одно-, двух- или многоступенчатыми по числу ступеней сжатия. Устройство состоит из поршня и рабочего цилиндра, в котором установлены всасывающий и нагнетательный клапаны. Для обеспечения возвратно-поступательных движений поршня применяется кривошипно-шатунный механизм с коленчатым валом. Для получения высокого давления сжатого воздуха применяются многоступенчатые компрессоры, в которых сжатие чередуется с охлаждением. Наличие высокого трения в поршневых моделях требует использование масляной смазки. Это значит, что в цепи компрессорной установки обязательно должен присутствовать масло-влагоотделитель, применение которого в установке с безмасляным устройством необязательно.