Известно, что каждый человек по-разному обрабатывает свой внутренний опыт. Например, если сказать: «представьте себе апельсин», у одного в голове возникнет визуальный образ фрукта, другой про себя произнесет его название, а третий мысленно ощутит упругую кожуру, вспомнит вкус апельсина. Конечно, человеку доступны все три способа представления — визуальный, аудиальный и кинестетический (чувственный), но один из них является предпочтительным, в психологии это называется репрезентативной системой.Прежде всего, выберите небольшой, не очень сложный предмет. Например, спичечный коробок. Внимательно исследуйте его, повертите в руке, рассмотрите со всех сторон. Наша задача — запечатлеть предмет в памяти при помощи чувственного восприятия. Здесь нам понадобится метод наложения.
Известно, что каждый человек по-разному обрабатывает свой внутренний опыт. Например, если сказать: «представьте себе апельсин», у одного в голове возникнет визуальный образ фрукта, другой про себя произнесет его название, а третий мысленно ощутит упругую кожуру, вспомнит вкус апельсина. Конечно, человеку доступны все три способа представления — визуальный, аудиальный и кинестетический (чувственный), но один из них является предпочтительным, в психологии это называется репрезентативной системой.
Знаете, как психологи входят с нами в контакт? Они вычисляют наши репрезентативные системы, наблюдая за движением глаз и фиксируя глаголы, наречия и прилагательные, которые мы используем, рассказывая о своих проблемах. Например, если вы будете использовать фразы, типа «я не вижу выхода…», «мне все ясно», или «если посмотреть на это с другой стороны…», к тому же, при ответе на вопросы, ваши глаза будут делать движение кверху, психолог сделает вывод, что ваша репрезентативная система — визуальная. Ему останется только присоединиться к ней, используя такие же глаголы и предлагая схемы общения, основанные на визуализации. Такому психологу вы будете полностью доверять.
В чем суть метода наложения? В том, что вы, зная свою репрезентативную систему (а ее я предлагаю вам определить путем самоанализа), будете стараться включать все способы представления (визуальный, аудиальный и кинестетический), «подтягивая» их своим ведущим способом. Например, если вам визуализировать сложнее, чем представлять (вспоминать) ощущения, в случае со спичечным коробком, представьте, что вы проводите пальцем по шершавой боковой поверхности, ощущаете вес коробка. Тем, кому легче дается аудиализация, можно вспомнить звуки, издаваемые коробком со спичками, если его потрясти, можно мысленно произнести «спичечный коробок». Теперь создайте в воображении целостный образ спичечного коробка, визуализируйте его, ощущайте его, включите фантазию.
Не жалейте времени на подобное упражнение, стремитесь развить все системы представления в равной степени. В этом основа успеха вашего последующего развития. Типичная ошибка, допускаемая в начале обучения, это пренебрежение тем, что кажется незначительным, второстепенным.
О самогипнозе. Сейчас мы не будем подробно останавливаться на деталях и принципах. Достаточно будет сказать, что всякий циклический процесс, особенно согласованный с ритмом дыхания, есть элемент гипнотического воздействия. Зачем это нужно? В этом состоянии наше сознание лучше всего усваивает и обрабатывает информацию. Отнеситесь к своему сознанию, как к объекту, который нужно исследовать, с которым нужно работать и развивать его. «Процесс следит за процессом» — эту мантру придумали хитрые психологи, чтобы сбить нас с толку, чтобы мы сами не занялись собственной психикой, лишая их куска хлеба.
Часто нас пытаются обучить, предлагая расслабиться, представить какую-либо картину, провести какие-либо мысленные действия, что-либо почувствовать, но при этом совершенно не объясняют, что значит расслабиться, что значит представить, почувствовать. Если обучающий обладает личной харизмой, является хорошим психологом и мастером суггестии, мы чувствуем эффект обучения, но лишь на протяжении периода воздействия харизмы и недолгого инерционного периода. Но такой способ развития скорей эффектный, чем эффективный, в последствии «ученики» бегают на консультации «греться» к своему «гуру», проходят курс повторно и неоднократно, и получается как в анекдоте: «У меня отличный психотерапевт, я у него всю жизнь лечусь».
Никакого продвижения вперед не будет, пока нет понимания, что никто не сделает вместо вас вашу работу. Более того, будьте уверены, если вы не займетесь своим сознанием, то им займутся другие, и займутся профессионально.
I Этап.
Садимся в кресло, принимаем удобную позу (любителям восточной мудрости кресло необязательно, можно принять любую удобную позу сидя — лотоса, полулотоса, алмаза), входим в ровное психо-эмоциональное состояние, закрываем глаза. Разметка. Здесь мы представляем пространство с двумя параметрами. Условно назовем один, например, «внутри», другой — «снаружи». Определения произвольны, можно назвать «здесь» и «там», это не столь важно, главное — чтобы в сознании определилось пространство, состоящее из двух частей. Не стоит делить пространство искусственно созданными разграничителями, вроде заборов, плоскостей, линий и т.п. Все должно быть предельно просто, объявите про себя пространство разделенным — этого будет достаточно.
II Этап.
Представляем выбранный заранее предмет, как говорят психологи, создаем мысленную конструкцию. Помните о принципе наложения, создайте образ предмета как можно более полный. Вам известно, что если пристально смотреть на объект, то его эйдетический образ проецируется на сетчатку глаз еще некоторое время после удаления объекта? Попробуйте создать нечто подобное.
III Этап.
Сделайте спокойный глубокий вдох. Образ предмета при этом плавно перемещается в область «близко». Эта область может представляться внутри головы, или снаружи. Сделайте спокойный глубокий выдох. Вместе с выдохом предмет перемещается в область «далеко». Дышите размеренно, глубоко, спокойно. Вдох делайте носом, выдох ртом. Все внимание — на предмете, не теряйте его из виду, старайтесь сделать его движение плавным. Это и есть тот циклический процесс, маятник, элемент самогипноза. Не засыпайте, контролируйте ситуацию, но и не отвлекайтесь. Ощущение «перед сном» и есть то состояние, которого мы добиваемся.
IV Этап.
Усложним работу, уберем элемент движения из процесса. В нашем сознании закреплены две области нахождения предмета. В этих местах находятся матрицы его непроявленной материи. Станем наполнять эти матрицы материей мысли, проявлять, «творить» образ. Ритм дыхания остается прежним, но представляемый предмет теперь не перемещается, а появляется и исчезает в заданных областях. Причем не мгновенно, а, как бы, проявляется из тумана (туман представлять не нужно, это образное выражение), постепенно материализуется в течение вдоха или выдоха, одновременно в противоположной области он с такой же интенсивностью исчезает, дематериализуется.
Это упражнение более сложное, но наша задача и есть движение от простого к сложному. Не вздумайте говорить себе, что у вас не получится. Получится. Я вам это гарантирую. Потому что открыл секрет, почему у многих не получается. Очень часто эти «многие» опускают начальные этапы ввиду их простоты, или пренебрегают подготовительной стадией. Вы пробовали вскочить на ходу в набравший ход поезд? А они пробуют. Бывает, и под колеса попадают — сознание шуток не любит. Поэтому и не получается. Все просто. Есть, правда, особая категория «пассажиров», к которой вы не относитесь. Они вообще никуда не едут, и даже не хотят. Они симулируют, но это совершенно не их вина.
Завершаем упражнение глубоким вдохом и глубоким выдохом.
Отрывок из книги С. Сырокомли «Путь к бессмертию»