Если вера в теорию заговора основана на мировоззренческих установках человека, переубедить несчастного рациональными средствами практически невозможно. Верить в подобное людей побуждает потребность в осмыслении собственного существования. Учёные из Йельского университета (США) под руководством Анны-Кайсы Ньюхайзер исследовали причины, по которым люди верят в теории заговора.Если вера в теорию заговора основана на мировоззренческих установках человека, переубедить несчастного рациональными средствами практически невозможно. Верить в подобное людей побуждает потребность в осмыслении собственного существования.
Учёные из Йельского университета (США) под руководством Анны-Кайсы Ньюхайзер исследовали причины, по которым люди верят в теории заговора. Участниками опроса стали 144 студента, читавших «Код да Винчи» Дэна Брауна. Исследователи считают, что верящие в замалчивание католической церковью правды об общих детях Иисуса из Назарета и Марии из Магдалы не маргиналы, а потому очень ценны для науки — в отличие от «типов в шапочках из фольги». (Возможно, доверчивые читатели Брауна не считаются маргиналами по той простой причине, что их кумира показывали по телевизору — из которого Дэн вещал, что «Код» основан на фактах.)
Библейскому числу студентов задали самые разнообразные вопросы, которые, помимо прочего, выявляли согласие или несогласие респондентов с основными тезисами «Кода да Винчи», с положениями христианского канона и философии нью-эйджа, а также позволяли оценить силу страха смерти. 50 избранных участников (наиболее убеждённых в существовании церковного заговора) затем получили в своё распоряжение убедительные доказательства того, что г-н Браун говорил по телевизору неправду. В результате убеждённость в правоте сочинителя у склонявшихся к христианству участников опроса пошатнулась, у склонявшихся к нью-эйджу — осталась неизменной. (Христианство в исследовании противопоставлялось не атеизму, а нью-эйджу: судя по всему, из-за сходства последнего с мировоззрением, которое сталкивалось в книге с христианским, — смесью гностицизма и язычества.)
«Код да Винчи» основан по большому счёту на предположении,
что на картине «Тайная вечеря» Леонардо фигура слева от Иисуса
не Иоанн Богослов, а Мария Магдалина.
(Изображение Bettmann / Corbis.)
«Коду да Винчи», по словам г-жи Ньюхайзер, верят также те, у кого сильнее выражен страх смерти. Исследовательница объясняет результаты опроса тем, что теории заговора уменьшают у людей тревогу, проистекающую из отсутствия (в их восприятии) контроля над своим существованием, предлагая «причины, по которым происходят события». Природу убеждённости людей в правдивости теорий заговора она называет «фундаментальной», связанной не только с контролем над существованием, но и со смыслом последнего, а также с чувством собственной безопасности, и подчёркивает, что логика в подобных случаях не является действенным средством переубеждения. (Следует добавить, что — согласно результатам исследования — природа веры в теории заговора является фундаментальной только тогда, когда она связана с мировоззренческими установками человека, ведь брауниты-христиане отказались от Брауна.)
Анна-Кайса Ньюхайзер и её коллеги, называющие исследование предварительным, намерены продолжить работу над изучением причин, по которым люди верят другим популярным теориям заговора.
Источник:
Psychological Science
Компьюлента