Что такое парадигма денег? Это самый мощный по своим последствиям для человеческого сознания подлог счастья. В результате многовековых манипуляций с массовым сознанием в человеческой культуре потребления каких бы то ни было благ зародилось, окрепло и достигло патологических размеров обещание, что результат потребления и обладания неминуемо влечет за собой удовольствие и счастье.В 2005 году я брала интервью у Игоря Калашника.(Игорь — психолог, психотерапевт, инструктор по цигун, ведущий тренингов с 20-летним стажем) На основе этого интервью была написана статья — «Время денег уходит?». Мы с мужем тогда готовили пилотный выпуск психолого-эзотерического журнала «Семаргл» и эта тема мне показалась интересной. Отчасти эта статья потом обсуждалась на сайте Лотоса в теме стаким же названием — Время денег уходит?
У вас бывает так, что вроде бы ты всегда это понимал, но наступает момент, когда то знание, которое ты вроде бы и так умом раньше понимал, как будто бы проваливается глубже? Ты ничего нового добавить к тому что уже и так знал не можешь, повторяешь банальные фразы и смыслы, но при этом чувствуешь, что для тебя внутри они звучат совершенно по другому. А ты не можешь объяснить словами этой разницы ни себе ни другим. И ты обращаешься за помощью к новым аналогиям, сравнениям, смыслам, чтобы приоткрыть те грани нового знания, которые высветились из вновь обретенной глубины…
Вот и сейчас, спустя 4 года после соприкосновения с этой темой у меня случилось «проваливание» в тему парадигмы денег.
Что такое парадигма денег? Это самый мощный по своим последствиям для человеческого сознания подлог счастья. В результате многовековых манипуляций с массовым сознанием в человеческой культуре потребления каких бы то ни было благ зародилось, окрепло и достигло патологических размеров обещание, что результат потребления и обладания неминуемо влечет за собой удовольствие и счастье.
Обещание никогда не выполнялось до конца, потому что потребление может вызвать удовольствие (телесное), но не счастье. Счастье как категория, как переживание не имеет связи с потреблением в принципе. Это параллельные миры. При этом мир счастья сильнее и величественнее по силе притяжения для человеческого устремления, чем мир удовольствий. Настолько сильнее, что человек, реально переживший момент счастья, готов отказаться от удовольствий ради повторного контакта с этим переживанием. Но тогда он выпадет из зоны контроля.
Ведь как осуществляется контроль? Возбуждается желание к удовольствию и обеспечивается это самое удовольствие. Поэтому в целях осуществления контроля необходимо разжигать архиважность получения удовольствий. А чтобы «параллельные миры» не отвлекали, тщательно закрепляется связка «удовольствие = счастье». То есть: испытывать удовольствие очень важно! это и есть жизнь! это и есть настоящее счастье! В результате исчезают слова, чтобы описать настоящее счастье, настоящую свободу, настоящую любовь. Эти, настоящие переживания невозможно уже обозначить и описать, потому что все схлопывается на телесные удовольствия или эмоциональные социально-желательные поглаживания. Например, говорим «любовь», а подразумеваем поцелуи, секс, привязанность. Говорим «мечта», а ощущаем вкусно, мягко, красиво, приятно, обласкано, услужливо, почитаемо, уважаемо, преклоняемо… Больше нет слов, чтобы описать другие «любовь», «свободу», «счастье». А если нет слова, то нет ничего. Ибо сначала должно быть слово. Язык — это пока единственный для человечества инструмент «заземлить», обозначить, ввести в реальность физического мира тонкие переживания.
Деньги же, как символ обладания материальными благами, в один прекрасный момент стали ассоциироваться с самими благами. Мы больше не хотим еды – мы в первую очередь хотим денег. Поэтому когда у нас забит холодильник едой, но нет денег, мы беспокоимся больше, чем когда при пустом холодильнике у нас есть деньги. Нас больше не радует наша квартира, если у нас нет денег. Пусть в первую очередь я буду с деньгами, хоть за счет собственной квартиры… И так во всем. Ситуация при которой деньги являются основным критерием, ключевым фактором, приоритетом в процессе принятия решения и есть сущность парадигмы денег. Деньги здесь – первоочередная ценность.
Я использую во многих местах текста выделение шрифта, потому что мне не хватает слов. Так я ставлю акценты.
Этот подлог счастья, эта надуманная иллюзорная ценность обладания и доступа к удовольствиям привела к ажиотажу потребления, который с одной стороны тщательно стимулировался и продолжает стимулироваться рекламой, а с другой стороны привел к кризису перепроизводства огромных размеров. Человечество производит и потребляет невероятную кучу хлама.
Обещание о том, что удовольствие, которое вы сможете купить за деньги принесет счастье, никогда не исполняется. Человек при этом делает вывод, что это от недостатка удовольствия…. И потребление продолжается. Такой вот вечный голод без счастья.
Все приобретает истинное значение в экстремальных ситуациях. Зачем кошелек на необитаемом острове? Что в экстремальной ситуации может реально помочь человеку? Спокойствие, вера, надежда, любовь к жизни, мечта (и, уж поверьте, не о Toyota)… Все это про другое качество восприятия мира и другие ценности.
А теперь внимание! Что может переводить человека в другое качество восприятия?
Это информация.
Вспомните, как книги вас вдохновляли, придавали смелости, заставляли задуматься о смысле жизни… Как неприятные известия настораживали и пугали… Как романтические фильмы возбуждали угасающие чувства… Как научные открытия поражали воображение и отвлекали от быта…
Парадигма денег – это приоритет обладания.
Парадигма информации – это приоритет состояния сознания.
Финансовый кризис для человечества как экстремальная ситуация: кошелек нам больше не поможет.
В парадигме информации деньги никуда не исчезнут. Просто они займут свое законное место. По значимости примерно такое же, какое занимает ложка в процессе поедания супа. И если в парадигме денег в первую очередь было важно количество ложек и их качество, а во вторую очередь – изысканность блюда, то в парадигме информации важно состояние, в котором совершается трапеза. Потому что если тебе на душе плохо, то и королевская закуска в горло не полезет. И, наоборот, в состояниях одухотворения и восторженности – почти не важно что ешь! Главное, чтобы это не отвлекало на себя много внимания и времени.
Парадигма информации – это эпоха, в которой мы уже живем. Люди, принявшие и гармонично существующие в этой парадигме уже есть. Многие из вас, читающих эту статью, могут себя в них узнать. Это образ жизни, при котором человек внешним обстоятельствам придает то количество внимания, которое необходимо для обеспечения насущных потребностей: комфортное проживание, питание, необходимая одежда, отдых, в общем, все то что и было до этого, но без зацикливания внимания на этом. Основной же поток внимания сосредоточен на структурировании вокруг себя информационного поля. Человек парадигмы информации сознательно выбирает информационные потоки, с которыми готов контактировать. Он больше не пассивен в своем восприятии. Почему? Потому что он четко осознает взаимосвязь информации со своей реальной жизнью.
Предлагаю грубый пример, иллюстрирующий эту взаимосвязь, в надежде на то, что он будет понятен абсолютно всем. Используя информацию порносайтов, посетитель таких ресурсов достигает сексуальных реакций. Он может сознательно пользоваться этой информацией как инструментом для достижения необходимого ему состояния (хочу возбудиться – найду способ), или может быть жертвой подобной информации в силу того, что пассивен в восприятии (случайно увидел/услышал/прочел – возбудился).
По аналогии с порносайтами – абсолютно любая информация влияет на состояние сознания со всеми вытекающими отсюда последствиями: реакциями, желаниями, настроениями, поступками, жизненными выборами…
Многие люди, интуитивно чувствуя эти принципы, соприкоснувшись и приняв их из внешних источников (таких как «Поколение Пепси» Пелевина и подобных), начинают отказываться частично или полностью от контакта с телевидением, формируют свои каналы информации через подборку ссылок на ресурсы, тщательно подходят к выбору фильмов для просмотра и не руководствуются программкой ТВ.
Интересный парадокс: человечество порабощено вседозволенностью и объемом предложения. Всего вокруг так много, что невозможно удовлетворить свой спрос. Все силы уходят на выбор предложения из существующих, а на формирование реального запроса ничего не остается.
Это действительно кризис. Экономика – это лишь верхушка айсберга.
Как любая эволюционная ступенька, парадигма информации может обеспечить большую степень свободы, а вместе с этим и ответственности, чем парадигма денег. Это новый фронт задач. Новые вершины и новые пропасти…. Здесь живут «секрет», «кроличья нора», «точка сборки Кастанеды», шаманизм и многое многое другое, где в основе лежит взаимодействие с системой восприятия информации из окружающего мира.
Борис Борисович об этом знал, когда пел:
…
Но мы идём вслепую в странных местах
И всё что есть у нас — это радость и страх,
Страх того, что мы хуже, чем можем
И радость за то, что всё в надёжных руках…
Это потрясающий, волнующий момент перехода в новый этап взросления человечества.
Он неизбежен.
Это как детская психология: взрослеть всегда страшно, но очень притягательно…
Добро пожаловать в парадигму информации, господа.
© Ирина Казаченко. 2009
Журнал «Семаргл»