Випассана, или чем вымощена дорога в рай

Випассана, или чем вымощена дорога в райС языка пали слово «випассана» переводится как «видение вещей как они есть». Сам Будда с ее помощью достиг просветления. Сегодня попытаться повторить его опыт может любой смертный. Я попробовала. Как? Говорят, что достаточно на 10 дней уйти от мира и посвятить себя медитации. А для этого нужно записаться на семинар, который регулярно проводится в Подмосковье.С языка пали слово «випассана» переводится как «видение вещей как они есть». Сам Будда с ее помощью достиг просветления. Сегодня попытаться повторить его опыт может любой смертный. Я попробовала.

Випассана, или чем вымощена дорога в рай

Как? Говорят, что достаточно на 10 дней уйти от мира и посвятить себя медитации. А для этого нужно записаться на семинар, который регулярно проводится в Подмосковье.

Мой богатый опыт (а я собиралась на випассану в седьмой раз) подсказывал, что лучше всего ехать на майские праздники. Курсы существуют на пожертвования и проходят, как правило, в шатких зданиях подмосковных пионерлагерей. Когда медитируешь осенью, из-за неподвижной позы тело сводит от холода. А ведь медитации идут с раннего утра до поздней ночи. Однако, несмотря на жесткие правила (нельзя разговаривать, слушать музыку, курить, вести записи, рисовать, фотографировать, носить яркую одежду, спать в неположенные часы, есть после 17.00), попасть на семинар сложно. Я подала заявку в первый же день регистрации на сайте. На следующий день прием заявок закончился. Как всегда, оказалось, что желающих на десять дней окунуться в жизнь, максимально приближенную к условиям буддистского монастыря, по-прежнему достаточно.

Приезд

За день до начала семинара размещаемся в корпусах. Все быстро знакомятся и тут же прощаются: уже завтра разговаривать между собой будет запрещено.

День первый

Подъем в четыре утра. Вставать тяжело ужасно — дома в это время я только ложусь. Бреду в зал. Два часа медитации. Инструкция следующая: наблюдать за дыханием под ноздрями. В течение первых трех дней это будет наша рабочая техника — анапана.

Наблюдение за дыханием, объясняет учитель, отличный способ сосредоточиться. Нужно спокойно созерцать вдох и выдох, следить за прикосновениями воздуха к коже над верхней губой и за своими ощущениями. Такая практика собирает ум, способствует концентрации внимания и пригодится в дальнейшем.

Помню, когда я оказалась на подобном уроке в первый раз, решила, что попала в секту. Учитель включает записи, на которых повторяются одни и те же слова, все задания студенты выполняют по сигналу гонга. Он потом мерещится во сне. Монотонные однообразные действия и бесконечные часы медитации могут снести крышу. По этой причине людей с нарушениями психики на курс не берут.

Надо молчать, хотя все время хочется что-то сказать или хмыкнуть. Кажется, это такая игра и скоро все кончится. Из-за того, что с раннего утра сидишь в позе лотоса, к вечеру ноги ноют так, словно весь день гоняла по волнам на кайте. Неужели еще девять дней?! В который раз я здесь, и снова будто впервые… Проваливаюсь в сон.

День второй

Второй и шестой дни — самые сложные, предупреждает нас учитель. Накапливается усталость, ум занят переживанием каких-то минувших событий и не может успокоиться, поэтому медитации даются с трудом. Ну уж нет, думаю я, глупости, для меня всегда самый тяжелый день — первый, а он позади.

Медитационный зал делится на две части: для мужчин и для женщин. Учитель садится лицом к медитирующим. Все будут слушать аудиозаписи с песнопениями или лекциями.

Во второй половине дня возникает вязкое ощущение, что время стоит на месте. С утра до вечера — медитации. Выдержать каждую — победа. Засыпаю при любой возможности. Под вечер колени опять стонут от боли. Еще болит живот. И голова. И вообще такое чувство, что в спину метал ножи пьяный факир. Они застряли между ребрами и покачиваются в такт дыханию.

День третий

В голове играет песня группы 2H Company «Это не конец, это не конец, не загустел ведь в башке понимания холодец». Пытаюсь отпустить эти назойливые слова, но они жалят мозг, как пчелы несчастного Винни-Пуха. Эх, подвигаться бы! На курсе запрещено заниматься другими практиками, но я, если в комнате нет соседей, потихонечку практикую хатха-йогу. После нескольких асан тело говорит мне спасибо.

День четвертый

Отныне каждый новый день будет начинаться с введения дополнений к основной технике. Позади первые три дня анапаны, когда мы наблюдали за дыханием. Сегодня дается новая техника — випассана. Нужно следить за любыми ощущениями на поверхности тела: болью, покалыванием, холодом, жаром, малейшим раздражением, прислушиваться ко всему, что нельзя описать словами. Сначала внимание собирается на макушке, постепенно переводится ниже — на лицо, шею, грудь, спину, ноги.

В этот день меня ничего не раздражает, боль в коленях от сидения на твердом полу становится терпимой и уходит на второй план, растворяется, превращается в тепло. Но атмосфера вокруг, надо сказать, гнетущая: все охают и вздыхают. Хихикаю про себя над новичками, которые каждые две минуты разминают ноги: «Ха-ха, не поможет, не поможет!» Правда, иногда ехидные мысли сменяются сочувствием: «Как же им тяжело!»

День пятый

Снова випассана. Со вчерашнего дня прибавили еще три часа медитации адиттана («твердая решимость»). Сижу абсолютно неподвижно целый час, наблюдаю за ощущениями в теле. С непривычки — китайская пытка, но на деле такая неподвижная поза успокаивает поток мыслей. В принципе, чем меньше отвлекаешься, тем выше степень концентрации.

День шестой

Раздражает меня тут одна дама. Подкрадывается сзади и громко кашляет. То и дело вздрагиваю. Вообще, здесь каждого что-то рано или поздно начинает выводить из себя: непривычный график, храпящий сосед, очередь в душ, невкусная еда, невыносимое количество медитаций. В итоге все так достает, что можно заболеть. Но, если задуматься, то и в жизни мы часто раздражаемся из-за мелочей.

Как же опротивела столовская еда! Сплошной тмин и огромные куски капусты. Их надо распиливать ложкой. Вилок нет. Бу-ээ.

День седьмой

Когда же это закончится? Хочу домой! И еще хочу есть. Хочу есть. Даже спать не могу. Сырники…

День восьмой

Думаю о десятом дне. В последний день будет торт. Наверняка ведь со сгущенкой. Во время медитации чувствую себя заключенной женской колонии, которой сидеть за решеткой еще пять лет. Но уже вечером понимаю, что все эти невыносимые условия ради моего же блага. Вегетарианская еда легко усваивается, и мне хватает, так как двигаюсь мало. Общение только навредило бы, начала бы сравнивать себя с остальными. Вообще любая деятельность — это отвлечение ума. Чем ее меньше, тем проще медитировать и тем легче воспринять технику випассаны в чистом виде.

Вымыла голову, лежу на траве, сушу волосы. Прибегает собака и ложится рядом. Высовывает язык и жадно дышит. Невнимательный сосед слева майского жука раздавил…

День девятый

Собаки лают всю ночь. Постоянно просыпаюсь. Сновидения короткие и яркие. Перед лекциями прогуливаюсь вокруг здания. Надо сказать, что лекции Гоенки — один из самых приятных и ярких моментов курса. Это очень позитивный, веселый и мудрый человек, его слова вдохновляют и снимают напряжение. Он постоянно говорит о важности правильного понимания техники. И даже «старые» студенты, такие как я, снова и снова открывают нюансы. Иду на занятия медленно, чувствую кожу стоп. Думаю о смысле жизни. Как мне дальше жить? Каков мой путь?

День десятый

Новая техника — метта-бхавана. Надо сосредоточиться на тепле в центре груди и разделить со всеми существами во Вселенной все то, что ты получил здесь за эти десять дней. Народ вокруг — кто рыдает, кто улыбается. А я ничего не чувствую. Какая же я, наверное, черствая.

Выхожу из зала. Надо начинать общаться. Еле выдавливаю из себя слова. Собственный голос звучит непривычно и гулко. Никого не хочется перебивать, любопытно слушать. Помалкиваю о том, что это мой седьмой курс. Те же, кому говорю, округляют глаза: как можно столько раз подвергать себя таким страданиям?! После первого раза я тоже клялась, что на такое самоистязание больше не отважусь. Прибежала через полгода.

И вдруг меня накрывает радость. Я осознаю что пережила. Все тяжелые мысли исчезли, вся боль ушла. Как легко и спокойно жить! Как я люблю всех вокруг и хочу, чтобы все попробовали эту замечательную технику! Она сложная, но удивительно эффективная! Нет преград, нет причин для грусти. Сама Вселенная мне поддержка. Я лишь волна, взлетевшая над океаном. Пусть все существа разделят мою радость и покой, пусть все в мире будут счастливы!

Источник:
Лилия Карцева
Живи!