Кажется, в буддизме нигде прямо не утверждается, что Сиддхартха Гаутама тождественен Вселенной. За Гаутамой не признается божественная сущность, как за Иисусом, которого евангелист Иоанн приравнял к гностическому Логосу (Вселенной). Тем не менее, многое в буддизме толкает к тому, чтобы приравнять Будду Шакьямуни к высшим сущностям. Речь даже не о религиозной практике, выраженной в культе Будды, а о внутренней сути учения. В Махаяне для возвеличивания Гаутамы даже вводится «нирвана с остатком», согласно которой он отказался от растворения в Брахмане и прекращения сансары, чтобы незримо оставаться в мире страдающих.
Это не тот, кто видит, и тот, кто слышит, это не глаз или ухо, но тот, кто есть «это» сознание.
«Это» — Будда. «Это» проявляется в каждом уме.
Сокей-ан
Кажется, в буддизме нигде прямо не утверждается, что Сиддхартха Гаутама тождественен Вселенной. За Гаутамой не признается божественная сущность, как за Иисусом, которого евангелист Иоанн приравнял к гностическому Логосу (Вселенной). Тем не менее, многое в буддизме толкает к тому, чтобы приравнять Будду Шакьямуни к высшим сущностям. Речь даже не о религиозной практике, выраженной в культе Будды, а о внутренней сути учения. Ему присвоен особый титул «Татхагата» – «Самородный» (Так пришедший). В Махаяне для возвеличивания Гаутамы даже вводится «нирвана с остатком», согласно которой он, подобно жертвоприношению Иисуса во имя человеческих грехов, отказался от растворения в Брахмане и прекращения сансары, чтобы незримо оставаться в мире страдающих. В буддизме Ваджраяны имеется пять Будд Мудрости, соответствующих пяти осознаваемым аспектам реальности и пяти скандхам.
Ситуация осложняется еще и тем, что понятие будды присутствует и в индуизме, где оно уже не приписывается какому-то конкретному лицу. Богоподобные описания встречаются в «Тантре Царя Всетворящего», где вселенский Пробуждённый Ум (в образе Самантабхадра Будды) возглашает о себе:
«Я – сердцевина всего сущего. Я – семя всего сущего. Я – причина всего сущего. Я – ствол всего сущего. Я – основа всего сущего. Я – корень всего сущего. Я – «сердцевина», потому что я содержу в себе все явления. Я – «семя», потому что я порождаю всё. Я – «причина», потому что всё происходит из меня. Я – «ствол», потому что ответвление любого события произрастает из меня. Я – «основа», потому что всё пребывает во мне. Я зовусь «корень», потому что я есть всё».
Итак, примем как аксиому утверждение, что Будда Гаутама тождественен Вселенной, а Иисус Христос равен Логосу. Это не предполагает мерзкую человеческую привычку падать ниц и биться лбом о землю. Просто попробуем это понять.
В современной физике используется понятие светового конуса в пространстве Минковского, где две координаты являются пространственными (и, таким образом, определяют плоскость), а третья – временной. Физическое событие А, происходящее в некоторый момент времени в некотором месте Вселенной, представляется в этой модели точкой. Плоскость пространства, соответствующая этой точке, есть по смыслу мгновенное состояние Вселенной в данный момент времени. Это – идеальная плоскость, поскольку с точки зрения физики конечная скорость света исключает возможность получения реальной Вселенной «сейчас». И поэтому картинка ночного неба, которую мы видим над своими головами, ложна. Так, свет от Луны долетел к нам почти мгновенно, а свет от отдаленной звезды был испущен тысячи лет назад, так что сама эта звезда может уже и не существовать. Лишь на коротких расстояниях, сопоставимых со скоростью света, можно говорить о синхронном «сейчас», которое мы имеем на своих (плоских) фотографиях.
Световой конус
Т.о. в идеальном пространстве Минковского время можно считать штырем, на который нанизываются эти плоские кадры один за другим, будто использованные чеки. Толщина этих кадров равна физическому мгновению, математическим аналогом которого является «бесконечно малая величина» – дифференциал. Частота мелькания этих дифференциалов является для нас загадкой. Мы измеряем время днями, часами, минутами, секундами и т.д. до бесконечности, как, например, в апориях Зенона, где интервал становится все меньше и меньше. Т.о. частота этих кадров должна быть обратно пропорциональна дифференциалу, т.е. быть «бесконечно большой величиной».
Каждый такой кадр есть идеальное «сейчас» Вселенной в локальной области. «Кино» начинается с некоторого события А и принимает форму конуса, поскольку скорость свет конечна, и поэтому Вселенная растянута не только в пространстве, но и во времени. Невозможно получить, как уже сказано, мгновенный снимокблин всей Вселенной «сейчас», ибо для этого требуется бесконечная скорость передачи сигнала, который бы дошел до нас от солнца и от края Вселенной за одно и то же мгновение.
Если не вдаваться в подробности математического устройства светового конуса, то на интуитивном уровне его природа очевидна. Допустим, что мы с вами находимся в темном зале. Поскольку расстояние между нами ничтожно мало по сравнению со скоростью света (мы не растянуты друг от друга во времени), то можно считать, что мы оба находимся в идеальном «сейчас» нашего обычного абсолютного времени. Пусть у вас в руках синий фонарь, а в моих – красный.
Фонарь
Светя этими фонарями перед собою, мы выхватываем из темного пространства те предметы, что находятся на нашем пути, а затем начинаем двигаться в свете своего конуса к тем целям, которые кажутся нам желанными или предпочтительными. Расширим теперь эту метафору на всю нашу жизнь и представим, что перед нами не темное пространство, а темное время (ведь наше будущее является для нас темным в том смысле, что мы не можем знать его). Тогда ваш синий конус высвечивает перед вами ваше потенциальное (абсолютное) будущее, а мой фонарь показывает мое будущее в красном конусе. В пересечении их находится наше потенциальное общее будущее, где мы можем встретиться или нет, ибо все зависит от того пути, по которому каждый из нас пойдет. Мы свободны внутри своего конуса, чтобы выстраивать в нем ту или иную траекторию – свою судьбу. Как часто человек говорит себе с радостью или сожалением: если бы я в тот раз пошел налево, а не направо, то не встретил бы свою будущую жену (мужа), а если бы я вышел в тот день на минуту позже из дома, то не попал бы под автобус.
В момент своего рождения мы имеем самый большой конус абсолютного будущего, внутри которого пройдет вся наша жизнь. Но, идя по жизни, мы шаг за шагом тащим этот конус за собою от события А к событию В и делаем его все меньше и меньше, а оглядываясь назад, видим тысячи упущенных возможностей. Поэтому главный световой конус, который образуется в момент нашего рождения (суперконус), можно считать суммой всех наших возможных судеб.
Конусы
С этого нулевого для нас момента мы вынуждены постоянно выбирать один поступок за другим из сотен возможных. А если мы не желаем принимать решение, то выбор за нас делает то самое темное время, которое никому, пока он жив, не позволяет остановиться. Поэтому когда мы в соответствие с собственными намерениями или по воле обстоятельств и времени приходим из события А к событию В, мы лишаемся навсегда части своих радостей и бед (желтая зона).
Очевидно, наша судьба, какой бы она ни была, не будет противоречить законам нашей реальности. В этом смысле суперконус является множеством всех возможных причинно-следственных цепей, из которых могла бы состоять наша физическая жизнь. К сожалению, необратимость времени позволяет нам пройти только одну такую цепь, прожить только одну судьбу, но осмыслить мы способны тысячи разных цепей. Собственно, идя по жизни, мы это и делаем – мысленно просматриваем возможные изгибы нашей судьбы и выбираем тот, который по нашему мнению нам больше подходит.
Вся наша жизнь, проведем ли мы ее не выходя из дома, где родились, или отправившись в космическое путешествие к звездам, не выйдет за пределы нашего суперконуса. Поэтому все наши случайные столкновения и роковые встречи с другими людьми находятся в пересечении нашего суперконуса с их суперконусами. Например, историю жизни Джека, который женился на Мери и после рождения двух детей неожиданно скончался, можно представить таким рисунком:
Конус Джека
В сущности, все эти суперконусы имеют одну и ту же общую реальность, ведь дальше Вселенной никому не уйти. Конечно, эта реальность не остается одной и той же, но, как и мы, изменяется. Ей соответствует суперконус Большого взрыва, и с тех пор эта Вселенная расширяется в темное время своего будущего (Лаплас был уверен, что в абсолютно детерминированной Вселенной время не является темным, поскольку в «уме божьем» все уже заранее известно, но принцип неопределенности поставил этого всезнающий ум под сомнение, выраженное Эйнштейном в знаменитой фразе: «Бог не играет в кости»).
В данном случае нас интересует стабильный мир. Чтобы устранить изменения в реальности, мы можем пренебречь временем в том смысле, что наши жизни слишком коротки по сравнению с космическими процессами. Но и тогда реальность не станет абсолютно стационарной: лето сменяется осенью и т.д. Однако если мы перейдем от физического суперконуса к ментальному, то можем считать, что формально взятая Вселенная (а как еще ее можно взять?) стационарна, а наш суперконус в ней является множеством непротиворечивых окрестностей точки возникновения нашего ментального самосознания из одного-единственного и общего для нас всех Сознания, истинного Я.
Можно сказать, что в ментальном суперконусе мы переходим от материализма к Платоновскому идеализму, в котором идеи выше вещей. Его вершина и есть Я-Брахман (тождественный Атману), а весь конус, восходящий из этой вершины, — это оно-атман, наше самосознание. Будем писать: Я
Внутри суперконуса находится наш ментальный мир, который, естественно, больше физического мира, ведь осмыслить мы способны гораздо больше, чем осуществить. Наш субъективный мир включает в себя объективный, но оказывается больше (и намного) его. Например, если мы видим коня, то этот конь есть как в объективном, так и в нашем субъективном мире, но вот пегас или кентавр существуют только в ментальном мире, равно как числа, геометрические фигуры, множества, функции, вся математика и вообще вся наука (именно на этом настаивал Платон). Мы говорим и даже успешно измеряем такие физические характеристики как масса, температура, энергия. Но это – лишь ментальности. По крайней мере, планеты очень удивились бы (если бы могли удивляться), что они движутся по закону какого-то Ньютона или по тензорам его приятеля Эйнштейна.
Следующий рисунок представляет собою четыре совмещенных ментальных суперконуса – мой, ваш, вашего соседа и его собаки. Именно так. У собаки тоже есть душа. Не верьте Церкви, которая отказывает животным в душе. В вашей любимой собаке или кошке тоже есть Брахман, чистое Сознание. Это Сознание генерирует беспрерывно всевозможные самосознания. Но вернемся к нашему рисунку. Выбор четырех конусов совершенно условен. Из них так же условно закрашены только два треугольника. Пусть по-прежнему красный будет моим, а синий — вашим. Назовем эту восьмиконечную звезду «Розой Мира» для поэтичности.
Роза мира
Желтый ромб – «завязь цветка» Р представляет собою нашу реальность, которую мы по небрежности или злому умыслу называем «физическим миром». Реальность Р – это Майя. Она является пересечением всех ментальных суперконусов. А еще проще, желтый ромб является общей частью всех экзистенциальных миров. Иначе говоря, реальность – это то, что Юнг называл «коллективным бессознательным» (хотя сам Юнг вкладывал в это понятие другой смысл, подразумевая психическое поле, в котором живет общество с его инстинктами, традициями, табу и нравственностью). Понятно, что в нашем коллективном бессознательном участвуют и животные, — все, в ком присутствует Сознание. Словом, реальность – это общая комната встреч в нашем огромном доме – «Розе Мира», а каждый из лепестков этой розы – чьи-то отдельные апартаменты, личное пространство абсолютно оригинального самосознания. Там вы храните свою индивидуальность, собственную историю отдельно взятой души. Там существуют ваши сны, ваши навязчивые идеи, ваши кумиры и демоны, ваша совесть и ваша глупость — все, что существует только для вас и ни для кого больше.
«Роза Мира» может помочь нам понять путаницу между субъективным и объективным, которую мы часто допускаем в своих тайных мечтах, творческих идеях или околонаучных рассуждениях. Эта путаница осознанно используется в фантастической литературе. Самый популярный сюжет в ней — история о персонаже, который отправляется в прошлое, чтобы что-то там исправить (например, предотвратить катастрофу или убить тирана). В понятиях световых конусов этот персонаж оправляется из некоторого события В в событие А, которое образует более ранний и поэтому больший световой конус, чем тот, в котором он находится ныне. Правдоподобность и невероятность этой истории заключается именно в том, что все мы интуитивно знакомы с «Розой Мира».
Данный персонаж, как и любой из нас, несомненно является владельцем своего лепестка, частью которого оказывается и желтое соцветие. Но на этом правдоподобность кончается, поскольку этот герой отправляется из своего ментально лепестка, где он единственный хозяин, в нашу общую реальность, которая на время должна стать его полной собственностью. А как же все мы, совладельцы соцветия? Там он что-то меняет в своей судьбе, но это неотвратимым образом сказывается и на наших судьбах в прошлом. Возможно, тот тиран, которого он убил, был вашим дедушкой, и тогда ваше нынешнее существование оказывается невозможным. А куда девать всех тех, которые давным-давно погибли в катастрофе, а теперь воскресли со своими рожденными в потустороннем мире детьми и внуками?
Все это говорит нам, что реальность есть часть моего и/или вашего ментального мира, но именно как пересечение всех ментальных миром, как «коллективное бессознательное» она оказывается объективной реальностью. У всех самосознаний есть на нее права, но ни у кого нет исключительных прав.
Например, я написал эту статью в своем ментальном мире, в своем « красном лепестке», а вы читаете ее – в своем «синем лепестке». Ведь я писал ее сначала в своей голове, а затем с помощью всевозможных приспособлений (бумажных или электронных) перенес ее в «желтый ромб» – в нашу реальность. Там вы ее и взяли. Но где вы читаете эту статью? В своей голове! Если бы я не принес свои размышления из красного лепестка в завязь «Розы Мира», вы бы никогда не узнали о существовании этой статьи, существующей только в моем ментальном мире. Без «желтого соцветия» нам оставалось бы только телепортировать друг другу свои мысли (хотя и в этом случае необходима некая объективная среда для переноса информации).
Но без этой общей реальности мы вообще не знали бы о существовании друг друга. Каждое самосознание жило бы в своей персонально замкнутой Вселенной, как тот гипотетический мозг без органов чувств, который мы обсуждали в статье «Что есть Я?», и чувствовала бы себя такая душа так же, как одинокий бог Моисея, которому стало невыносимо скучно в созданном им бездушном мире.
Именно так мусульмане утверждают, что Коран существует «на небе», в уме бога, и спускается на землю в виде Закона, который затем тиражируется в миллионах книжных экземпляров. Точно так же Иисус у христиан пребывает вечно вне времени, в своем субъективном лепестке, и лишь однажды, приняв плоть человеческую, он зашел в нашу общую комнату – реальность, где его и казнили за грехи наших душ. Вот и вся разница. Но это не шутка. Это научное утверждение: каждое оно, и
4000
золированное в своем мире-языке, сотворенном из Я, есть бог-демиург, творец Вселенной. Каждое самосознание и есть тот самый деистический бог Пифагора, Платона, Ньютона, Лейбница, Спинозы.
Теперь мы можем дать определение и теистическому, всеобъемлющему Богу-Господу, исходя, разумеется, из интуитивного представления о нем как о всезнающем и всемогу¬щем Создателе. Бог – это сумма всех наших самосознаний, объединение всех ментальных суперконусов. Бог – это вся «Роза Мира». Он объемлет не только нашу реальность, но и наши сокровенные мысли, чувства и сны. Бог знает все! Вы же теперь можете собственными глазами узреть разницу между этим богом и Брахманом. Пусть ни один теистический жрец не смеет вам говорить, что его бог и высшая духовная инстанция – одно и то же. В «Розе Мира» истинное и единственное Я не может быть обозначено даже бесконечно малой величиной – математической точкой. То, что можно назвать Дао, не есть истинное Дао. То, что можно назвать Богом, нельзя назвать даже Богом. Это Я – вне нашего языка, вне нашего самосознания. С него начинается наш ментальный суперконус.
«Роза Мира» обладает тремя замечательными свойствами.
1. Если из «Розы Мира» выдернуть любой лепесток – ваш (синий) или мой (красный), то желтое соцветие не пострадает. Это соответствует тому, что если вы и/или я умрем, мы не унесем с собою нашу общую для всех реальность – физический мир. Мы сталкиваемся с этим, когда кто-то из наших близких навсегда уходит из этой реальности. Его больше нет, а его вещи лежат на своих обычных местах как ни в чем не бывало. И мы понимаем, что это потрясшее нас горе ничего не изменило в мире.
2. Если из «Розы Мира» выдернуть все лепестки, кроме одного – моего или вашего, ромб Р останется прежним. Это соответствует тому, что если погибнут все живые существа (включая собак и т.д.) кроме вас или меня, Вселенная сохранится. Очевидно, когда Робинзон оказался на необитаемом острове, то вполне мог считать (и, несомненно, именно так и чувствовал), что он остался один во Вселенной. Но небо оставалось тем же, и солнце по-прежнему всходило и заходило для единственного наблюдателя.
3. «Роза Мира» исчезнет, если в ней не останется ни одного лепестка. Вселенная есть «коллективное бессознательное» наших душ. Пуанкаре риторически иронизировал: «Если в мире не останется никого, в чей голове будет решаться вопрос о существовании мира?» В другой истории Эйнштейн полемизировал с Бором по поводу принципа неопределенности. Бор настаивал на концепции «коллапса волновой функции», согласно которой волна превращается в частицу, как только ее пытаются зафиксировать. И тогда Эйнштейн пошутил: «Неужели вы полагаете, что Луна существует только тогда, когда вы на нее смотрите?» Не помню, что ответил сам себе Пуанкаре и как отреагировал Бор на вопрос оппонента, но за их шутками стоит совершенно серьезный ответ Гаутамы: Без самосознания нет Вселенной. Иллюзорность Майи равна иллюзорности души.
Что же станет с физическим миром, если в нем не останется ни одной души? Гностики говорили: мир без души – лишь куча мусора. Но все еще «хуже». Без души Вселенная становится тем, из чего произошла, — Дао. Царством Небесным! Именно об этом говорил и Иисус. «Не войдете в это Царство Небесное, пока не отдадите все до последней полушки своей души».
В этом заключается тождество будды и Вселенной. Очевидно, когда Гаутама сказал это впервые своим ученикам (а он должен был это сделать), он поразил их так, что с этого дня и началось его обожествление. Тот, кто равен Вселенной (а Будда лгать не станет!), есть божество. История цивилизации и здравый смысл подсказывают нам, что в этом мире ученики есть зло. Если ученик равен учителю, то он ему уже не ученик. Если же ученик не достиг учителя, он неизбежно упростит, запутает и извратит истину своего учителя и самую сущность своего кумира. Это произошло с Гаутамой, это произошло и с Иисусом. Да, Будда тождественен Вселенной, а Иисус есть Логос.
НО ВСЕ ВЫ – БУДДЫ, ВСЕ ВЫ – ТАТХАГАТЫ, ВСЕ ВЫ – ЛОГОС. Нужно лишь пробудиться, чтобы понять это. Ваша иллюзорная душа тождественна иллюзорной Майе. С вами рождается и умирает ментальная Вселенная, а какой-то другой физической Вселенной просто нет. Прямым следствием этого становится изолированность и самодостаточность каждого самосознания. Крайняя форма этого чувства в поэтической форме была выражена Ходасевичем: «Есть я! Все остальные – подделки». Но чувство единородства с другими самосознаниями остается как «дородовая память». Когда-то все было одним, и одно было всем (Изумрудная скрижаль). Это Единое и есть неуловимое и абсолютное Я.
Великая скорбь пробудившегося в этом спящем мире заключается именно в том, что все – будды, но эти человеческие будды часто оказываются грубыми животными и мерзкими чудовищами с гоголевскими рылами. Вот где-то звучит музыка. Это – «Реквием» Моцарта. Но вам, возможно, некогда ее слушать. У вас есть дела поважнее. Сколько же стоит эта музыка? Моцарту она стоила жизни. Вам – не стоит ничего. Так сколько стоит будда, тождественный Вселенной? Все зависит от того, кто назначает цену.