Особенности психического развития человека в информационном обществе

Особенности психического развития человека в информационном обществеИнтерес к данной теме у меня возник в связи слабой изученности влияния информационных технологий на психику человека, хотя их влияние на нашу жизнь возрастает, как и область применения. На данный момент видно уже не вооруженным взглядом, что живем мы уже не так, как двадцать лет назад. И мне стало интересно: как изменения в жизни повлияли на психику человека?Особенности психического развития человека в информационном обществеИнтерес к данной теме у меня возник в связи слабой изученности влияния информационных технологий на психику человека, хотя их влияние на нашу жизнь возрастает, как и область применения. На данный момент видно уже не вооруженным взглядом, что живем мы уже не так, как двадцать лет назад. И мне стало интересно: как изменения в жизни повлияли на психику человека?

Изначально работа задумывалась как простое «словоблудие» без фактов, но в процессе изучения темы стало понятно, что сферу деятельности надо конкретизировать и предоставить доказательства того, что якобы находится у всех на виду. Поэтому вся работа была сведена к следующим направлениям: проверялась кратковременная память (объем запоминания и скорость забывания), концентрация внимания, стиль мышления, скорость реакции. Данные параметры, на мой взгляд, являются важными составляющими для психической деятельности, поэтому они и были выбраны.

Для получения практических данных была разработана компьютерная программа, включающая в себя несколько методик: для проверки памяти испытуемых просили запомнить в самом начале ряд из 12 двузначных чисел, и в ходе теста требовалось ввести их несколько раз (сразу после запоминания, примерно через 5 и потом через 20 минут). Для проверки скорости реакции проводился следующий тест: на дисплее появлялась одна из трех букв «Ф», «Ж», «Т» и испытуемый должен был нажать на требуемую букву, а программа засекала время от предъявления стимула до реакции на него. Для проверки концентрации внимания, я просил людей сосредоточиться на картинке (картинка с волками) и найти всех спрятанных. А для проверки стиля мышления я использовал тест из книги «Практическая психология. Инструментарий» (автор Шапарь В. Б., Ростов-на-Дону, 2004 г., изд. Феникс). В качестве испытуемых были взяты люди в возрасте от 18 до 22 лет и разбиты на 2 группы: активные пользователи Интернета (более 2-х часов в день) — группа А, и группа В — люди, которые не пользуются Интернетом вообще или используют его только для проверки электронной почты.

Описание своих результатов я начну с описания памяти, так как этот процесс пронизывает все уровни психики. Моим предположением было следующее: доступ к информации постоянно облегчается, поэтому запоминать много данных на продолжительный срок не требуется, а значит, объем запоминаемой информации должен увеличиться только для кратковременной памяти, а для долговременной должен ухудшиться. Гипотеза была подтверждена (на том уровне, на котором позволило мое исследование): сразу после запоминания группа А воспроизводила 70,5% данных, допустив 10,5 % ошибок, для группы В эти показатели составили 61,4% и 11,7%. Различие видно невооруженным взглядом. Уже при второй проверке обе группы воспроизвели 58,9% данных, но у группы А доля ошибок составила уже 12,4%. Т. е. у активных пользователей Интернета скорость забывания выше, что было подтверждено в ходе третьего ввода данных: группа В воспроизвела 56,7% данных, допустив при этом всего 10% ошибок, а для группы А эти показатели равнялись 54,7% и 12,6% соответственно. Как показывают результаты, гипотеза оказалась верна.

Следующей характеристикой оказался стиль мышления. Для активных пользователей Интернета наиболее характерными оказались реалистический и идеалистический, а у группы В аналитический и прагматический. Объяснить данный факт или сделать на его основе некоторое предположение я на данный момент не могу.

Концентрация внимания — еще один показатель, который изучался в данной работе. И, как ни парадоксально, обилие информации не улучшило эту черту. На мой взгляд, чтобы ориентироваться в современном мире информации, надо уметь заострять внимание на мелочах и нюансах, но активные пользователи сети Интернет находили в среднем 66% от общего числа волков, тогда как люди, живущие без Интернета 80%, что на 14% выше. Т. е. в группе А чаще пренебрегают мелочами: «здесь не видим нужных данных, посмотрим в другом месте. По кнопочкам стучать не трудно». А группа В не может позволить себе такой роскоши и поэтому вынуждена скрупулезно всматриваться и искать.

Скорость реакции — последний показатель, рассмотренный в данной работе. Постоянный рост скорости обмена информации и бесконечное сокращение времени, даваемого на ответ, должны были привести к ускорению скорости реакции, что, собственно, и произошло: активные пользователи Интернета в среднем реагировали в 1,26 раза быстрее, а именно показывали результат в 912,3 миллисекунды, а испытуемые из группы В в среднем реагировали за 1149,7 миллисекунды. Т. е. гипотеза подтвердилась.

Да, на данный момент различия по многим параметрам несущественны, но и повсеместное проникновение компьютеров, Интернета… началось не так давно. Поэтому мы можем в основном предполагать и строить гипотезы, и согласно моему исследованию наши потомки будут быстро реагировать на новые поступающие стимулы, почти без искажений воспроизводить только что запомненные данные, после чего быстро их забывать, оставляя в памяти только самое важное — место нахождения информации по данному вопросу. Уровень концентрируемости внимания из-за обилия данных будет ниже, чем мы наблюдаем на сегодняшний день. И в целом они будут идеально адаптированы к жизни, где любая информация доступна всем в любой точке мира 24 часа в сутки.

Автор: Безруков Виталий, студент 2-го курса Восточно-европейского института психоанализа.

Источник:
«Психологическая газета»