Сегодня не только Интернет прочно вошел в жизнь москвичей, но и сама реальная жизнь активно встроена в виртуальную Сеть — во всех ее, жизни, проявлениях. В том числе и в духовных, религиозных. Почти все конфессии в наши дни так или иначе «прописались» в электронных эмпиреях. Где и продолжена ими эта многовековая, но всегда актуальная дискуссия о смысле нашей с вами человеческой сущности.Сегодня не только Интернет прочно вошел в жизнь москвичей, но и сама реальная жизнь активно встроена в виртуальную Сеть — во всех ее, жизни, проявлениях. В том числе и в духовных, религиозных. Почти все конфессии в наши дни так или иначе «прописались» в электронных эмпиреях. Где и продолжена ими эта многовековая, но всегда актуальная дискуссия о смысле нашей с вами человеческой сущности.
Добро пожаловать в e-храм!
Трансляция религиозных убеждений в интернет-среде началась с середины 90-х годов, когда в Сети появились церковные каталоги и рубрикаторы — в основном в англоязычном секторе. Тогда замелькали первые цифровые копии раннехристианских памятников: Новый Завет, произведения апостольских отцов и апологетов, ересеологические трактаты, сочинения и труды эпохи Вселенских соборов. Особо отметим виртуальную коллекцию «Новое Пришествие» (www.newadvent.org), «Библиотеку св. Пахомия» (http://www.voskrese.info/spl/), содержащую замечательную подборку сочинений по всей истории христианства, и, наконец, электронную версию 38-томного собрания отцов Церкви (www.ccel.org/fathers2). Кроме электронных библиотек и проектов, посвященных отдельным вопросам или персоналиям, в Сети прописались и on-line версии журналов по истории раннего христианства — таких, как Journal of Greco-Roman Christianity and Judaism (www.jgrchj.net) и Journal of Higher Criticism (depts.drew.edu/jhc).
Растущие возможности Инета и «толщина» каналов способствовали появлению огромного количества церковных сайтов с разнообразным функционалом. С конца 90-х — начала 2000-х годов стали практиковаться виртуальные встречи в киберпространстве для проведения совместных молитв. Первой ласточкой стала «Англиканская церковь» (www.cofe.anglican.org), довольно оперативно реагирующая на текущую ситуацию в мире (на ее ресурсе вы, например, сегодня обнаружите молитву о финансовом кризисе) и так называемая «Церковь глупцов» (http://churchoffools.com) — первая 3D-онлайновая церковь, как утверждают ее создатели. Ее сайт представляет собой некий виртуальный храм, внутри которого можно перемещаться, подробно рассматривая убранства и знакомясь с назначением отдельных частей интерьера (для прогулки требуется поддержка Shockwave Flash версии не ниже 8.5.1).
В рейтингах Рунета сайты подобного содержания пока находятся на положении догоняющих, хотя и с неплохой динамикой: с 2000 по 2006 г. их число выросло с 300 до 2600. Если говорить о самых посещаемых православных интернет-проектах, то первая тройка сайтов выглядит так: «Православный календарь» (www.days.ru), Православие.Ru (www.pravoslavie.ru) и официальный сайт РПЦ (www.mospat.ru).
Контратака клонов
Не остались вне процесса и видеохостинги, социальные сети, интерактивные энциклопедии. Самым посещаемым клоном YouТube, по версии американских социологов, стал GodTube с его обширной базой более чем в 12 000 000 роликов и 2 000 000 уникальных посетителей в месяц. На нем размещены материалы развлекательного характера — это музыка, комедийные видеосюжеты, а также видеозаписи острых богословских дебатов. На сайте находится «молитвенная стена», где можно оставить своеобразную «записку» Богу с изложением своей проблемы. Сегодня GodTube вырос в христианскую социальную сеть Tangle (www.tangle.com), единственным условием участия в которой является вера в Иисуса Христа и Библию.
Без особых лингвистических изысков была клонирована и известная социальная сеть MySpace — как вы догадываетесь, в MyChurch (http://mychurch.org). Ресурс предлагает пользователям «всего лишь» организовать собственную «церковь» в Интернете. Или, в крайнем случае, расширить свой круг общения благодаря другим веб-христианам. В рамках MyChurch с момента ее появления было создано более 30 000 000 «церквей», в которых ежедневно совершаются on-line богослужения с участием более 230 000 зарегистрированных пользователей. В MyChurch можно делиться фото, вести блог или проповедовать, организовывать собственные сообщества («церкви»), планировать совместные акции и заводить новых друзей. Небесполезной функцией для тех, кто пропустил воскресную службу, является доступ к записям бесед некоторых пасторов и возможность их обсуждения в форуме.
Новые веяния коснулись и Википедии, в которой появились целые религиозные разделы. Правда, открытость проекта вызывает споры относительно достоверности представленных данных, а особо консервативные деятели Церкви и исследователи даже считают эти материалы антихристианскими. Один из них, адвокат и преподаватель истории Эндрю Шлефли, запустил в 2006 году свой Вики-подобный проект Conservapedia (www.conservapedia.com).
Либеральный Вики-дух здесь замещен христианско-консервативным взглядом на различные научные области, затруднен процесс редактирования. Запрещено и копировать сюда материалы из Википедии. Основным источником информации выступает Библия.
Молитва по SMS
Не так давно Католическая церковь на Филиппинах разрешила верующим отправлять просьбы о деньгах, работе и любимых к Богу при помощи SMS-сообщений. Все пришедшие сообщения были включены в ежедневные молитвы кармелитских монахинь и мессы, проводимые в церквях. Одно такое сообщение обходится филиппинцам в 5 центов.
А вот в Европе и мусульманских странах подобная практика не прижилась. Как, впрочем, и в России. Примерно 2 года назад в Рунете существовал сайт smsmolitva.ru, предлагавший аналогичные «услуги», сегодня их почти нет. Тем не менее заказать бесплатную интернет-молитву можно до сих пор на частных сайтах священников (например, здесь: http://pominovenie-iv.narod.ru/question.html).
На Украине данный сервис в прошлом году активно рекламировала в офлайне церковь «Благая Весть». Обладателям мобильных телефонов предлагалось передавать в эсемэсках свои просьбы о молитвенной поддержке при алкогольной или наркозависимости, душевных и эмоциональных проблемах, семейной и финансовой нужде, порче, проклятиях.
Выглядит это с непривычки несколько цинично. Хотя разницы, по сути, никакой: что заказывать молебен в церкви, что оплачивать молитву по телефону. Ведь в подобном формате (оплата через SMS) совершаются и другие богоугодные дела. Например, помощь больным раком детям.
Что же касается реакции церковного общества на развитие интернет-технологий, то она пока остается, я бы сказал, двоякой. Одни обвиняют компьютерные технологии (особенно игры) в том, что те подменяют настоящую жизнь виртуальной, разъединяют людей и ведут нас в геенну огненную. Другие признают, что уже невозможно позволить себе роскошь жизни исключительно в реальном мире.
При этом обе стороны уже так или иначе втянуты во Всемирную паутину и IT-технологии.
В итоге вопрос лишь в том, что несет нам виртуальный мир. Затягивает ли он человека, замыкает его на себе самом, обедняя в нуждах и эмоциях, или человек выходит из него преображенным и улучшенным? Ведь пути к Богу неисповедимы.
В тему
Интернет-церковь, которая так и называется — www.internetcerkov.ru, все же отличается от обычной. Как минимум своими доктринами — уж слишком много на этом ресурсе проповедей чисто светских понятий — патриотизма, гражданского долга, лояльности к существующей власти etc.
Но есть тут и прикладная информация: рассказывается, как спасти душу, что говорили о Боге известные ученые, почему колдовство и аморальный образ жизни ведут к духовной тьме. Можно послушать аудиопроповеди на животрепещущие темы. Оперативен и подробен обзор событий и мероприятий в российских православных церквях.
Проект под названием «Древо» (http://drevo.pravbeseda.ru) — открытая православная энциклопедия, где за почти 4 года ее существования накопилось уже более 10 000 статей.
Тематика сайта не ограничивается исключительно православием, представлены и другие христианские конфессии, а также другие религии. Ищущим конкретную личность или событие пригодятся обширный словник и календарь. Очень приветствуется помощь в дополнениях и новых статьях, что указано в конце каждой страницы.
Каталог православных ресурсов www.hristianstvo.ru предлагает вам обширнейшую информацию на 30 языках мира.
Все его источники (а их почти 6500) сгруппированы в 9 тематических разделах. Примерно половина собранных здесь сайтов — русскоязычные, есть и те, что на английском. Сориентироваться же в этом многообразии поможет система внутреннего поиска и раздел новостей за неделю.
Научный богословский портал http://bogoslov.ru не ограничивается лишь теологическими изысканиями, хотя они традиционно широко представлены в его разделах — от «Библеистики» до «Религии и мира».
Встречаются здесь, однако, и довольно «еретические» статьи — к примеру, в разделе «Филология» высказывается предположение, что Гарри Поттер стал главным стимулом для развития современной православной детской литературы. Как вам такое?
Довольно продвинутым смотрится и так называемый миссионерский портал диакона Андрея Кураева http://kuraev.ru. Автор делится своими смелыми, подчас новаторскими идеями с читателями в форуме, там же проводит просветительскую работу, что из-за наплыва посетителей вызывает изрядное торможение загрузки сайта.
Представляет немалый интерес и раздел с публикациями диакона, многие из которых вызвали немало споров, в том числе и в СМИ.
***
Константин Блаженов, заместитель председателя Комитета по связям с религиозными организациями:
— Каждый человек вправе иметь свою точку зрения: кто-то вообще считает Интернет и компьютер исчадием ада. Лично я думаю, что церковь, религия — неотъемлемые части нашего общества, которые проникали и будут проникать в нашу жизнь, в том числе виртуальную. И это можно только приветствовать.
Источник:
«Вечерняя Москва»