Результатом ваших взаимоотношений с самим собой прежде всего должно быть уважение к себе, собственное достоинство. Уважение к себе — это мысли и представления, которые вы имеете в отношении себя. Гордыня и тщеславие подразумевает сравнение себя с другими, взгляд на себя на фоне других. Собственное достоинство и самоуважение прекрасно уживаются и с любовью к ближнему. Уважаю себя – уважаю других. Люблю себя – люблю других. Мы на равных.Результатом ваших взаимоотношений с самим собой прежде всего должно быть уважение к себе, собственное достоинство. Уважение к себе — это мысли и представления, которые вы имеете в отношении себя. Гордыня и тщеславие подразумевает сравнение себя с другими, взгляд на себя на фоне других. Собственное достоинство и самоуважение прекрасно уживаются и с любовью к ближнему. Уважаю себя – уважаю других. Люблю себя – люблю других. Мы на равных. Ни перед кем не нужно принижаться. Не надо быть жертвой и мазохистом.
Смирение и кротость не в самоунижении, а в отсутствии самовозвышения. И здесь самое главное – внутреннее, а не внешнее. Нет ничего глупее показывать смирение, чувствуя внутри лишь жалкость самого себя. Что такое истинное смирение? Это обуздание своих земных животных страстей. Это взгляд на человека как на часть тебя, несмотря даже на то, что он, возможно, рвет и мечет в твою сторону в силу своей ограниченности. Но это вовсе не принижение перед ним. Если ты живешь в отдаче и тебе не нужно ничего для себя – это не значит, что ты униженный и оскорбленный, наоборот, – ты уважаешь себя, ты возвышенный, благородный, парящий над землей с улыбкой, обращенной ко всем (а не со щекой, подставленной под удары глупцов). Все другие – это ты. Но это не значит, что в едином организме больная клетка может глумиться над здоровой. Больную надо лечить. Всем, что попадется тяжелое под руку.
Нельзя слепо делать то, что ты обязан, что тебе сказали или так принято. Это глупость. Это навязано извне. Нужно делать то, что ты хочешь. Пусть твое истинное «я», стоящее над тобой-животным, регулирует твои хотения. Например, мне приходится часто летать на самолетах. Да, много понаписано про самоограничения и отказ от «излишков». Но я думаю, что все-таки летать нужно только первым классом. Зачем лишний раз мучить свое бренное тело? Разве истязания тела, физический дискомфорт, аскетические ограничения что-то дадут душе? Ничего, кроме отвлечения от духовной работы.
Лучше даже побаловать тело, чтобы оно было довольно, чем причинять ему боль и отвлекаться на это. Почему вообще в духовных учениях очень часто так много внимания уделяется внешнему (бедности, скудости в пищи, одежде и т.д и т.п), порой даже затмевающему внутреннее придаваемой значимостью? Разве изменения в человеке должны идти извне вовнутрь? А не наоборот – изнутри вовне? Иначе конфликт, комплексы, проблемы и постоянные страдания, только мешающие продвижению по духовному пути, — просто неизбежны. К тому же это опять же аспект самоуважения (не путать с высокомерием).
Уважительному отношению человека к самому себе почему-то традиционно уделяется какое-то «куцое» внимание. Например, почему в каббалистических группах насаждается практика «пригибания» перед «товарищами»? Разве отдача и любовь подразумевают пригибание, самоуничижение, унижение? Разве это не отношения равных? К чему каббалисты приучают свою «паству» и с какой целью? К покорности что ли? Ведь даже в отношениях любящих друг друга людей нет никакого пригибания. Уступки, да, но только в быту, по мелочам, когда это не касается чего-то принципиального.
То же самое можно сказать и о «смиренномудрии» в христианстве. Оно должно исходить из сердца, а не быть каким-то внешним обрядом. Только гордый, внутренне свободный, полный собственного достоинства и уважающий себя человек может быть по-настоящему смиренномудр. Когда он в сердце своем видит, что весь мир заключен внутри его, что любить себя и ближнего – это одно и то же.
Источник:
christ-kabbala.ru